Библиографическое описание:

Подзорова А. О. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11764/ (дата обращения: 16.12.2017).



Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или просто ходить по нему, нет ни одного ребенка, который бы не играл в песочнице, да и не только дети, многие взрослые с радостью помогают своим малышам строить замки, туннели, сами не осознавая, погружаясь в удивительный мир песка.

Почему же песок так нас притягивает?

Песок удивительный, таинственный материал, приятный на ощупь, бывает легким, сухим, влажным, тяжелым, но самое главное его свойство — он очень податливый, поэтому способен с легкостью принимать любую форму, это позволяет человеку создавать целые фрагменты мира. В то же время песок бывает непослушным, непостоянным, фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Из выше сказанного можно сделать небольшой вывод: песок — это неведомая и неизвестная вселенная, из которой можно многократно создавать свой неповторимый мир.

Как играя с песком можно получить терапевтический эффект? Все просто пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. Удивлены? Что же такое пескотерапия? Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Что может быть проще построить что-то из песка и разрушить созданные самим творения? Но именно в этом простом действие основной смысл терапии — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свое внутренние я, с помощью ландшафта, выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого.

«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг. Иными словами, песочная терапия это невербальная форма психотерапии.

Важность пескотерапии для дошкольного образовательного учреждения можно увидетьврезультатах диагностических сведений, а именно в том, что в последнее время в ДОУ, увеличилось количество детей с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В случае с пескотерапией, ребенок самовыражается, и это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать. В процессе песочной терапии, создаваемые композиции позволяют выразить, то, что иногда не передать словами это особенно важно для детей с ОВЗ и аутизмом.

Цели и задачи пескотерапии:

Общепедагогическая цель — дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не менять и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.

Коррекционно-образовательная цель — развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Задачи:

‒ профилактика оптико-пространственной дисграфии;

‒ развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;

‒ развитие зрительно-пространственной ориентации;

‒ совершенствование предметно-игровой деятельности, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;

‒ разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;

‒ создание чувства защищённости в комфортной для ребёнка среде;

‒ развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

‒ развитие познавательного интереса;

‒ преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

‒ развитие и совершенствование пространственных представлений;

‒ развитие творческих (креативных) способностей;

‒ развитие способности осознавать свои желания и возможности их реализации;

‒ релаксация, снятие мышечной напряжённости.

Принципы пескотерапии

Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей ребёнка.

Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.

Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности.

Все игры с использованием песка можно разделить на группы:

‒ Адаптационные игры: игры, помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».

‒ Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

Опыт работы с песком у меня уже не первый год, мы стремимся шагать в ногу со временем и используем в своей работе не только речной, но и кинетический песок. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать такие сувениры. Каждая из насыпушек оригинальна и неповторима. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же песочный планшет, где ребята проводят свободное время.

Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  4. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. 2007.
  5. http://sov-a.ru/public — Никишина И. В. Арт-педагогика как развивающая технология
  6. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_24_19_15380.pdf С. М. Старцева Пескотерапия в работе с дошкольниками.
Основные термины (генерируются автоматически): песочной терапии, Роль песочной терапии, внешним миром, психотерапевтическое свойство песка, удивительный мир песка, песочная терапия, Грабенко Т, Зинкевич-Евстигнеева Т, смесь кварцевого песка, пластичнее обычного песка, возможность изменения, формы песочной терапии, процессе песочной терапии, сеансы песочной терапии, Кинетический живой песок, песка способны, эмоциональном благополучии детей, пересыпание песка, основной смысл терапии, создании песочной композиций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос