Автор: Данилов Олег Евгеньевич

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Данилов О. Е. Характеристики обучающих систем [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11968/ (дата обращения: 18.12.2017).



Рассмотрен подход к обучающим системам, заключающийся в рассмотрении их с точки зрения организационных систем. Такой анализ полезен, если необходимо выяснить принципы управления такими системами.

Ключевые слова: обучающийся, обучающая система, преподаватель, система «преподаватель — обучающийся»

Под обучающей системой иногда понимают аппаратно-программный комплекс, предназначенный для обучения [1]. Однако этим термином, наверное, правильнее было бы обозначать любые системы, имеющие обучающее назначение. Такое определение подходит и для всей системы образования в целом, и для отдельных учебных заведений, и для систем «преподаватель — обучающийся». Считается, что основная задача обучающей системы состоит в эффективной передаче знаний, которая зависит, в свою очередь, от степени подготовленности обучающихся и их способности усваивать полученную информацию. Различают автономные и сетевые обучающие системы.

В соответствии с положениями теории организации обучающая система может рассматриваться как любая организационная система, и, как объект управления, характеризуется рядом свойств, которые определяют принципы управления такой системой. Рассмотрим некоторые из них.

Сложность. Обучающие системы обычно представляют собой сложные системы, состоящие из подсистем с большим числом элементов и изменчивых связей между ними.

Нестационарностъ. Взаимодействие между подсистемами обучающей системы и внешней средой характеризуется изменчивостью.

Многомерность. Обучающие системы обладают большим числом входов и выходов, а для описания их поведения необходимо учитывать большое количество параметров.

Нелинейность. Зависимости между факторами регуляции поведения и состояниями обучающей системы невозможно представить в аналитическом виде.

Инерционность. Между подачей управляющего воздействия на вход обучающей системы и выходным откликом проходит определенное время, которое иногда может быть очень большим.

Целенаправленность. Важной чертой обучающих систем является активный целенаправленный характер их функционирования. Причем цели подсистем и системы в целом могут не совпадать, что может вызвать их конфликт. Целенаправленность здесь понимается как тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния, либо на усиления (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать внешнюю среду и случайные события.

Неопределенность. Следствием целенаправленности системы является выбор поведения. Сложные системы обладают способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать результат их действия невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации. Из-за постоянного изменения структуры и элементов, а также развития самой системы и наличия активных факторов, влияющих на ее поведение, в нее вносится неопределенность.

Открытость. Это свойство, обладая которым система имеет возможность непрерывно обмениваться информацией с окружающей средой. Также открытость может проявляться в возможности системы управлять своими ресурсами. В результате открытые обучающие системы могут изменять свои функции и структуру.

Самоорганизация. Самоорганизующееся поведение обучающих систем заключается в том, что реакция обучающей системы определяется главным образом не внешними факторами, а ее структурой и связями. Иными словами, система без внешнего воздействия может формировать свою временную и функциональную структуру. Внешняя среда выступает лишь катализатором изменений внутренних состояний, которые реализуются рекурсивно (изменения происходят на основе принципа структурно-функционального единства).

Структура обучающей системы сама является самоорганизующейся системой в виде замкнутой сети операций. Ее функционирование осуществляется автономно и направлено на поддержку этой автономии. Постоянство структуры свойственно только для относительно простых обучающих систем. В сложных системах необходимо учитывать изменения их структур. При этом система может функционировать, не только уменьшая неблагоприятные изменения, но и увеличивая благоприятные с помощью положительной обратной связи.

Свойства активности, открытости и самоорганизации обусловливают поведение обучающей системы, существенно отличающее их от технических систем.

В теории организационных систем принципом их построения является требование наибольшей эффективности управления. Для этого управление направлено на установление четких взаимосвязей между отдельными подсистемами, на распределение между ними прав и ответственности. Это позволяет системе взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы на достижение целей. При этом под системой управления понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие системы как единого целого.

В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В процессе организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи и развиваются существующие связи. В процессе дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.

Литература:

  1. Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 8. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): Следствием целенаправленности системы, знании свойств системы, сложные системы, системы образования, возможности системы, Сложные системы, организационных систем, целостность системы, внешней средой, большим числом, развитие системы, принципы управления, большим числом элементов, зрения организационных систем, факторами регуляции поведения, большим числом входов, организационных систем принципом, система «преподаватель, уменьшая неблагоприятные изменения, постоянного изменения структуры.

Ключевые слова

преподаватель, обучающийся, обучающая система, система «преподаватель — обучающийся»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос