Библиографическое описание:

Раимдодова М. У., Богомазова Д. С., Неваров А. А. Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11691/ (дата обращения: 16.12.2017).



В статье рассматриваются проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане. Представлены проблемы социальной адаптации инвалидов в России. Анализируются состояние программ по социальной адаптации инвалидов в Таджикистане.

Ключевые слова: Таджикистан, социальная реабилитация, инвалиды, ограниченные возможности, социальная адаптация, международное сотрудничество

Проблема адаптации и доступной среды для людей с ограниченными возможностями сейчас остро стоит во всём мире. И наша страна не исключение. Сегодня в России процесс адаптации инвалидов находится ещё в стадии изучения, что сильно затрудняет принятие каких-либо решений по данному вопросу. В связи с этим, существует ряд как социально — бытовых проблем, так и проблем с доступностью социальной среды.

Выделяют следующие основные социально — бытовые проблемы:

  1. Ограничение функций самообслуживания:

– способность самостоятельно одеваться;

– принимать пищу;

– соблюдать личную гигиену;

– самостоятельно передвигаться;

– самостоятельно садиться или вставать.

  1. Ограничение осуществление социальной роли, которая была до наступления инвалидности:

– ограничение социальной роли в семье;

– ограничение социальных контактов;

– ограничение или невозможность трудиться.

Помимо этого, в России остро стоит проблема доступной среды для инвалидов. Слабовидящие или слепые люди, инвалиды-колясочники не могут вести нормальный образ жизни без посторонней помощи. С недавних пор, на улицах крупных российских городов стали появляться дорожки (тропинки) для слабовидящих, но только на остановках общественного транспорта. Такие «тропинки», зачастую, сделаны непродуманно, ведут инвалида в столб или вообще прерываются. Казалось бы, ситуация для инвалидов-колясочников обстоит немного лучше. Многие здания оборудованы пандусами, но комфортно пользоваться ими для инвалидов очень затруднительно. В современных условиях, достаточно трудно реконструировать старые здания из-за узких дверных проемов, высоких цоколей зданий, тротуаров и прочих особенностей, которые мешают осуществлению программ доступной среды для инвалидов-колясочников. Таким образом, люди с ограниченными возможностями сегодня не могут передвигаться по городу без сопровождения.

В учебных заведениях отсутствуют какие-либо приспособления для инвалидов по зрению. Нет специальных учебников, здания не адаптированы для них. Для обеспечения доступной среды, в идеальных условиях, на каждом этаже образовательных учреждений РФ должно располагать специальной табличкой с азбукой Брайля.

Если говорить об образовании в принципе, то тут в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам — инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.

В Таджикистане, на 2016 год зарегистрировано 152 тысячи инвалидов, 20 тысяч из которых составляют дети — инвалиды. На сегодняшний день более 50 % бюджета Таджикистана направлено на социальную защиту и социальные нужды.

В 2006 году Таджикистан ратифицировал международную Конвенцию о правах лиц с инвалидностью, которая предоставляет лицам с ограниченными возможностями беспрецедентную степень защиты. Основные нормы, которые содержатся в Конвенции, были воспроизведены в новом Законе Республики Таджикистан «О социальной защите инвалидов», принятом 29 декабря 2010 г. № 675.Закон определяет правовые, экономические и организационные основы обеспечения социальной защиты инвалидов и создает им равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество.

Основные проблемы исполнения данного Закона можно проследить в столице Таджикистана — г. Душанбе. Именно здесь, в г. Душанбе, проживает большинство из 152 тысяч инвалидов.

Основные проекты и решения по социальной реабилитации инвалидов в г. Душанбе достаточно эффективно функционируют. Так, в Комитете архитектуры и строительства республики и администрации г. Душанбе с 2015 г. функционирует Совет по сотрудничеству, где представители общественных организаций, защищающих права инвалидов, решают вопросы по созданию доступной среды: проводят совместные рейды на строительных объектах, ведут мониторинг реализации строительных норм и правил и т. д. В марте 2016 г. правительство РТ приняло решение, согласно которому все строящиеся здания выше двух этажей должны оборудоваться лифтами. В 2015 году в Душанбе начали функционировать троллейбусы со специальной платформой для людей, передвигающихся на колясках.

Для детей с ограниченным возможностями, в городе Душанбе создан центр реабилитации, в партнерстве с Европейским Союзом и турецким агентством по развитию. Создан наблюдательный совет, который следит за осуществлением этого проекта. Центр для детей-инвалидов работает по международным стандартам, включая стандарты медикаментозного обеспечения и питания. Сотрудники центра получают профессиональную подготовку и в стране и за рубежом. На базе этого центра создан единственный пока в Таджикистане Институт повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов.

В республике Таджикистан работают восемь домов-интернатов для инвалидов и престарелых. Интернаты содержатся на средства республиканского бюджета. Кроме того, в их деятельности активное участие принимают партнеры — доноры, которые финансируют разработку и реализацию различных проектов по реабилитации людей с ограниченными возможностями.

О доступной среде для людей с ограниченными возможностями в г. Душанбе говорить еще рано, на сегодня еще очень много проблем в этой сфере, но заметны положительные тенденции.

Таким образом, наличие равных возможностей для всех групп населения, несомненно, является одной из основных особенностей современного гражданского общества Согласно идеи «равенства возможностей», что все люди должны иметь одинаковые права в путях достижения желанной позиции в обществе, следовательно, завоевание такого равенства, является ключевой задачей, как для мирового сообщества в целом, так и для Таджикистана и России в частности.

Литература:

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.tj
  2. Дементьева Н. Ф., Сырникова Б. А.. Пучиева И. Л. Современные аспекты социальной реабилитации // Вестник ВОСМСЭ,Р и РИ. — 2004. — № 4. — с. 27–29
  3. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Зозули — М., 2005.
  4. Холостова Е. И., Дементьева Н.Ф Социальная реабилитация. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации инвалидов, ограниченными возможностями, доступной среды, перспективы социальной адаптации, реабилитации инвалидов, социальной реабилитации инвалидов, процесс адаптации инвалидов, социальной защиты инвалидов, Комплексная реабилитация инвалидов, проблемы социальной адаптации, тысячи инвалидов, обучения инвалидов, права инвалидов, Таджикистан «О социальной, доступностью социальной среды, проблема доступной среды, ограниченными возможностями беспрецедентную, аспекты социальной реабилитации, программ доступной среды, обеспечения доступной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос