Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 5593 раза

Библиографическое описание:

Шерстникова, Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде / Т. А. Шерстникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4934/ (дата обращения: 19.04.2024).

Исследование доступности городской среды для инвалидов приобретает особый интерес на почве эволюции российских городов, которая в значительной степени расходится с законами развития городов Европы и Америки. Весь советский период конструирования городского пространства вопросы доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности оставались на втором плане. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика "гуманизации" окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна.

Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного пространства становится альтернативой процессам урбанизации. За последние годы все больше внимания уделяется озеленения городов, расширению парковых зон, возрастает значение ландшафтной архитектуры в градостроительстве.

В связи с последними тенденциями развития городского пространства все больше уделяется внимания социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. На территории Москвы активно ведется ремонт и реконструкция объектов благоустройства и озеленения с целью создания безбарьерного и травмобезопасного передвижения лиц с ограниченными возможностями.

Одним из таких объектов является озелененная территория вдоль реки Яузы по улице Северодвинской.

Данный парк входит в систему рекреационных территорий так называемого водно-зеленого коридора Северо-Восточного административного округа города Москвы.

Проектируемая территория длительное время находится в эксплуатации и утратила большую часть рекреационных функций. Дорожно-тропиночная сеть, насаждения, малые архитектурные формы и элементы благоустройства нуждаются в капитальном ремонте. Парк не предусмотрен для посещения людей с ограниченными физическими способностями, доступ в большую часть парка просто не возможен для инвалидов.

Парк нуждается в реконструкции с целью разнообразия проводимых мероприятий на территории парка, привлечения большего числа жителей, улучшения градостроительного положения, оснащение парка площадками различного вида отдыха и малыми архитектурными формами.

Большое внимание необходимо уделить вопросу создания безбарьерной среды для маломобильных групп граждан.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с адаптацией городского пространства для людей с ограниченными способностями.

Градостроительный аспект проблемы инвалидов и других маломобильных групп населения – один из самых ответственных среди всех задач, решаемых средствами строительства, архитектуры и дизайна: если не будет обеспечена доступность всей городской инфраструктуры, то окажутся безрезультатными усилия по созданию инвалидам возможности пользоваться теми или иными отдельными зданиями и сооружениями.

К маломобильным группам граждан относятся:

- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);

- инвалиды с недостатками зрения;

- инвалиды с недостатками слуха;

- лица преклонного возраста (60 лет и старше);

- временно нетрудоспособные;

- беременные женщины;

- люди с детскими колясками;

- дети дошкольного возраста.

Потребности инвалидов различных категорий

- для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественным обслуживанием, в том числе транспортным;

- для инвалидов с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения (расчетные габариты пешехода увеличиваются в связи с пользованием тростью), поверхность путей передвижения (с них устраняются различные препятствия), должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, качество освещения на улицах;

- для инвалидов с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация и созданы специальные элементы городской среды.

В последнее время благодаря западным тенденциям в России стали уделять внимание к созданию безбарьерного пространства для маломобильных групп населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

Критерии доступности городского пространства для маломобильных групп граждан:

- возможность беспрепятственного доступа к объектам обслуживания и отдыха, а также использование этих объектов;

- беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам.

Также важен вопрос безопасного доступа к различным объектам. Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию.

Основные критерии безопасности:

- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий;

- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

- избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

- исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска.

Информативность обеспечивает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:

- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде;

- возможность эффективной ориентации посетителя, как в светлое, так и в темное время суток;

- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

- расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

- углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

- ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения;

- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

- исключение помех восприятию информационных средств.

Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции маломобильных групп населения.

Критерий комфортности (удобства) содержит основные требования:

- создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд;

- обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;

- повышение качества обслуживания через его концентрацию в пространстве, увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет создания дополнительных условий, помогающих потребителю в получении необходимых услуг.

Средства информации и ориентации инвалидов.

К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить;

- рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;

- ограждения опасных участков;

- разметку путей движения на участках и знаки дорожного движения, указатели;

- информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);

- светофоры и световые указатели, устройства звукового дублирования сигналов движения.

Цвет покрытия пешеходных путей рекомендуется делать отличным от цвета покрытия проезжей части. Разметку путей движения рекомендуется выполнять для транспорта – белого цвета, для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках – желтого. Для инвалидов на мотоколясках разметка на пешеходных путях делается белого цвета. Разметку осевых полос рекомендуется выполнять пунктирными линиями, а кромочных полос – сплошными.

Расположение визуальной информации должно быть удобно для использования инвалидами на креслах-колясках. Визуальную информацию следует располагать на контрастном фоне, на высоте не менее 0,9 м и не более 1,7 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути. Высота расположения зоны оптимальной видимости учитывается и при назначении высоты установки окон.

Таблица

Требования к участкам и их элементам

Объект

Требования по критериям


доступности

безопасности

информативности

комфортности


1

2

3

4

5


  1. 1. Ограждения участка

Возможность опорного движения вдоль ограждения

Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании.

Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение.

Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения

Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха.

Устройство поручней вдоль живой изгороди


2. Пешеходные пути движения

Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог.

Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения

Съезды не должны выступать на проезжую часть.

Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.

Обеспечение обзора путей движения при их пересечении

Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения.

Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия.

Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации.

Заблаговременное размещение информации (разметки, знаков, рекламных указателей)


3. Озеленение

Граница озелененных площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см.

Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых.

Отсутствие в зоне движения пешеходов острых ветвей, листьев, ядовитых растений.

Отсутствие озеленения, закрывающего обзор на перекрестках, опасных участках.

Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения.

Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест

Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект.

Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей


4. Элементы благоустройства, малые формы, реклама

Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения.

Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски.

Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения

Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз.

Устройство бортика высотой не ниже 10 см под элементами, размещенными на высоте 0,7 м и выше.

Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток.

Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех

Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования.

Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства

5. Площадки и места отдыха

Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания

Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание

Информационное обеспечение мест отдыха

Оборудование для инвалидов не менее 5 % мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1.

Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков.

Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха.

Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры


Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, пешеходное движение, элемент благоустройства, городское пространство, архитектурная среда, возможность, городская среда, маломобильная группа граждан, маломобильная группа населения, место отдыха, том.


Похожие статьи

Существующие проблемы доступной среды маломобильных...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями. По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности.

О проекте исследования актуального состояния общественной...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Обеспечение доступной среды маломобильных групп...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, инвалиды, доступная среда. С проблемами временного или постоянного нарушения здоровья на протяжении жизни встречается каждый.

Существующие проблемы доступной среды маломобильных...

Об архитектурной среде для маломобильных групп населения.

Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде.

Анализ доступной среды маломобильных групп населения...

Ключевые слова:маломобильные группы населения (МГН), доступная среда, инвалиды, объекты тяготения. Кани́щево — городской район в составе Московского административного округа города Рязани, названный так по вошедшему в черту города селу.

Анализ доступности объектов транспортной инфраструктуры

маломобильная группа населения, доступная среда, транспортная инфраструктура, транспортное средство инвалидов, инвалид, транспорт, наличие, Россия, посадочная площадка, пешеходная дорожка.

Проектирование и моделирование пространственной среды на...

Второй уровень — пешеходный. Проблему создания доступной среды для маломобильных групп населения в нашем жилом комплексе мы решаем оснащением его различными пандусами, лифтами и разворотными площадками.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

Ключевые слова: городская среда, общественные пространства, развитие городских территорий, благоустройство.

По планировочным признакам можно выделить проницаемое пространство, пешеходную площадь, курдонер, сквер, зеленый карман, эксплуатируемую...

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В начале необходимо провести исследования городской транспортной среды, трафика, социальной среды.

Он обеспечит удобное передвижение в любую погоду не только велосипедистам, но и маломобильным группам населения, передвигающимся на колясках.

Похожие статьи

Существующие проблемы доступной среды маломобильных...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями. По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности.

О проекте исследования актуального состояния общественной...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Обеспечение доступной среды маломобильных групп...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, инвалиды, доступная среда. С проблемами временного или постоянного нарушения здоровья на протяжении жизни встречается каждый.

Существующие проблемы доступной среды маломобильных...

Об архитектурной среде для маломобильных групп населения.

Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде.

Анализ доступной среды маломобильных групп населения...

Ключевые слова:маломобильные группы населения (МГН), доступная среда, инвалиды, объекты тяготения. Кани́щево — городской район в составе Московского административного округа города Рязани, названный так по вошедшему в черту города селу.

Анализ доступности объектов транспортной инфраструктуры

маломобильная группа населения, доступная среда, транспортная инфраструктура, транспортное средство инвалидов, инвалид, транспорт, наличие, Россия, посадочная площадка, пешеходная дорожка.

Проектирование и моделирование пространственной среды на...

Второй уровень — пешеходный. Проблему создания доступной среды для маломобильных групп населения в нашем жилом комплексе мы решаем оснащением его различными пандусами, лифтами и разворотными площадками.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

Ключевые слова: городская среда, общественные пространства, развитие городских территорий, благоустройство.

По планировочным признакам можно выделить проницаемое пространство, пешеходную площадь, курдонер, сквер, зеленый карман, эксплуатируемую...

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В начале необходимо провести исследования городской транспортной среды, трафика, социальной среды.

Он обеспечит удобное передвижение в любую погоду не только велосипедистам, но и маломобильным группам населения, передвигающимся на колясках.

Задать вопрос