Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Булатова Р. М. Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития менеджмента // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 367-370. — URL https://moluch.ru/archive/136/38025/ (дата обращения: 23.05.2018).



Наше время — время больших перемен, которые затронули все сферы деятельности человека. Кажется, что наше время вместило все проблемы, когда-либо стоявшие перед человечеством, но уже на основе другой более сложной реальности.

Управление призвано обеспечить целостность организации и, по меньшей мере, достижение ее целей, если не самым оптимальным путем, то путем, обеспечивающим развитие последней.

В практике и теории менеджмента реализовано и построено множество схем и парадигм управления. От простейших на раннем этапе формирования рыночной экономики, ограничивающихся стабильными условиями окружения, через подходы, учитывающие динамику внешней среды, прогнозируя будущее, до подходов, нацеленных на ведение управленческой деятельности в условиях гипертурбулентной среды.

Сегодня в условиях обостряющегося мирового экономического кризиса особенно актуальным является анализ парадигм менеджмента, т. к. опыт говорит о том, что не существует единственного подхода или сценария управления. В каждом конкретном случае в зависимости от организационной сложности компании, ее величины, от доли интеллектуальной собственности в активах, от уровня развития экономики, от характеристик внешней и внутренней среды может быть востребована та или иная комбинация идей, обеспечивающая наилучшее из возможных управление.

Анализ этапов развития теории и практики менеджмента требует рассмотрения некоторых вопросов, выходящих за рамки самого менеджмента: системный, эволюционный и знаниевый аспекты управления.

Объект управления и система управления — представляют исходно открытую и самоорганизующуюся систему, обменивающуюся с внешней средой посредством материальных, финансовых, информационных и иных потоков.

Именно эти свойства обеспечили живучесть организаций, на периоды, превышающие по длительности, как время жизни их создателей, так и ключевых механизмов управления эпохи их зарождения.

Управляет организацией человек или группа людей. И хотя нельзя ставить знак равенства между человеком и механизмом управления организацией, тем ни менее управление последней есть (сложная, нелинейная) функция от способностей человека. Именно поэтому любая организация по своей природе является принципиально открытой системой.

Из того, что исходные управляющие воздействия определяются человеком следует, что в самом начале эволюции экономических систем способов управления в той или иной степени выраженности представлен весь обширный спектр человеческих возможностей управлять, преломленный через структуру организации и ее внутреннюю и внешнюю среду. Которые и проявляются в перспективе в виде актуальных механизмов и парадигм управления на каждом шаге развития экономик.

Стационарность обменных потоков определяет подходящий (не самый сложный) способ управления, а практика является критерием правильности выбора. Но нет никаких оснований считать, что одни, на первых этапах развития производства, исключают другие менее актуальные способы управления организацией. Одни способы управления достаточные для решения стоящих задач выступают на первый план, другие — на второй, для решения может быть алгоритмически более сложных задач, всегда стоящих перед человеком и любой организацией, но не столь весомых.

Т. е. управленческая структура в той или иной степени выраженности содержит все три иерархии управления (рис. 1) [3]:

− управление, как реализация управляющего воздействия (контур 1);

− регулирование, как реализация управляющего воздействия с использованием обратной связи (контур 2);

− адаптацию, как изменение закона управления в зависимости от возмущений (контур 3).

Рис. 1. Управление с адаптацией [2]

Как отмечается [3], система управления с обратной связью может координировать объект управления, даже не располагая моделью объекта. Существенным становится вопрос качества управления. Т. е. появляется необходимость в процедуре нахождения такого закона управления, при котором обеспечивается максимальная производительность в заданном диапазоне управляющих воздействий.

Следующим важным моментом, который необходимо уточнить при анализе этапов становления менеджмента и смен парадигм управления, является учет того факта, что теория и практика менеджмента имеют разные, несмотря на конвергенцию, истории, по крайней мере, до определенного исторического момента. Сначала впереди идет практика менеджмента, потом, сближаясь практика и теория выравниваются (и теория, т. е. наука способна в реальном времени описывать эволюционные процессы, происходящие в современном менеджменте) и, наконец, наступает эра, когда возможно теоретическое предсказание по поводу управления, востребованное практикой.

Заметим, что теория, как и научная парадигма, возникают с момента, когда предлагаемые ими концепции опережают порождение их же практикой [2].

Важно заметить, что всякая новая парадигма управления или реализованный способ управления не заменяют предшествующие способы, а получает приоритет. Т. е. сложившиеся условия во внутренней и внешней среде организации определяют ключевые алгоритмы управления. Это позволяет взглянуть на эволюцию парадигм и концепций управления двояко: вдоль стрелы времени и через современный срез, т. е. через то, во что сегодня вылился эволюционный ряд подходов к управлению. В первом случае можно привязать хронологию развития управленческой мысли к эпохам экономического развития или развитию средств коммуникации, а во втором можно попытаться понять, как давние идеи воплотились в современные школы и парадигмы управления.

На рис.2 сопоставлена эволюция идей управления с хронологий эпох экономического развития и их современный спектр на основе данных работ [1, 3].

Следующим ключевым моментом, определяющим весь ход развития менеджмента, является качество информации на основе, которой принимаются управленческие решения. Можно сказать, что управление организацией это управление информационными потоками посредством информации. Поэтому качество информации на входе и выходе организации является определяющим в потенциальных способах или стратегиях управления.

Если рассматривать организацию с позиций современных систем самоорганизации [4, 6], то очевидным является тот факт, что обмен информацией осуществляется не только по информационной модальности в узком смысле слова, но также и через материальные и финансовые потоки. Более того, исходно большая часть необходимой информации фирма получала непосредственно через материальные потоки, деньги лишь впоследствии из мерила стоимости превратились в эффективный источник информации и механизм управления. Практическая реализация и получение продукции и сырья, сами по себе являлись и являются носителями информации, важной для функционирования организации. Т. е. наличие сырья или комплектующих запускает процесс производства, отдельные технологические процессы, являясь сигналом для последнего. Отсюда, скорость перемещения, т. е. транспортировки первоначально была критичной с точки зрения развития информационных коммуникаций (в роли, которых выступал транспорт).

Рис. 2. Эволюционный ряд идей управления и их современный срез

Затем на первый план в качестве обмена информацией выступили финансовые потоки. Сигнальная функция денег существенно выигрывала в сравнении с материальными носителями. Деньги сформировали новый уровень информационной обеспеченности управления. Они стали тем механизмом управления, который мог запускать, ускорять, останавливать материальные потки, задолго до их физического проявления. Информационный поток этой модальности исходно опирался на уже упомянутый механизм коммуникации — транспорт, затем — связь, что существенно ускорило процесс обмена информацией и ускорило все составляющие производства.

Следующим важным шагом в развитии управленческой среды стали информационные потоки (т. е. потоки информации в узком смысле) обеспечивающие быстрый обмен информацией всех со всеми.

Манипуляция с информацией (данными, знаниями) приводила к куда большим возможностям, как в экстраполяции данных, так и предвидении через построение виртуальных моделей реальных процессов и выработке на этой основе целой линейки возможных стратегий как функции возможных вариантов будущего.

С появлением мощных вычислительных систем во второй половине предшествующего века, появилась надежда на то, что, обладая актуальной информацией, отслеживая в реальном режиме времени и даже предвосхищая процессы, удастся избежать исходно непредвиденных кризисных явлений, как на уровне отдельной фирмы, так и экономик в целом.

В действительности кризисные или хаотические явления не только не исчезли, но стали «более закономерными» (если о хаосе можно так говорить) и как теперь становится понятным, необходимым механизмом развития экономик [5]. Однако информационная неопределенность зачастую вызвана не сложностью рассматриваемых объектов и явлений, а носит привнесенный характер, связанный с возрастанием информационной емкости виртуального пространства. Что приводит к неконтролируемой избыточности, большой зашумленности, старению информации.

Анализ рассматриваемых аспектов развития менеджмента позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее совершенствование методов управления лежит в области интеграции знания, пришло время «собирать камни». Огромное количество хранилищ информации, баз данных, знаний, созданных на основе оригинальных стандартов, концепций и платформ, описанных языками разных предметных областей и аккумулированных в специализированных информационных сферах: глобальных и частных, государственных и коммерческих, научных и прикладных и т. п., — перевалило некую «критическую массу», сверх которой доступ к открытой информации становится затруднительным исключительно по причине неэффективности ее представления, с одной стороны, и как следствие, неадекватности применяемых систем обработки информации современным запросам ее потребителей, с другой.

Литература:

  1. Ансофф И. «Стратегическое управление»: Экономика; Москва; 1989.
  2. Долятовский В. А., Ивахненко А. В., Гамалей Я. В. Адаптивное управление экономическими объектами в нестабильной среде: Монография / Под ред. Гамалей Я. В. // Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ, 2005.
  3. Катькало В. С. Стратегический менеджмент. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы. Вестник СПб. У, сер.8. Вып. 2 (№ 16), 2002.
  4. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение / Пер. с англ., М.: Мир 1990.
  5. Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка: Пер. с англ. — М.: Мир. 2000.
  6. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. — М.: Мир, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): парадигм управления, развития менеджмента, механизмом управления, управления организацией, система управления, способ управления, идей управления, способы управления, закона управления, механизмом управления организацией, реализация управляющего воздействия, смен парадигм управления, способы управления организацией, знаниевый аспекты управления, способы управления достаточные, механизмов управления эпохи, новая парадигма управления, практика менеджмента, изменение закона управления, развития экономик.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос