Библиографическое описание:

Соловьева Н. А., Кашина Н. М. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 27-29.



Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития детей. Развитие личности происходит в условиях ее взаимодействия с окружающими людьми, в результате которого формируются взаимоотношения.

Проблема межличностных отношений рассматривалась в работах Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова, В. Н. Мясищева и других. В них взаимоотношения определяются как специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.

В. Н. Мясищев, анализируя природу межличностных отношений, выделяет в их структуре три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [4].

В содержание когнитивного компонента межличностных отношений В. Н. Мясищев включает все психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Психические процессы позволяют человеку в процессе взаимодействия со своим партнером по совместной деятельности изучить его индивидуально-психологические особенности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения [4].

В отличии от когнитивного, эмоциональный компонент взаимоотношений основан на эмоциональной идентификации и заключается в переживании либо положительных, либо отрицательных чувств, ощущений, возникающих у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Среди таких переживаний выделяют: симпатии-антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. В. Н. Мясищев считает, что эмоциональная идентификация возникает на основе отождествления двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Как отмечает автор, эмоциональный компонент выступает как регулятор при неофициальных взаимоотношениях [4].

Поведенческий компонент, по мнению В. Н. Мясищева, также выполняет регулирующую функцию в межличностных отношениях. Он состоит из невербальных средств общения и действий, с помощью которых человек выражает отношение к другим людям [4].

В современных условиях отмечаются такие тенденции как чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — к нарушению формирования взаимоотношений между детьми.

В дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения развиваются наиболее интенсивно, они выступают основой духовно-нравственного развития личности, порождают смыслозначимые сильные переживания, определяют поступки. Именно во взаимоотношениях с другими людьми, как считают Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др. формируется система представлений ребенка о себе и окружающих людях, возникает модель мира. Именно поэтому так важно не упустить данный сензитивный период в развитии взаимоотношений.

В работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной отмечается, что в дошкольном возрасте, ведущим видом деятельности, влияющим на психическое развитие ребенка, является игра. В игре происходит и становление взаимоотношений между детьми. Это означает, что правильное руководство игровой деятельностью детей может способствовать развитию их взаимоотношений [1,3,8].

Е. О. Смирновой указывает, что посредством сюжетно-ролевой игры ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. В игре происходит развитие мышления и воображения ребенка, его эмоциональной сферы, активности, развивается потребность в общении [6].

В сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность.

В межличностных отношениях происходит развития навыков самопознания, самооценки для ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность и происходит это именно через отношение к другим детям, что является более высоким уровнем по сравнению с более младшим возрастом, в котором понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.

Движущей силой развития межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре, по мнению Н. В. Краснощековой, является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий и в результате нее дети, для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений [2].

По мнению Т. А. Репиной, чем инициативнее и самостоятельнее партнеры, тем быстрее возникает игра, тем ярче проявляется творчество детей, разнообразнее содержание игры, глубже представления детей и ярче отражены события и отношения персонажей [5].

В исследованиях Г. А. Урунтаевой описывается содержание игр детей старшего дошкольного возраста, в которых отражаются явления общественной жизни, яркие события, героические события, в которых дети с удовольствием подражают своим персонажам. На возникновение и развитие игры, по мнению автора, большое влияние оказывает инициативность и самостоятельность детей, их способность проявлять творчество [7].

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровое и реальное. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Если это роль Карабаса-Барабаса, то он в соответствии с этой ролью будет злобно относиться к детям. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело

Находясь в среде детей, ребенок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого и так далее. Это взаимодействие на первом этапе еще механическое — люди и вещи для играющего ребенка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте.

Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребенка своим содержанием, когда он стремится катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребенок. Еще более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности того или другого ребенка, рождаются симпатии и даже привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Это целая жизнь детской группы, детского коллектива.

По мнению Д. Б. Эльконина, большую ценность представляют собою коллективные игры. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Игра сообща — это не сумма игр трех — четырех детей, а новое образование, сложившееся как результат взаимоотношения детей друг с другом, где они высказывают свои суждения, желания [8].

Сфера реальных взаимоотношений остается скрытой тем больше, чем больше дидактизирована игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как членов детского общества, дошкольного коллектива. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальной потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

Высокая оценка сверстников «умение играть в коллективе», свидетельствует о понимании и усвоении детьми правил поведения, о росте требований к действиям и поступкам товарищей по совместной игре, развитии личности каждого ребенка.

По мнению О. Е. Смирновой, В. С. Мухиной положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты [3,6]. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитию межличностных отношений в игре у дошкольников могут способствовать следующие условия: стимулирование проявления активности и инициативности в отношении сверстников в игре; развитие навыков выполнения определенной роли и использования для этого комплекса вербальных и невербальных средств, формирование умений регулировать свои действия в соответствии с действиями сверстника.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.
  2. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. [Текст] / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.
  4. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. — Воронеж: Модэк, 2008. — 363 с.
  5. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.
  6. Смирнова, Е.О., Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 143 с.
  7. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Просвещение, 2009. — 64 с.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностных отношений, развития межличностных отношений, детей старшего дошкольного, взаимоотношения детей, межличностных отношений детей, дошкольного возраста, межличностных отношениях, межличностных взаимоотношений детей, старшего дошкольного возраста, Проблема межличностных отношений, природу межличностных отношений, компонента межличностных отношений, сюжетно-ролевой игре, взаимоотношения детей друг, развитию межличностных отношений, силой развития межличностных, психического развития детей, эмоциональный компонент взаимоотношений, детей дошкольного возраста, естественная потребность ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос