Автор: Елагина Ирина Ивановна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 03.02.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Елагина И. И. Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 23-25.



«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» — так говорил всем известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

В настоящее время мы, воспитатели, имеем большие возможности обогащения развивающей среды различными игрушками, играми, конструкторами, которые помогают нам в реализации федерального стандарта дошкольного образования и способствуют раскрытию способностей воспитанников. Современный рынок товаров для развивающих занятий и творчества не так давно пополнился специальным песком, который отлично лепится и не высыхает, что позволяет его широко применять в образовательной, свободной игровой и других видах деятельности с дошкольниками.

Да, действительно, согласно пункта 2.7 ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей. Игры в песочнице — одна из форм естественной активности детей, поэтому именно песок я решила внести в развивающую среду нашей группы, в качестве одного из компонентов развивающей предметно-пространственной среды.

Познакомившись с помощью сети Интернет со свойствами и возможностями использования кинетического песка, мы вместе с родителями решили создать в группе Центр песка. В данный центр входит следующее оборудование: световой стол для рисования кварцевым песком, два стола с пластиковыми контейнерами, содержащими три вида песка: кинетический, живой и космический, а также большие песочницы-контейнеры, расположенные на полу.

Все необходимые игрушки, формы, валики, стеки для игр с песком находятся в шаговой доступности от детей в отдельном шкафу Центра.

Три вида песка для организации Центра были выбраны не случайно, так как каждый из них при общих качествах имеет и небольшие отличия в свойствах.

Сначала следует рассказать об общих свойствах.

Все виды песка предназначены для занятий с детьми старше 3 лет, но под присмотром взрослых с подобным материалом можно играть уже с годовалого возраста.

С каждым из указанных видов песка можно играть в помещении в любую погоду. Такая домашняя песочница особенно востребована в группе в зимнее время и в дождливые дни.

Все варианты песка для лепки приятны на ощупь и похожи на мокрый морской песок. Они не требуют добавления воды для лепки, не высыхают, не пачкают руки ребенка и не оставляют следов на игровой поверхности.

Каждый из этих видов песка безвреден, гипоаллергенен и безопасен для ребенка. В таком песке не развиваются вредоносные бактерии и отсутствуют токсические вещества.

Собрать любой песок для лепки после окончания игры очень легко. Достаточно лишь слепить из него комок и притронуться им к оставшимся на игровой поверхности песчинкам. Мелкие частички будут прилипать к основной массе, как к магниту.

Различия, которые существуют между видами песка незначительные: кинетический песок и космический песок, состоящие из 98 % обычного кварцевого песка и 2 % пластификатора (полимерного связующего элемента, дающего эластичность), могут храниться в открытом контейнере и при добавлении воды их просто необходимо просушить и они примут исходный вид, а вот живой песок, состоящий из ракушечника, быстро растворяется в воде и закрытом контейнере теряет свои свойства.

При работе с детьми для лепки, постройки из песка лучше использовать кинетический или космический пески, а вот для проведения гимнастик, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, лучше подойдет живой песок, он более воздушный и легкий.

Использование песка в развивающей предметно-пространственной среде для организации игровой деятельности дошкольников дает большой воспитательный и образовательный эффект:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с современными детьми.

В настоящее время существует много литературы, содержащей игры для дошкольников с кварцевым песком. Например, Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры», Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», программа для дошкольников Шиманович Ю. «Разгадай тайну Песочной страны». Многие игры из данных пособий были адаптированы мною в работе с кинетическим песком, а некоторые я придумала сама.

В своей работе с дошкольниками использую разные виды песка для организации сенсорных, творческих, исследовательских, обучающих, развивающих, сюжетно-ролевых, а также контактных игр.

В качестве сенсорных игр, предполагающих действия ребенка с песком и обучающих специальным движениям, развивающих координацию движения, моторику рук, тонкие тактильные ощущения, в работе с детьми широко применяю различные пальчиковые гимнастики, а также такие игры как «Сортировка», «Остров сокровищ», «Пройди по камешкам», «Рисуем на песке», «Чудесные узоры» и другие.

Исследовательские игры, с помощью которых ребенок знакомится со свойствами песка и новыми возможностями его использования, следующие: «Форма предмета», «Кто выше», «Волшебные превращения» и другие.

Игры, направленные на развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, внимания связанного с координацией движений, моторики рук, речи, памяти, мышления, внимания, воображения, следующие: «Песочное мемори», «Отпечатки», «Найди отличие», «Поиск секретов» и другие.

Обучающие игры, применяемые в образовательных ситуациях, способствующие развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха, расширению и активизации словарного запаса, развитию вычислительных навыков, обучению порядковому счету: «Прятки обучающие», «Учимся считать», «Отгадай загадку», «Что лишнее?», «Найди друга», «Помоги герою» и другие.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3544.jpg

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке возможно в сюжетно-ролевых играх с дошкольниками, проводимых в песке. Это «Огородники», «Кондитеры», «Стройка», «Шоферы», «Веселая ферма», «Рыбалка».

Высказаться, выплеснуть накопившуюся энергию помогут творческие игры с придумыванием сюжетов: «Зоопарк», «Расскажи сказку», «Паровозик» и другие.

Ребята с удовольствием проводят свободное время в песочнице, так как этот уникальный, мобильный песокпозволяет в любимой дошкольниками игровой форме получить не только эстетическое удовлетворение, но и стать более уверенными, успешными. Они имеют возможность осуществить собственный замысел, а потом включиться в увлекательную ситуацию, приобретая новые полезные знания. Таким образом, необычный материал позволяет не только эффективно бороться с существующими проблемами и трудностями у современных дошкольников, но и развивать воображение, мышление, речь, креативность и творческий потенциал детей.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Санкт- Петербург, «Детство- Пресс», 2004.
  2. Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.
  3. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. Санкт- Петербург, «Детство- Пресс», 2015.
  4. Чистякова М. И. Психогимнастика с песком. М, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): вида песка, видов песка, виды песка, развивающей предметно-пространственной, развивающей предметно-пространственной среды, кварцевым песком, кинетическим песком, живой песок, указанных видов песка, использования кинетического песка, видов песка безвреден, группе Центр песка, обычного кварцевого песка, видами песка незначительные, разные виды песка, варианты песка, рисования кварцевым песком, свойствами песка, Использование песка, игровой поверхности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос