Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.11.2015

Статья просмотрена: 10930 раз

Библиографическое описание:

Эскиев, М. А. Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность / М. А. Эскиев, С. А. Аслаханова, А. И. Бексултанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 689-692. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23841/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

На эффективность управления влияют различные факторы, среди них основными являются:

                    средства производства, с помощью которых человек, коллектив, общество производит все необходимое для жизни, то есть усиливает умственные и физические способности человека;

                    умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность;

                    социальные условия, которые способствуют раскрытию творческих способностей отдельного работника и коллектива в целом.

К числу этих объективных факторов надлежит отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности.

По степени управляемости факторы можно разделить на нерегулируемые, слаборегулируемые и регулируемые.

Нерегулируемые факторы не зависят от управленческих решений, к ним относятся факторы, характеризующие месторасположение филиала, наличие конкурентов и др.

Под слаборегулируемыми чаще всего разумеют факторы, имеющие большую инертность, изменение которых за определенный период времени мало зависит от управленческих решений. К таким факторам можно отнести: размер представительств фирмы, объем и структуру основных фондов, характеристики технического уровня производства (мощность машин, степень механизации и автоматизации производства и др.).

Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно–исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности осуществляемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

К регулируемым относятся факторы, характеризующие качество управления персоналом, уровень организации производства и труда, степень применения ресурсов и др. Именно эта группа факторов и формирующих их отправные показатели необходима нам для дальнейшего исследования.

Предложенная классификация показателей удобна для проведения исследования взаимосвязи эффективности управления персоналом и регулирующих факторов, так как позволяет решить одноименную проблему в различных аспектах (табл. 1).

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на эффективность управления

Внешние факторы

Внутренние факторы

Активная политика конкурентов

Психологический климат в коллективе

Внезапные изменения в экономическом положении клиентов

Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия

Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые события

Болезни руководителей и сотрудников

 

Структурные изменения в обществе

Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т. д.)

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников

Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей

Расширение или сокращение деятельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство

Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников

Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей

Расширение или сокращение деятельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство

Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы, ухудшающие качество населения

Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм

Резкие колебания на финансовых рынках

Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)

Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья

Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства

Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

Новые технологии производства товаров и услуг

Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития

Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыскания

Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства

Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников

 

По нашему мнению, на эффективность управления персоналом показывают влияние, прежде всего, компетенция работников и уровень их мотивации. При этом компетенция работников зависит от уровня их образования (знаний), опыта работы (навыков) и личных способностей (умений).

Вряд ли можно отрицать, что вознаграждение или компенсация работникам является исключительно важным фактором, оказывающим влияние на эффективность управления персоналом.

Исследования представляют, что на работе руководители применяют всего лишь от 20 до 25 % своих интеллектуальных возможностей, также существуют и другие проблемы — конфликты с вышестоящим руководством, отсутствие широкого простора для реализации возможностей, опасения того, что усилия не будут одобрены, отсутствие веры в возможность изменений.

 

Таблица 2

Стили управления

http://www.manageweb.ru/images/books/163/index-78.jpg

 

Специалисты в области организации управления подчеркивают, что для совершенствования управления необходимо больше внимания уделять проблемам корпоративного развития, учету запросов заинтересованных социальных групп, психологическим проблемам адаптации, расширению практики принятия решений в условиях неопределенности, нестандартным ситуациям и т. Д., в современных условиях особое внимание уделяется способности руководителей умело организовывать работу трудового коллектива, наиболее полно использовать творческие способности каждого работника. Изменяются взаимоотношения между руководителями и подчиненными: директивное руководство уступает место обоюдному обмену информацией. Важное значение придают способности руководителя заинтересовать работников в достижении корпоративных целей акционерного общества. Оплата труда руководителя непосредственно зависит от результатов работы руководимого коллектива. Снижается значение функции контроля управляющих за подчиненными и от него во все большей степени требуется общее руководство трудовым коллективом с целью достижения наилучших результатов.

«Стимулирование работников, возможно, и не единственный путь к повышению индивидуальной, групповой и даже организационной результативности, но это, вероятно, необходимое условие ее повышения в большинстве организаций в долгосрочном аспекте».

Процесс повышения эффективности управления организацией состоит из ряда последовательных этапов:

Первый этап — изучение внешних факторов, влияющих на эффективность управления организацией. На этом этапе проводятся:

                    оценка совместимости ценностей, традиций, практики с различными концепциями и принципами управления, например, «соучастное» управление, довольно эффективное во многих случаях, может быть несовместимо с существующими традицией и культурой, и тогда эффективным оказывается директивный стиль управления;

                    установление основных характеристик людей, адекватных культуре данной организации.

                    оценка основных характеристик и показателей предприятия: их размеры, динамика, прибыльность, рынок сбыта тепловой и электрической энергии, капитальные вложения и т. Д.;

                    определение того, что члены данной организации должны знать и каких позиций они должны придерживаться, чтобы эффективно функционировать в данной организации или ее подразделениях.

Второй этап — определение и классификация необходимых знаний и навыков;

Третий этап — изучение требований к руководителю. Основной вопрос, решаемый на данном этапе, состоит в определении:

                    уровня руководителя — высшее, среднее или низшее звено руководства;

                    роли данного руководителя в организации, занят ли он непосредственно на производстве или работает в аппарате управления, располагает реальной властью или должен добиваться от других добровольного выполнения поставленных целей;

                    сферы заботы руководителя, потому что, например, методы руководства исследовательской деятельностью существенно разнятся от методов руководства другими подразделениями.

Четвертый этап прогноз изменения требований к руководителю; на этом этапе нужно выяснить, какие новые факторы и требования появляются, какие из них пропадают.

Пятый этап — изучение и оценка руководителей. На этом этапе важно выяснить особенности управленческого поведения руководителей различных рангов, широту и уровень знаний и степень владения навыками руководства в тех пределах, которые предназначены для классификации необходимых знаний и навыков, их личные устремления и идеалы.

Шестой этап установление областей наибольшего внимания в производстве и управлении, оценка их значимости, формирование системы мероприятий по их «разведке». На этом этапе, как правило, определяется стоимость материальных затрат на преодоление обнаруженных недостатков, соотношение между потерями, которые несет предприятие от недостатков в ее деятельности и затратами на преодоление этих недостатков, определяется различие между желаемым и реальным в уровне знаний, владении навыками, в ценностной ориентации и чертах личности. Поэтому необходимо провести ранжирование выявленных «узких мест» с тем, чтобы отчетливо представлять, какие из них особенно мешают успеху и в каком направлении возможно совершенствование, способное привести к наибольшему результату, таким образом, содержание труда во многом определяет степень удовлетворенности человека своей работой и, как следствие этого, нередко представляется одним из ведущих факторов стабильности производственных коллективов. Для изучения функций организации с точки зрения их содержательности, творческой насыщенности, разнообразия решаемых задач предполагается, что носителем информации выступает работник, как участник управленческого и трудового процесса.

 

Литература:

 

  1.                Лилеева З. А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: Как руководитель организации. — М.: Статистика, 1997. — С.92.
  2.                Эскиев М. А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С. Юсупова Т. А.
  3.                Чажаев М., И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
  4.                Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство№ 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, эффективность управления, избыток специалистов, компетенция работников, мероприятие правительства, метод руководства, недостаточная квалификация работников, неисправность машин, работа новых сотрудников, трудовой коллектив.


Похожие статьи

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников

Таким образом, адекватная оценка личного трудового вклада работника остается непременным условием эффективной оплаты по результату. Для повышения эффективности работы сотрудников используются различные способы управления и воздействия на них...

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

 создание условий для получения работником возможности соответствующей его заинтересованностям и запросам работе

В своей работе с трудовым персоналом руководство предприятия ориентируется в первую очередь на эффективность требуемых...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Значимость мотивационных факторов для производственных работников ПАО «Силовые машины».

Как видно из таблицы 3, главным фактором демотиваици в работе для сотрудников является недостаточный уровень материального вознаграждения.

Влияние обучения персонала на рост производительности...

Обучение существенно важно для обеспечения максимальной эффективности, производительности труда и чувства удовлетворения работой у сотрудников.

Также происходит убеждение работников в том, что они должны формировать новые навыки и...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

...такая ошибка — работникам заявляют о том, что мероприятие по оценке проводится с целью определения потребности в их обучении, а по

Метод оценки эффективности деятельности используют для

Критерии эффективности управление персоналом.-2008-№ 18-с.36 39.

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Уровни этих управленческих компетенций в общем виде можно описать следующим образом.

На основе общих закономерностей разрабатываются конкретные методы управления в зависимости от

— соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения.

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления...

Управление компетенций может осуществляться как на уровне предприятия, так и на уровне отдельного работника.

Другим важным условием повышения эффективности управления персоналам является мотивация трудовой деятельности.

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте...

При этом В. Гимпельсон в своей работе «Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники?

Дефицит квалифицированных рабочих и недостаточный уровень квалификации выпускников обратили внимание руководства завода на потребность...

Современные методы управления персоналом организации

Оценка эффективности работы персонала также входит в зону ответственности кадровой службы.

Существуют современные методы управления персоналом, они являются приемами и

Все методы по-своему уникальны и воздействуют по-разному на каждого работника.

Похожие статьи

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников

Таким образом, адекватная оценка личного трудового вклада работника остается непременным условием эффективной оплаты по результату. Для повышения эффективности работы сотрудников используются различные способы управления и воздействия на них...

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

 создание условий для получения работником возможности соответствующей его заинтересованностям и запросам работе

В своей работе с трудовым персоналом руководство предприятия ориентируется в первую очередь на эффективность требуемых...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Значимость мотивационных факторов для производственных работников ПАО «Силовые машины».

Как видно из таблицы 3, главным фактором демотиваици в работе для сотрудников является недостаточный уровень материального вознаграждения.

Влияние обучения персонала на рост производительности...

Обучение существенно важно для обеспечения максимальной эффективности, производительности труда и чувства удовлетворения работой у сотрудников.

Также происходит убеждение работников в том, что они должны формировать новые навыки и...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

...такая ошибка — работникам заявляют о том, что мероприятие по оценке проводится с целью определения потребности в их обучении, а по

Метод оценки эффективности деятельности используют для

Критерии эффективности управление персоналом.-2008-№ 18-с.36 39.

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Уровни этих управленческих компетенций в общем виде можно описать следующим образом.

На основе общих закономерностей разрабатываются конкретные методы управления в зависимости от

— соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения.

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления...

Управление компетенций может осуществляться как на уровне предприятия, так и на уровне отдельного работника.

Другим важным условием повышения эффективности управления персоналам является мотивация трудовой деятельности.

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте...

При этом В. Гимпельсон в своей работе «Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники?

Дефицит квалифицированных рабочих и недостаточный уровень квалификации выпускников обратили внимание руководства завода на потребность...

Современные методы управления персоналом организации

Оценка эффективности работы персонала также входит в зону ответственности кадровой службы.

Существуют современные методы управления персоналом, они являются приемами и

Все методы по-своему уникальны и воздействуют по-разному на каждого работника.

Задать вопрос