Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Мартынов, Л. М. Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий / Л. М. Мартынов, Р. М. Геворгян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44761/ (дата обращения: 25.04.2024).



Рассмотрены гипотезы, цели, задачи проведенного исследования, а также его структура и блоки основных рассмотренных вопросов для систематизации знаний как теории инфоком-менеджмента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная бизнес-среда, нематериальные ресурсы, инфоком-менеджмент

Hypotheses, goals, objectives scientific research conducted, as well as its structure and the main blocks of issues addressed how to systematize the knowledge of the theory of Infocom-management.

Keywords: information and communication environment, information and communication technology, virtual business environment, intangible resources, Infocom-management

Гипотезы, цели изадачи исследования для получения новых знаний.

Путь кновым знаниям основанной на гипотезах, целей изадачах исследования

Как известно, в ходе любых исследований и разработок реализуется целенаправленная схема «мышление-действие», в которой сами «действия» — это, прежде всего, умственная, интеллектуально-креативная деятельность, так как разработки требуют проведения научных исследований.

Такие исследования проводятся целенаправленно, планомерно и должным образом организованно. Они выполняются, как правило, на основе выдвигаемых гипотез, выбора подходов, методов, разрабатываемых концептуальных принципов, моделей, тех или иных альтернатив, учета ориентиров, приоритетов, ограничений, определения критериев для реализации выбора из полученных в ходе исследования альтернатив, осуществления расчетно-математических и экспериментальных апробаций достигнутых результатов для подтверждения обоснованности и правомерности выдвинутых гипотез, главной гипотезы.

Это — всего лишь краткое изложение хорошо известного методологического инструментария научного исследования, и этого необходимо придерживаться в ходе исследования. Раскроем его состав применительно к формированию менеджмента в условиях виртуальной бизнес-среды с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот вид менеджмента, как его разновидность, назван профессором Л. М. Мартыновым инфоком-менеджментом [1,2], и он занимает особое место среди других видов менеджмента в рамках современной тенденции бурного и широкомасштабного развития глобальной информационно-коммуникационной (инфокомной) бизнес-среды, примером которой является сеть Интернет.

Для реализации идеи инфоком-менеджмента в виде теории инфоком-менеджмента в качестве гипотез, имеющих свое должное обоснование, профессором Л. М. Мартыновым было выдвинуто несколько гипотез. Укажем некоторые из них:

– в информационно-коммуникационной среде (ИКС), как в виртуальной среде, используются нематериальные ресурсы и потому возможны режимы телетруда, телеработы, телеприсутствия, телеучастие;

– управление в ИКС эффективно для «рассредоточенных» организаций, структурные подразделения и сотрудники которых географически удалены друг от друга;

– переход организации от условий «традиционной» экономики с ее материальными ресурсами к условиям ИКС — управленческая новация данной организации, использующей нематериальные, интеллектуальные ресурсы (НР);

– организации, функционирующие или начинающие свою деятельность в ИКС, адаптируются к ней, используя адекватную инфраструктуру с использованием ИКТ для обеспечения должных бизнес-взаимодействий сотрудников;

– интеллектуальные ресурсы, имеющие приоритетный ресурс «знания» и циркулирующие в ИКС, могут быть рассмотрены как фактор, потенциал, капитал, актив;

– управление в ИКС базируется на применении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на их широком и компетентном использовании для создания и развития инфокомных телесвязей и опосредованных коммуникаций сотрудников организации;

– управление организациями, персоналом в условиях ИКС имеет принципы, методы, формы, средства, учитывающие специфику ИКС, для которой характерны процессы телевоздействия, телевзаимодействия и телесотрудничество, которые не менее эффективны и плодотворны, чем при непосредственных личных встречах людей;

– пространство жизнедеятельности людей, организаций в ИКС — это «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии их телевзаимодействий и телесотрудничества», позволяющее успешно достигать поставленных целей благодаря взаимопониманию и взаимоотношениям сотрудников в ходе их телеобщения при использовании инфокомных телесвязей;

– учитывая темпы развития и масштабы применения ИКТ в человеческой практике современный период времени можно считать инфокомной эпохой, обеспечивающей формирование «постиндустриального общества».

Этот состав гипотез требовал рассмотрения организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях современной бурно развивающейся и быстро осваиваемой ИКС с учетом ее специфических особенностей. Такие организации, осуществляющие деятельность в условиях виртуальной ИКС, рассматриваются как хозяйственные системы, компетентно использующие новейшие ИКТ, сеть Интернет и такие ресурсы как НР. В целях достижения полноты теории инфоком-менеджмента следовало также учитывать, что рассматриваемые социально-экономические системы, как открытые и взаимодействующие со средой системы, находятся в сетевых условиях и сами являются таковыми как «рассредоточенные организации».

Это потребовало применения нового системно-сетевого инфокомного подхода в качестве методологического подхода к разрешению научной проблемы на основе выдвинутых гипотез. Некоторые из гипотез играли роль научных и рабочих, общих и частных, описательных и объяснительных гипотез, имевших должные эмпирический и теоретический базисы.

В ходе исследования отдельные гипотезы были отвергнуты или опровергнуты для выдвижения других гипотезы. В ходе доказательства их справедливости ряд из них:

– стали самоотрицаемыми,

– самоликвидировались.

Это касается и тех новых гипотез, которые по ходу нашего исследования возникали относительно предмета и объекта исследования.

В качестве главной цели исследования была поставлена профессором Л. М. Мартыновым такая цель (в кратком ее изложении): «разработка теоретико-методологических и концептуально-методических основ, а также практических рекомендаций по управлению организациями, персоналом в условиях ИКС».

В соответствии с этой поставленной целью были исследованы и решены профессором Л. М. Мартыновым многие задачи. Укажем наиболее важные из них:

– определение основных предпосылок формирования и развития ИКС, ее характерных черт;

– определение закономерностей развития рынка инфокомных услуг и продукции как экономической формы ИКС;

– системное представление ИКС как особого типа инфраструктуры инфокомной экономики;

– анализ эмпирического базиса управления организацией в ИКС, систематизация эмпирических законов и закономерностей;

– разработка теоретических и методических основ управления организацией в условиях ИКС;

– формирование системной концепции управления организациями, персоналом в ИКС;

– разработка методологических основ организационного механизма управления в условиях ИКС;

– решение практических задач применения разработанных подходов, методов и процедур для конкретных организаций.

– разработка методологических подходов и методического инструментария стратегического управления инновационным развитием организации, осуществляющей деятельность в ИКС;

– обобщение знаний в форму теории инфоком-менеджмента как вида управления организациями, персоналом в условиях современной ИКС.

В качестве предмета исследования выступали принципы, методы, формы, средства и процедуры рассматриваемого управления как элементы механизма адаптации организаций к условиям бурно развивающейся ИКС.

Объектом исследования являлись организации (предприятия, фирмы, компании, корпорации и их всевозможные объединения, союзы, ассоциации и другие бизнес-альянсы) различных сфер деятельности.

Теоретико-методической основой исследования по выбранной теме послужили:

– теория и методология системного подхода и системного анализа, современных концепций менеджмента и предпринимательства,

– теории организации, теории экономической информации,

– концепции информатизации и телесвязи в условиях их конвергенции,

– теория управления и теория принятия управленческих решений,

– работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в исследуемой области.

Представляется ясным императив того, что весь комплекс указанных задач потребовал осуществления дальнейшего упорядочения исследования, его структуризации в виде блоков основных рассматриваемых вопросов.

Структура исследования иблоки основных рассмотренных вопросов для систематизации полученных знаний ввиде основ инфоком-менеджмента

Исследование выполнялось в соответствии с разработанным планом с конкретными сроками и объемами работ. Каждый этап завершался подготовкой итоговых материалов по результатам выполненных работ.

Весь объем выполненного исследования по данной теме условно были структурированы профессором Л. М. Мартыновым в виде шести основных блоков. Кратко изложим их содержательное наполнение.

В первом блоке рассмотрены вопросы, связанные с содержанием, а также процессами возникновения и развития современной ИКС. Здесь рассмотрены характерные черты инфокомной экономики, показана эволюция ее развития. Сформулированы важнейшие социально-экономические предпосылки формирования и развития такой новой среды, как ИКС, включая глобализацию экономики, процессы гиперконкуренции, соотвествующие управленческие предпосылки.

При этом в данном блоке рассмотрены особенности и проблемы рынка инфокомных услуг как экономической формы реализации ИКС, а также исследована сущность ИКС как особого типа инфраструктуры современной инфокомной экономики.

Второй блок посвящен вопросам эмпирического базиса управления организациями в современной ИКС. Рассмотрены процессы и законы развития экономическо-управленческой инфокомной деятельности организаций, в том числе рассмотрены:

– законы инфокомной экономики в условиях глобализации экономики,

– современные информационные системы управления,

– примеры ведение электронного бизнеса,

– вопросы модернизации инфраструктуры экономики и создания сетевых институциональных структур,

– проблемы управления организациями в ИКС.

В третьем блоке сформулированы теоретико-методологические основы управления организациями в ИКС. Проанализированы эволюция и особенности управленческих парадигм, их связь с концепциями развития общества. Исследованы информационно-когнитивные аспекты управления, системные представления о роли информационных фильтров и восприятия информации в процессах управления, в том числе с учетом ее интерпретации в знания, на основе использования которых и принимаются управленческие решения [3].

Исследованы различные механизмы самоорганизации и, в частности, роль информационного механизма. Именно с него начато исследование этих вопросов, так как он в условиях ИКС существенно дополняется когнитивным и коммуникационным механизмами, с которыми связан механизм интерпретации информации в знания. Поэтому сформулировано положение о доминантной роли предложенного нами инфокомного механизма.

По итогам исследования вопросов данного блока и было введено профессором Л. М. Мартыновым новое понятие информационно-коммуникационного (инфокоммуникационного, инфокомного) менеджмента или, кратко, инфоком-менеджмента, как методологии управления организациями, персоналом в условиях ИКС, и в основе которого лежит указанный инфокомный механизм. Также разработана профессором Л. М. Мартыновым целостная концепция управления организациями, персоналом в такой бизнес-среде.

В четвертом блоке представлена методология стратегического управления инновационным развитием организации в ИКС. Рассмотрены вопросы развития организации и стратегические аспекты управления в условиях ИКС. Предложены методы диагностики и стратегического позиционирования организации. Рассмотрены общие задачи диагностики и стратегического позиционирования в ИКС, а также процедуры диагностики, в том числе на основе многошаговой экспертизы. Предложена процедура стратегического позиционирования организации на основе интегральных показателей.

Рассмотрены методы обоснования и выбора инновационных стратегий организации (это выполнено на примере информационной сферы деятельности), а также адаптивные подходы к обоснованию стратегии, в том числе методы оценки и выбора стратегических альтернатив. Исследованы подходы к формированию функциональных стратегий инновационного развития организации (это выполнено на примере виртуальной системы продвижения товаров и услуг).

Пятый блок посвящен разработке методологических и методических основ организационного механизма в условиях ИКС. Исследован инновационный характер развития организационного механизма. Предложен общий подход к формированию адаптивных структур на основе системно-структурного синтеза. Разработаны конкретные процедуры формирования адаптивных макроструктур. Сформулированы методологические основы формирования сетевых, виртуальных структур. Предложена методика обоснования и выбора схем и сетей коммуникаций в организациях в условиях ИКС.

Наконец, в шестом блоке показана необходимость учета роли «человеческого фактора» в инфоком-менеджменте и особенностей управления персоналом организации в ИКС, в том числе на основе совместного использования психотехнологий и ИКСТ в условиях такой среды с учетом особенностей человеко-компьютерного взаимодействия [4].

В качестве заключения отметим следующее.

1) Из основного содержания этих шести блоков видно, что в ходе проведения исследования и рассмотрения всех вопросов, связанных с решением поставленных и указанных выше задач, и были получены конкретные научные результаты, позволившие сформировать теорию рассматриваемого менеджмента.

2) Изложенное, методологически полезно для молодых ученых, осуществляющих научные исследования с учетом формирования и развития современной материально-виртуальной среды жизнедеятельности людей и организаций.

3) Темой дальнейших исследований является развитие теории инфоком менеджмента под руководством профессора Л. М. Мартынова. Результаты таких исследований планируем опубликовать в этом найчном журнале.

Литература:

  1. Мартынов Л. М. Инфоком-менеджмент: учебное пособие. — М.: Университетская книга, Логос, 2007.
  2. Мартынов Л. М. Инфоком-менеджмент и менеджментология // Экономика. Управление. Право. — 2011. — № 2. — С. 3–4.
  3. Мартынов Л. М. Когнитивный механизм управления высокотехнологичными предприятиями промышленности с учетом жизненного цикла их наукоемкой продукции // Экономика. Управление. Право. — 2012. — № 1. — С. 3–6.
  4. Магазанник В. Д. Человеко-компьютерное взаимодействие: учебное пособие. — М.: Логос, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКС, управление организациями, блок, гипотеза, инновационное развитие организации, виртуальная бизнес-среда, информационно-коммуникационная среда, организационный механизм, стратегическое управление, эмпирический базис.


Похожие статьи

Стратегическое управление инновационным развитием...

Ключевые слова: стратегическое управление, управление инновационным развитием, инновационное развитие, инновационная стратегия.

Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации с ее...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

Также ООО «Икс-ком» отсутствует развитая коммуникационная политика и политика стимулирования продаж.

Обновление организационной структуры управления как...

организационная структура управления, организационная структура, организационный механизм, управление организацией, внешняя среда, программно-целевой подход, стратегическое управление...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Ключевые слова: методология, инновационное развитие, инновационный проект, бизнес процесс, интеграция, стратегия, анализ проектов, корпоративное управление, стратегическое планирование.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Следует отметить, что Р. Грант выделяет два уровня стратегии организации: корпоративная стратегия и бизнес-стратегия.

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями...

компания, инновационная деятельность, инновационное управление, внешняя среда, инновация, инновационный тип развития, развитие компании, внутренняя среда, инвестиционно-строительный комплекс...

Стратегическое управление инновационным развитием...

Ключевые слова: стратегическое управление, управление инновационным развитием, инновационное развитие, инновационная стратегия.

Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации с ее...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

Также ООО «Икс-ком» отсутствует развитая коммуникационная политика и политика стимулирования продаж.

Обновление организационной структуры управления как...

организационная структура управления, организационная структура, организационный механизм, управление организацией, внешняя среда, программно-целевой подход, стратегическое управление...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Ключевые слова: методология, инновационное развитие, инновационный проект, бизнес процесс, интеграция, стратегия, анализ проектов, корпоративное управление, стратегическое планирование.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Следует отметить, что Р. Грант выделяет два уровня стратегии организации: корпоративная стратегия и бизнес-стратегия.

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями...

компания, инновационная деятельность, инновационное управление, внешняя среда, инновация, инновационный тип развития, развитие компании, внутренняя среда, инвестиционно-строительный комплекс...

Похожие статьи

Стратегическое управление инновационным развитием...

Ключевые слова: стратегическое управление, управление инновационным развитием, инновационное развитие, инновационная стратегия.

Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации с ее...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

Также ООО «Икс-ком» отсутствует развитая коммуникационная политика и политика стимулирования продаж.

Обновление организационной структуры управления как...

организационная структура управления, организационная структура, организационный механизм, управление организацией, внешняя среда, программно-целевой подход, стратегическое управление...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Ключевые слова: методология, инновационное развитие, инновационный проект, бизнес процесс, интеграция, стратегия, анализ проектов, корпоративное управление, стратегическое планирование.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Следует отметить, что Р. Грант выделяет два уровня стратегии организации: корпоративная стратегия и бизнес-стратегия.

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями...

компания, инновационная деятельность, инновационное управление, внешняя среда, инновация, инновационный тип развития, развитие компании, внутренняя среда, инвестиционно-строительный комплекс...

Стратегическое управление инновационным развитием...

Ключевые слова: стратегическое управление, управление инновационным развитием, инновационное развитие, инновационная стратегия.

Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации с ее...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: проект, управление проектами, стратегия, развитие компании, стратегическое развитие.

Также ООО «Икс-ком» отсутствует развитая коммуникационная политика и политика стимулирования продаж.

Обновление организационной структуры управления как...

организационная структура управления, организационная структура, организационный механизм, управление организацией, внешняя среда, программно-целевой подход, стратегическое управление...

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности.

Преимущество стратегического планирования инновационных...

Ключевые слова: методология, инновационное развитие, инновационный проект, бизнес процесс, интеграция, стратегия, анализ проектов, корпоративное управление, стратегическое планирование.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Стратегическое управление деятельностью персонала

Ключевые слова: стратегическое управление персоналом, персонал, управление человеческими ресурсами.

Следует отметить, что Р. Грант выделяет два уровня стратегии организации: корпоративная стратегия и бизнес-стратегия.

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями...

компания, инновационная деятельность, инновационное управление, внешняя среда, инновация, инновационный тип развития, развитие компании, внутренняя среда, инвестиционно-строительный комплекс...

Задать вопрос