Авторы: Ушнурцева Нина Никитична, Топор Анна Владимировна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Ушнурцева Н. Н., Топор А. В. Формирование экологической компетентности у бакалавров в процессе педагогической практики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 150-153.



В статье рассматривается понятие экологическая компетентность, а также раскрывается один из подходов к ее формированию у студентов бакалавров в процессе прохождения педагогической практики.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая компетентность;профессиональная подготовка, педагогическая практика

Сегодня государство испытывает потребность в людях — с активной жизненной позицией, умеющих делать выбор и нести за него ответственность. Такие социокультурные изменения предъявляют новые требования к качеству обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Вследствие чего меняется подход к организации подготовки будущего учителя, способного на практике реализовывать современные образовательные стандарты и обеспечивать преемственность между образовательными ступенями.

В этом ключе роль предмета «Окружающий мир» в современной школе, возможно, рассматривать в связи с решением двух актуальных проблем: реализацией ФГОС НОО и обеспечением преемственности между начальной и основной школой.

Решение первой проблемы определяется особым вкладом процесса ознакомления с окружающим миром

‒ в формирование важнейших учебных познавательных действий; а так же

‒ в развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира; рассуждать, решать творческие задачи;

‒ в освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

‒ в воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Решение второй проблемы обусловлено тем, что «Окружающий мир» выступает пропедевтическим курсом по отношению к ряду предметов основной школы и обеспечивает успешное изучение природоведения, биологии, географии, обществознания, истории.

Результаты академических знаний становятся менее значимыми показателями качества образования; на смену им приходят такие как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций. Компетенции — это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека [1].

По мнению О. Г. Роговой «экологическая компетентность» может быть определена как «интегративное личностное новообразование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности в аспектах экологического обучения, воспитания и просвещения». [5, с.185]. Непосредственно проблема экологической компетентности поднималась в диссертационных исследованиях О. Д. Арефьевой, С. В. Владимировой, И. В. Петрухиной, Л. Е. Пистуновой, Н. В. Ромейко, Г. П. Сикорской и др., и не смотря на различные подходы к реализации данной компетенции все они схожи во мнении о том, что формирование экологической компетенции учащихся не мыслимо без соответствующей подготовки педагогов.

Формирование экологической компетенции студентов-бакалавров педагогических специальностей предусматривает:

‒ развитие экологических знаний и представлений;

‒ активизацию экологической мотивации, экологического сознания;

‒ формирование убеждений и потребности в необходимости экологической деятельности;

‒ изменение потребительского отношения к природе в сознании человека;

‒ формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок в образовании и воспитании личности.

На сегодняшний день проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры и экологической компетентности будущих педагогов является весьма актуальной. Ее рассматривают в своих труда трудах Н. Д. Андреев, Н. Ф. Винокуров, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе и др., уделяя большое внимание практической эколого-ориентированной деятельности учащихся и подготовке будущих педагогов к ней.

Целостность эколого-педагогической деятельности проявляется в необходимости решения всей системы эколого-педагогических задач, которые в совокупности детерминируют генеральную функцию этого вида деятельности как ведущего педагогического условия развития экологической культуры личности в системе непрерывного экологического образования [5, с. 185–186].

При таком подходе педагогическая практика становится важнейшим связующим звеном между обучением воспитанием подрастающего поколения, подготовкой будущих педагогов к их самостоятельной профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.

Формирование экологической компетенции студентов-бакалавров в процессе педагогической практики обеспечивается созданием эколого-педагогических ситуаций [2]. Эколого-педагогические ситуации предполагают вхождение студентов в совокупность ролей, форм и способов деятельности, обеспечивающих интеграцию профессиональных умений и навыков будущего учителя начальной школы. В качестве таковых выступают:

‒ экологические исследования;

‒ эколого-краеведческая работа,

‒ эколого-просветительская работа,

‒ эколого-туристическая работа.

Практический опыт показывает, что учащиеся начальных классов не только с удовольствием участвуют в исследованиях, но и могут проводить длительные целенаправленные наблюдения и опыты. Главная цель подобной работы — это формирование интереса школьников к природе, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений.

Любая изыскательская работа начинается с объекта исследования. Исследование возможно при наличии противоречия, вырастающего в проблему, которую школьник пытается разрешить. Такая позиция позволяет сформулировать актуальность исследования. После постановки проблемы учитель вместе с детьми выдвигает различные способы её решения, формулирует цель и методы исследования. Затем результаты обсуждаются на уроках, учащиеся оформляют стенды с фотографиями, таблицами и рисунками [4].

В процессе педагогической практики бакалавры факультета педагогики и психологии (направление: педагогическое образование; профиль: начальное образование) осуществляют с учащимися начальных классов ряд эколого-ориентированных исследований таких как: «Экологическое состояние пришкольного участка», «Азбука правильного питания», «Бытовая химия — вред и польза», «Звериная азбука/ цветочная, фруктовая азбука» и др.

Деятельность эколого-краеведческой направленности определена М. В. Синевой как «внеурочная образовательная деятельность школьника, реализуемая в виде совместной деятельности учителя и обучающихся, способствующая углублению эколого-краеведческого кругозора, расширению эрудиции, развитию творческой активности, эстетических чувств и духовно-нравственной сферы школьника» [6].

Осуществляя такой вид работы, в период педагогической практики, бакалавры начального образования, готовят материалы для проведения внеклассных занятий краеведческой направленности, сопровождаемых презентациями («Голубая лента Днестра». «Тирасполь — мой город родной», «Бендерская крепость»).

Экологическое просвещение принято рассматривать как распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов; осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов [3]. Организуя эколого-просветительскую работу в период педагогической практики студенты готовят эколого-ориентированную информацию которую используют при проведении зачетных уроков. (Например, на уроке математики возможно использование задач с экологическим содержанием: брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?).

Эколого-туристическая работа — еще один вид деятельности реализация которого возможна в процессе подготовки бакалавров. Приднестровский регион обладает богатыми природно-рекреационными и историко-культурными туристскими ресурсами. Это благоприятные климатические условия; живописный природно-географический ландшафт долины реки Днестр, ее притоков, озер; уникальная история края. Здесь имеются культурно-исторические и археологические достопримечательности; ценные, по своим целебным качествам, источники минеральных вод. Интересно своеобразие живых сельских традиций населения, в которых просматривается скрещение молдавской, украинской, польской, русской и болгарской культур. Специфику и колорит региона необходимо показать будущим педагогам, организуя экскурсионную и туристическую работу. Тем самым, осуществляя подготовку компетентных в экологических и краеведческих вопросах учителей начальных классов.

Результатом всей описанной выше деятельности становится составление портфолио, которое включает следующие разделы: содержание учебно-профессиональной деятельности в период прохождения практики; проектную деятельность; анализ передового педагогического опыта; картотека кратких аннотаций изученных методических материалов в период прохождения педагогической практики; методическую копилку. Данные разделы могут дополняться студентами. В результате применяемых форм, методов и средств формирования профессиональных умений у студентов формируется готовность к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическая практика обладает большим потенциалом для саморазвития будущих учителей: она обеспечивает видение личностного смысла в будущей профессиональной деятельности и проверку уровня сформированности необходимых профессиональных умений — главного условия становления профессиональной готовности. Единство теоретической и практической подготовок обеспечивает осознание будущими учителями себя как субъекта своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Антишина, А. В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов [Текст] / А. В. Антишина, А. В. Долматов // Человек и образование. — 2014. — № 1. — С. 45–50. — Доступ до статті за логіном Library_ssu та паролем 30106inf.
  2. Богданова Р. А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики [Текст] / Р. А. Богданова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб.,: 2009. — С. 84–92.
  3. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов / А. К. Голиченков. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008. — 448 с.
  4. Клопочева Т. Б. Проведение экологических исследований в начальной школе [Текст] / Т. Б. Клопочева //Начальная школа плюс до и после. — 2008.- № 3. — с.1–4.
  5. Роговая О. Г. Эколого-педагогическая компетентность как результат экологозации педагогического образования [Текст] / О. Г. Роговая //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 42. — Том 9. — С. 182–193.
  6. Синева М. В. Теоретическая модель подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников [Текст] /М. В. Синева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — No6–4 (37). — С. 78–81.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической практики, процессе педагогической практики, Формирование экологической компетенции, прохождения педагогической практики, начальных классов, экологической компетенции студентов-бакалавров, экологической компетентности, период педагогической практики, экологической культуры, профессиональной деятельности, развития экологической культуры, профессиональных умений, будущих педагогов, Российского государственного педагогического, будущей профессиональной деятельности, процессе прохождения педагогической, государственного педагогического университета, учителей начальных классов, Формирование экологической компетентности, педагогической практики бакалавры.

Ключевые слова

экологическое образование, педагогическая практика, экологическая компетентность; профессиональная подготовка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос