Экскурсионный процесс по своей природе имеет три составляющие: объект экскурсии (изучаемые объекты, различные сооружения), экскурсовод и экскурсанты. Изучаемый объект, в ходе городской пешеходной экскурсии, является источником информации, экскурсовод — посредник источника, направляющий, а экскурсанты — потребитель. Единственное отличие школьной городской экскурсии от той, которая нацелена на взрослого тем, что содержит в себе не только передачу знаний, но также кроме познавательной имеет развивающую и воспитательную функцию. По сути экскурсия по городу в рамках темы его истории — это урок под открытым небом.
Воспитательная функция организованной экскурсии позволяют формировать в учащихся чувство уважения к историко-культурному наследию, к истории объектов исторических эпох. Через максимальное погружение в эпоху создаёт нравственный интерес к познанию истории. Учащиеся активно воспитываются в плане своего поведения на улице, при переходе через дорогу, формируется чувство ответственности.
Развивающая функция городской экскурсии помогает формировать навыки ориентирования на местности, запоминать те или иные объекты, сравнивать, анализировать.
Ключевым фактором в содержании экскурсии является непосредственно её объект. Объект экскурсионного дела — это высшая реализация наглядности на экскурсии, основа экскурсионной наглядности. Другим объектом наглядности является «портфель экскурсовода». Используется и третий вид наглядности — в тех случаях, когда экскурсанты не видят объект непосредственно перед глазами, а видят его в воображении, т. е. словесно-образную наглядность.
По своему содержанию экскурсия для школьников должна иметь чёткую тематику. Она может быть разработана в соответствии с изучением какого-либо периода истории по программе, в котором проведение экскурсии имеет место быть, по случаю какой-либо годовщины (экскурсия в память героям Великой Отечественной войны), внеклассное проведение на свободную тематику в рамках истории города. В общеобразовательном сегменте, тематику можно выбирать любую, главное, чтобы с ней были связаны изучающие объекты. Городскую экскурсию для школьников по местам города можно провести в рамках предмета «Истории России», «Краеведения». Для студентов, в дополнении к вышеуказанному перечню предметов, можно проводить по «Этнологии», «Вспомогательным историческим дисциплинам». В рамках города Армавира можно выделить примерные направления: «Общая история города Армавира», «Казачество», «Черкесогаи», «Памятники культурного наследия», «Революционное движение 1905–1907 гг., 1917 года», «Гражданская война», «Армавир в Великой Отечественной войне», «Послевоенный Армавир». В каждом направлении можно выделить массу примеров тем, полезных для изучения города как школьнику, студенту, так и взрослому горожанину, желающий ознакомиться с историческими реалиями города Армавира.
В рамках содержания и методики городской экскурсии можно выделить два доминирующих метода обучения во время её проведения. Во-первых, это устный метод. Рассказ экскурсовода, комментарий, беседа, монолог — всё это подразумевает освещение объектов, их описание, рассказ об их истории. Во-вторых, главный объект и причина возникновения проведения городской экскурсии — наглядность. Наглядность может быть представлена объектами исторического и культурного наследия, фотографиями ранних лет сооружений, какие-либо вещи, связанные с тем или иным зданием, объектом. Например, изучая театр или кинотеатр, можно показать экскурсантам сохранившийся билет; изучая монетный двор — соответственно экземпляр или копия монеты, бон. Таких примеров можно привести много.
Сама городская экскурсия проводится в формате лекции или беседы. Лекционный способ изложения материала в момент проведения экскурсии желателен для применения, если в составе группы находятся студенты, молодые учёные. Беседу в рамках такого мероприятия было бы намного целесообразнее применять, если в качестве экскурсантов выступают школьники. Так, экскурсия наделяет в себе качества активного метода обучения истории, имеет в себе диалог экскурсовода и экскурсантов. Аналогичный диалог требуется и на самом занятии в школе между учителем и учеником.
Необходимо также упомянуть о дисциплинарном элементе во время проведения экскурсии. Как и во время любого урока, так и во время нахождения группы в городской среде, необходимо руководствоваться рядом правил. Группа, состоящая из школьников, должна вести себя воспитано, слушать, не перебивать экскурсовода, осматривать, записывать, задавать вопросы в положенный момент. Нельзя допускать также беготни, так как организатор экскурсии берёт на себя ответственность за экскурсантов. Перед выходом в город, необходимо зачитать пятиминутный инструктаж по технике безопасности.
Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.
Таким образом видно, что использовать гигантский потенциал экскурсии можно и нужно. Она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы. В ней есть множество упомянутых качеств, которые не имеет обычный урок в помещении.
Литература:
1. Ганский В. А., Вовенко Е. В. Экскурсоведение. Новополоцк, 2012. С. 97.
2. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М. — Ростов-н/Д, 2006. с. 53–55.