Автор: Амосова Оксана Сергеевна

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Амосова О. С. К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 121-123.



Данная статья анализирует превенцию социально-педагогической запущенности через механизмы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Разобраны условия успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков.

Ключевые слова: социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, асоциальное поведение, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки

Совершенно очевидно, что в отношении социально-запущенных детей и подростков необходимы специальные меры ресоциализации, осуществляемые специальными профилактическими органами. Поскольку явление социально-педагогической запущенности является, как правило, явлением обратимым, то одной из главных задач превентивных служб является организация процесса ресоциализации дезадаптированных детей и подростков.

Прежде чем приступить к анализу социально-педагогической ориентации дезадаптированных детей и подростков, считаем целесообразным обратиться к этимологии ключевых дефиниций. Термин «ресоциализация» обозначает социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных навыков дезадаптированных подростков. [4, с.7] Термин «реабилитация» можно использовать как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах.

Реабилитацией называют комплексное применение медицинских, социальных, психолого-педагогических действий, необходимых для исправления дефекта воспитания и социальных отклонений. [1, с.11] Понятие реабилитация является многоуровневым, состоит из динамичных взаимосвязанных действий, направленных на восстановлении личности детей и подростков и включает в себя понятия профилактики и коррекции отклонений. Систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи дезадаптированным подросткам, проводимым специальными государственными органами, называют профилактикой. Профилактика призвана устранить причины и факторы, вызывающие отклонения в развитии личности. Второй аспект реабилитации — коррекция отклонений может рассматриваться как система мер, применяемых к личности с целью восстановления ее нормальной жизнедеятельности. Чаще всего коррекция применяется как вспомогательный процесс по отношению к таким понятиям как воспитание или лечение. Коррекция должна исправить конкретные отклонения индивида, поэтому направлена непосредственно на личность. Социальная запущенность — это явление, проявляющееся в деформации норм морали и права, в деструктивном поведении и персеверации системы эндогенной регуляции, ценностных ориентаций и социальных аттитюдов. Социальную дезадаптацию мы трактуем как неприспособительное поведение, которое в зависимости от глубины деформации процесса социализации подразделяется на две стадии. [2, с.21]

Школьная социальная дезадаптация включает педагогически запущенных учащихся, имеющих хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивляющихся педагогическим воздействиям, характеризующимися различными асоциальными проявлениями (сквернословием, хулиганскими поступками, употреблением психоактивных веществ). Объективности ради, необходимо отметить, что немалая часть педагогически запущенных несовершеннолетних имеет тенденцию к получению профессии, экономической автономии, готовности к труду. Существует деформация их ценностно-нормативной сферы, но она пока незначительна. По отношению к такой категории детей и подростков, необходима адресная психологическая и социальная помощь, расширение ареала интересов во внеклассной деятельности, формирование профессиональных намерений и витальных устремлений. Неоценимую помощь таким детям оказывают социальные учреждения, молодежные биржи труда, клубы по интересам, центры экстремальной социально-психологической фасилитации.

Более глубокой стадией социальной дезадаптации представлена социальная запущенность несовершеннолетних. Социальная запущенность проявляется в глубоком отчуждении подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации. Развитие сиблингов происходит под влиянием антисоциальных и криминогенных группировок, для которых характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, деструктивное поведение, асоциальная жизненная стратегия (дромомания, алкоголизация и наркотизация, аддиктивность, противоправные действия против личности). Такие несовершеннолетние негативно относятся к труду, неориентированы профессионально и имеют тенденцию к паразитическому образу жизни. Успешной работы в школе с социально запущенными подростками добиться непросто. Кроме постановки на учет в отдел по делам несовершеннолетних и размещение в специальных закрытых учебно-воспитательных организациях в реабилитации доминируют либо психолого-педагогические и диагностико-коррекционные программы, выявляющие или исправляющие дефекты психики, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстанавливающие социальное реноме подростка в системе межличностных отношений.

При психосоциальной дезадаптации важное место отводится целесообразно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, инициирующим решение индивидуально-психологических проблем. Процесс реабилитации может затрудняться вследствие того, что в одном подростке может быть представлен конгломерат смешанных форм дезадаптаций: патогенной, психосоциальной, социальной. В этом случае диагностики коррекционные программы должны быть ориентированы на каждую из форм дезадаптации.

В последнее время разрабатываются и создаются модели социально-педагогической службы, предусматривающие профилактику дезадаптированных детей и подростков. Таким моделям, как правило, присущ региональный характер. Базируются такие модели на концепциях профилактической работы, социологическом мониторинге образования в регионе и практическом опыте коррекционной работы. [3, с.43]

Социально-психологическая служба системы образования является превенцией общеобразовательных адаптивных и профильных учреждений, необходимой для благоприятного развития каждого ребенка и подростка. Социализация личности раскрывается через процесс адаптации, интеграции, самореализации и саморазвития. Нельзя забывать о сложностях подросткового возраста. Именно эта категория нуждается в дополнительном педагогическом внимании и со стороны учебного заведения, и со стороны семьи.

Позитивную рекомендацию имеют центры реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков созданные еще в 1991 году как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения. Основой концепции центра являются следующие принципы:

1) комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании;

2) индивидуализация вкупе с дифференциацией к обучению и воспитанию дезадаптированных подростков;

3) вариативность в выборе форм организации развития и воспитания данных страт;

4) ранняя медико- и психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций несовершеннолетних;

5) превентивная ориентированность учебно-воспитательного процесса;

6) направленность учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающие технологии;

7) соблюдение прав детей и подростков, социальное патранирование депривированных несовершеннолетних.

Нам представляется, что основные направления деятельности центра — диагностическая, психокоррекционная, оздоровительная, учебно-воспитательная, социально-правовая, консультационная, научно-методическая, социально-аналитическая, просветительская в совокупности помогут социально-депривированным и запущенным подросткам испытать интерес к жизни, к конструктивным взаимодействием с окружающими, просоциальной жизненной позиции, опираясь на паттерны сонагенного мышления. Педагоги и родители должны знать, что деформирование социальной запущенности подростков идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп, поэтому важнейшим условием их успешной реабилитации является включение в систему новых межличностных отношений, рассчитанных на гармонизацию взаимосвязей с социально значимыми взрослыми, осознанием своего места в современном социуме, опорой на подлинные ценностные ориентации и осознания личностной экзистенции.

Литература:

  1. Алмазов, Б. Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков/ Б. Н. Алмазов. — Екатеринбург, 1997. — 94 с.
  2. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Б. Н. Алмазов. — Свердловск, 1986.
  3. Старцева, О. А. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся в региональных условиях развития профессиональной школы/ О. А. Старцева. Диссертация на соискание ученой степени канд.пед наук. Спб., 1996. — 303 с.
  4. Шевченко, А. М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений/ А. М. Шевченко. Диссертация на соискание ученой степени докт. социолог. наук.Ростов-на-Дону, 2004. -294 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дезадаптированных подростков, дезадаптированных детей, социально-педагогической реабилитации дезадаптированных, соискание ученой степени, успешной реабилитации, реабилитации дезадаптированных детей, реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних, навыков дезадаптированных подростков, ресоциализации дезадаптированных детей, социально-педагогической запущенности, воспитанию дезадаптированных подростков, глубоком отчуждении подростков, подростков необходимы специальные, социальной запущенности подростков, условия успешной реабилитации, социально-педагогической ориентации дезадаптированных, педагогически запущенных, Социальная запущенность, ценностные ориентации, педагогически запущенных несовершеннолетних.

Ключевые слова

асоциальное поведение, социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос