Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание

Наумова, В. В. Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста / В. В. Наумова, Е. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46624/ (дата обращения: 03.08.2021).



Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становления первичных форм игры.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. В нашем детском саду используются новые, современные формы дошкольного образования. В группах раннего развития была введена авторская программа дополнительного образования «Волшебный песочек». Основной целью программы является развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (c 2-х до 3-х лет) посредством игры с кинетическим песком. Игра с песком это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Кинетический песок — это современное изобретение, новейший материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки, может превратиться обратно в рассыпчатую песчаную массу.

Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, речи и усидчивости. Важно помочь детям освоиться в жизненном пространстве, а не перегружать их лишними занятиями. Кружковые занятия проходят в форме игры, где дети с легко усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки.

В данной программе учитываются возрастные возможности детей третьего года жизни, имеющих разный уровень развития навыков самообслуживания, различный опыт предметной и игровой деятельности, различные задатки речевого общения.

Занятия кружка «Волшебный песочек» в свою структуру включают игровые упражнения, которые можно разделить на группы:

 игры с песком и предметами (бросовым материалом, природным материалом, мелкими игрушками и т.д.);

игры с песком и ладошками (лепка объёмных форм);

игры с формами (наполнение формочек для песка и вырезание из песка фигур формами);

пальчиковые игры;

подвижные и музыкальные игры с предметами;

дидактические игры.

На занятиях особый акцент делается на формирование начальных представлений о ближайшем окружении ребёнка:

 о близких ребёнку людях (о маме, бабушке);

 о труде взрослых (повар);

 о предметах и действиях с ними (скалка, кастрюля, тарелка, ложка);

 о явлениях общественной жизни (праздниках – Новый год, Мамин праздник);

 о живой и неживой природе (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные);

 особенности времён года.

Отличительной чертой занятий кружка является использование сюжетно-игровых замыслов, которые развивают у детей начальные элементы ролевого поведения и простейшие ролевые действия.

Для проведения игр-занятий были созданы специальные условия, изготовлена песочница с мягкими бортиками и жёстким дном.

Для занятий осуществлялся подбор:

 демонстрационного и раздаточного материала (формочки для песка, фигурка животных, мелкие игрушки, прищепки);

 музыкального сопровождения;

 литературно-речевого материала;

 видео материала для эмоционального настроя и погружения в тему;

 природного материала (шишки, орехи, камушки, горох, фасоль и др.);

 пальчиковых игр;

 подвижных игр;

 изготовлены специальные игрушки из бросового материала, которые можно использовать в процессе деятельности.

Широко представлена предметная деятельность, в процессе которой развиваются сенсорные способности детей и наглядно-действенное мышление.

Выполняя игровые задания с кинетическим песком, дети овладевают способами действий с предметами (нащупывание, украшение постройки, вырезание форм из песка, дополнение постройки деталями до полноты образа, отпечатки), выполняют конструктивные задания (составление целого из частей), а также учатся играть без предметов, создавая элементарные постройки из песка. Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус. Процесс обучения на занятиях кружка «Волшебный песочек» не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, главное – познакомить ребёнка со способами и вариантами игр в песочнице, создать благополучный эмоциональный настрой на творческую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок применял опыт, приобретённый на занятиях кружка, и увлечённо играл во дворе в песочнице.

Проработав год по этой программе, мы с уверенностью можем сказать, что дети с радостью идут на кружок, ждут его с нетерпением. Игры в песочнице у ребят стали разнообразными. Заметно повысился уровень развития мелкой моторики. В игре дети научились договариваться и уступать друг другу. Обогатился и расширился словарный запас.

Взрослым необходимо с раннего дошкольного возраста заниматься развитием мелкой моторики рук малышей через организацию специальных игр и упражнений, а играя с ребёнком в кинетический песок, это стало сделать на много проще и интереснее. Для того чтобы родители знали в какие игры можно было поиграть с ребёнком дома, во дворе или в песочнице, как правильно подойти к вопросу развития мелкой моторики рук детей были изготовлены буклеты и листовки для родителей с играми и рекомендациями.

C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Матрёшка\P1150217.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Башенка\P1160084.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\гусеница\P1160161.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Поросёнок Борька\P1150501.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Отпечатки на песке\P1150508.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Бабочка\P1160335.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\IMG_1149.JPG C:\Users\root\Desktop\Фото для книги 2\Норка для мышки\P1150591.JPG

Литература:

  1. Сапожников О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — с.
  2. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. — СПб.: Речь, 2007. — 208 с.
Похожие статьи
Кузнецова Екатерина Яковлевна
Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста
Дошкольное образование
2017
Елагина Ирина Ивановна
Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками
Педагогические науки
2017
Яковлева Елена Владимировна
Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников
Педагогические науки
2015
Тинникова Ольга Алексеевна
Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников
Педагогика
2016
Попова Светлана Викторовна
Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников
Педагогика
2015
Полякова Наталья Михайловна
Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи
Организация игровой деятельности
2017
Кудрина Любовь Владимировна
Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников
Педагогика
2014
Комарова Марина Юрьевна
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Психология
2016
Ильинова Лилия Дмитриевна
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Педагогические науки
2014
дата публикации
ноябрь 2017 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Кузнецова Екатерина Яковлевна
Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста
Дошкольное образование
2017
Елагина Ирина Ивановна
Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками
Педагогические науки
2017
Яковлева Елена Владимировна
Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников
Педагогические науки
2015
Тинникова Ольга Алексеевна
Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников
Педагогика
2016
Попова Светлана Викторовна
Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников
Педагогика
2015
Полякова Наталья Михайловна
Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи
Организация игровой деятельности
2017
Кудрина Любовь Владимировна
Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников
Педагогика
2014
Комарова Марина Юрьевна
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Психология
2016
Ильинова Лилия Дмитриевна
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Педагогические науки
2014