Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы
Авторы: Кузнецова Евгения Павловна, Девятова Снежана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.01.2017
Статья просмотрена: 849 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. П. Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы / Е. П. Кузнецова, С. А. Девятова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11725/ (дата обращения: 16.12.2024).
Рассмотрим основные положения, на которых, как полагает Е. И. Пассов, должно строиться обучение грамматике [4, с. 23]:
- Обучению грамматике следует придавать с первых шагов ее изучения коммуникативную направленность, так как грамматика — это одно из важнейших средств, обеспечивающих акт коммуникации.
- В содержании обучения грамматике должен найти отражение не только языковой, но и речевой материал, отобранный в соответствии с определенными критериями.
- Обучение грамматике в практическом курсе предполагает учет особенностей родного языка.
В последнее десятилетие именно игровые методы обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса как в отечественной, так и в зарубежной методике преподавания иностранных языков в разделе «Грамматика». Они широко используются и при введении нового грамматического материала, и при его закреплении, и при контроле знаний.
В отечественной педагогике и психологии большой вклад в развитие теории игры и игровой деятельности внесли Г. В. Плеханов, утверждавший, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, Е. А. Аракин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, обосновавшие социальную природу подростковой игры. По словам Л. С. Выготского, игра выполняет игровую функцию, которая имеет внутреннюю, психологическую природу [1, с. 62].
Игровая деятельность, по словам методиста Н. А. Горловой, выполняет различные функции [3, с. 321].
По целевой направленности игры можно разделить на коммуникативные, речевые, языковые, лингвострановедческие, социокультурные, межкультурные. Современный отечественный методист Н. Д. Гальскова разделяет все игры на две крупные группы. Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Рассмотрим их функции. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся [2, с. 87]. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Именно игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
– предметные;
– сюжетные;
– ролевые;
– деловые;
– имитационные;
– игры-драматизации.
Игры выполняют различные функции. Наиболее важные из них:
– стимулирующая функция, которая вызывает познавательный интерес, повышает активность участников общения на иностранном языке;
– коммуникативная функция связана с желанием взаимодействовать, спорить, обмениваться мнениями;
– социализирующая функция связана с учетом личностных интересов учащихся.
Существуют и другие функции, но следует учитывать особенности возраста и условия обучения и выбирать наиболее значимые и решать задачи по их реализации. При решении задач, ориентированных на развитие игровой деятельности учащихся необходимо выполнять определенные правила. Вот некоторые из них:
– создавать игровую мотивацию, определять цель и задачи для её реализации;
– предлагать игровой сюжет;
– определять общие игровые правила и условия их выполнения;
– в ходе игры создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;
– прогнозировать результат и продукт игровой деятельности.
Объектом нашей работы являются грамматические игры. Остановимся на работе с ними более подробно. Грамматические игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создавать благоприятный климат на уроке.
Приведем примеры используемых нами грамматических игр к УМК «Английский язык» О. В. Афанасьева 7 класс).
Unit 2, урок № 8, тема: We are going camping.
Цель: Нахождение неправильных глаголов в Past Simple и Present Perfect.
Лексический материал: heavy, wood, disgusting, to pick up, adventure, mosquito, to go camping, campfire.
Методы и приемы: игровой метод (учебная игра).
Игра “Find your pair”.
Дидактический материал: набор карточек с предложениями, содержащими вторую и третью формы неправильных глаголов.
Ход игры
Готовятся карточки с предложениями в Past Simple и Present Perfect, которые перемешиваются и раздаются учащимся по одной. Если в предложении употребляется вторая форма глагола, то нужно найти ученика, имеющего карточку с глаголом в третьей форме, и наоборот. Учащиеся могут передвигаться по классу в поисках своей пары. Нашедшие предложения с одним и тем же глаголом становятся парой. Затем они читают предложения вслух и называют глагол, от которого они образованы.
В карточках следующие предложения:
We bought a new house last year. / Nick has already bought a textbook.
Pete rang me up yesterday. / Ann has rang me up three times today.
The cat ate three fishes in the morning. / They have just eaten an ice-cream.
I did my homework two hours ago. / They have done their work in the garden.
Kate wrote a letter to her friend last week. / My friend has written an article recently.
They went to the country last summer. / My father has gone to Africa.
My grandfather knew him very well. / We have known each other since our childhood.
They saw a book under the table. / Tom has already seen this film.
We gave a puppy to my friend. / My dad has just given his telephone number to me.
Unit 2, урок № 10, тема: The most important equipment.
Цель: Формирование грамматических навыков по теме «Степени сравнения имен прилагательных».
Лексический материал: good-better-the best, bad-worse-the worst, equipment, expensive, camping stove.
Методы и приемы: игровой метод (учебная игра).
Игра «Хвастунишка».
Ход игры
Делая шаг вперед, необходимо употребить прилагательное в превосходной степени. Упражнение выполняется в быстром темпе. Приглашаются по одному представителю от команды.
Первый представитель, делая шаг, называет прилагательное в превосходной степени, характеризуя себя, второму участнику нельзя употреблять названное слово. Длительных пауз следует тоже избегать.
Example:
Pupil 1: I am the strongest.
Pupil 2: I am the cleverest.
Pupil 1: I am the most beautiful.
Pupil 2: I am the best. Etc.
При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре — дети. В ходе игры учитель не должен исправлять ошибки, а отмечать для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
На уроках можно использовать игровые упражнения как для смены деятельности с целью активизации творческого мышления, так и для дополнительной практики или проверки грамматики и словарного запаса.
Таким образом, при организации игровой деятельности учащихся с целью обучения иностранным языкам необходимо выполнять следующие условия:
– использовать игровую деятельность как средство общения;
– опираясь на её функции, уметь определять задачи и выполнять соответствующие правила для её развития;
– применять типологию игр с учетом их целевой направленности.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологи. — 1966. — № 6. — С. 62–77 с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Academa, 2004. — 234 с.
- Горлова Н. А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8 — С. 19–27.
- Формирование грамматических навыков / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с. — (Методика обучения иностранным языкам. № 9).