Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.11.2017

Статья просмотрена: 1697 раз

Библиографическое описание:

Колычева, Т. И. Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности / Т. И. Колычева, Т. А. Засыпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46293/ (дата обращения: 16.12.2024).



Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д. С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.

Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.

Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).

Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:

‒ выдвижение гипотезы;

‒ определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;

‒ поиск недостающей информации в информационном поле;

‒ установление причинно-следственных связей.

Рефлексивные умения:

‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Менеджерские умения и навыки:

‒ проектирование процесса;

‒ планирование деятельности (время, ресурсы);

‒ принятие решений и прогнозирование их последствий;

‒ анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).

Коммуникативные умения:

‒ выстраивать учебное взаимодействие;

‒ вести дискуссию;

‒ объяснять свою точку зрения;

‒ находить компромисс и т. д.

Презентационные умения и навыки:

‒ навыки монологической речи;

‒ артистические умения.

Работа ведется поэтапно.

Первый этап — это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.

Второй этап — аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.

Третий этап — практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.

Четвёртый этап — презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта — проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.

Пятый этап — контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.

Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.

Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:

‒ владение терминологией;

‒ уровень и качество творческих работ;

‒ уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;

‒ уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;

‒ способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».

Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.

Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.

Литература:

  1. Даринский А. В. Краеведение./ А. В. Даринский. — М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А. И. Савенков. — М., Генезис, 2005. — с.305.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, экскурсия, возможность, исследовательский метод обучения, навык, проведение экскурсии, этап.


Похожие статьи

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности обучающихся

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проведение заочных научно-практических конференций обучающихся как ресурс и продукт формирования культуры самостоятельной работы

Похожие статьи

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности обучающихся

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проведение заочных научно-практических конференций обучающихся как ресурс и продукт формирования культуры самостоятельной работы

Задать вопрос