Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Куркина Л. А. Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 455-457. — URL https://moluch.ru/archive/64/10279/ (дата обращения: 18.07.2018).

Ключевые слова: педагогическаяподдержка, психолого-педагогическая поддержка, социализация, ресоциализация, педагогическая запущенность.

Педагогическая поддержка «представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности” [3].

Психолого-педагогическая поддержка подростков предполагает выявление причин деформации в развитии подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации подростка.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т. д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [1].

«Социализация — это усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм» [7].

О. С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка) [6].

Опираясь на этапы разрешения проблемной ситуации по Газману О. С., в психолого-педагогической поддержке и социализации беспризорных и безнадзорных детей можно выделить ряд аналогичных этапов:

1.         Сигнальный этап по Газману, который заключается в фиксации сигналов о наличии у ребенка значимой для него проблемы (агрессивность, конфликтность, замкнутость ребенка, обращение родителей, тревожные суждения одноклассников и / или учителей) фактически является частью профилактического этапа в психолого-педагогической поддержке и социализации беспризорных и безнадзорных детей. Так как на этом этапе можно решить проблему еще до того как она достигнет своего апогея.

2.         В рамках контактно-созидательного этапа, педагог определяет эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению, настраивает ребенка на беседу, устраняет психологические барьеры, таким образом устанавливая первоначальный контакт с учеником.

3.         Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Важно помочь подростку сказать вслух то, чем обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось решение проблемы.

Задачей социального педагога на данном этапе является помощь подростку в формулировке своей проблеме. Здесь важно согласие ребенка на помощь и поддержку.

4.                  Проектный этап можно назвать еще поисковым этапом. Так как на этом этапе происходит поиск причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны. Подросток должен почувствовать себя ответственным за возникновение и разрешение проблемы, а педагог помочь выявить связанные с проблемой факты и обстоятельства, причины, которые привели к затруднению. Данный этап не просто длительный процесс, включающий обсуждение, наблюдение, встречи с людьми, которые имеют отношение, как к истории возникновения проблемы, так и к разрешению ее, но еще и очень трудный и болезненный процесс для ребенка.

В этом же этапе намечается план дальнейших действий по решению проблемы.

5.         В пределах деятельностного этапа ребёнок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы, а педагог осуществляет психологическую поддержку, одобряя и координируя его действия, выступая в роли тьютора, стимулируя к дальнейшей работе, обращая внимание на успешность самостоятельных шагов, поощряя инициативы подростка.

6.         Результативно-аналитический этап заключается в обсуждении успехов и неудач в ходе решения проблемы. Ребенок осмысливает свой новый социальный статус в обществе, жизненный опыт, который он накопил в процессе решения проблемы. На этом этапе важны процессы рефлексии и саморефлексии.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа

Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. [4].

Педагогическая запущенность — это состояние формирующейся личности физически и психически здорового ребенка, при котором нарушения в процессе социализации обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер [9].

И. А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов.

На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Он знакомится с его личным делом, с условием его жизни в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

На втором этапе выявляются достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения — это определение эффективности воздействия на данного ученика.

Четвертый этап — это включение школьников в зависимости от их интересов в различные секции, мероприятия [8].

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей это сложный процесс взаимодействия всех участников путем интерпретации ценностей, стратегий и тактик на уровне самосознания личности. В связи с этим, специфика поддержки заключается в социальной готовности детей к жизни в социуме. Что доказывает роль социального педагога как определяющего фактора, направляющего ребенка в процесс социализации. Проанализировав различные программы работы с педагогически запущенными подростками можно сделать вывод, что конкретной программы для коррекции педагогической запущенности подростков не существует.

Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками требует много времени, усилий. Но даже после длительного периода работы с таким подростком, положительного результата не всегда можно добиться. Это связано с тем, что сама проблема — очень многообразна и сложна, и очень часто такая деятельность идет не в том направлении, а в некоторых случаях даже усугубляет подростков.

Можно выделить несколько важных моментов, на которые необходимо обращать внимание при коррекции педагогической запущенности подростков:

-          выявление проблемы педагогической запущенности, изучение ребенка и его развитие со всех сторон;

-          комплексная работа всех специалистов социально-психологической службы;

-          работа не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.

Литература:

1.                  Андреева Г. М. «Социальная психология».- М., 1998.

2.                  Андреева А. Д. «Антология по истории и теории социальной педагогике». — М.,1999

3.                  Асмолов А. «Содействие ребенку "// Новые ценности образования. — М., 1996.

4.                  Беличева С. А. «Основы превентивной психологии». — М., 1992.

5.                  Беличева С. А. «Социально — психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних» — М., 1999

6.                  Маленкова Л. И. «Теория и методика воспитания. " Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

7.                  Мудрик А. В. «Социальная педагогика»: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8.                  Невский, И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И. В. Невский, Р. В. Овчарова. — Курган.: Наука, 2001.

9.                  Попов, В. А. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь- справочник / под общ. ред. В. А. Попова.- 3-е изд., испр. и доп. — Владимир: ВГПУ, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): этап, социальный педагог, решение проблемы, ребенок, психолого-педагогическая поддержка, процесс социализации, подросток, педагогическая запущенность, проблема, педагогическая поддержка, педагогическая запущенность подростков, социализация беспризорных, социальный статус, неблагоприятное социальное развитие.


Ключевые слова

социализация, педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, ресоциализация, педагогическая запущенность.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков.

Проблема педагогической запущенности в современном...

Современная школа является важнейшим институтом социализации, в котором учащийся должен не только получить определенный потенциал знаний и умений, способность к их передачи и ретрансляции, но и возможности для развития высокого творческого потенциала.

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах.

Унификация понятия «педагогическая запущенность»

Анализ понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность», «трудные дети», «трудновоспитуемость» позволяет сделать вывод, что они отражают с разных сторон особенности похожих явлений.

Социально-педагогическая защита беспризорных...

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков.

Предупреждение педагогической запущенности...

Педагогическая запущенность — распространенная проблема среди детей и подростков, связанная с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в образовательном пространстве школы...

Анализ программ коррекции педагогически запущенных...

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития.

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Ключевые слова: социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, асоциальное поведение, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков.

Проблема педагогической запущенности в современном...

Современная школа является важнейшим институтом социализации, в котором учащийся должен не только получить определенный потенциал знаний и умений, способность к их передачи и ретрансляции, но и возможности для развития высокого творческого потенциала.

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах.

Унификация понятия «педагогическая запущенность»

Анализ понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность», «трудные дети», «трудновоспитуемость» позволяет сделать вывод, что они отражают с разных сторон особенности похожих явлений.

Социально-педагогическая защита беспризорных...

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков.

Предупреждение педагогической запущенности...

Педагогическая запущенность — распространенная проблема среди детей и подростков, связанная с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в образовательном пространстве школы...

Анализ программ коррекции педагогически запущенных...

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития.

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Ключевые слова: социально-педагогическая запущенность, дезадаптированные дети и подростки, асоциальное поведение, деформация системы внутренней регуляции, референтные и ценностные ориентации, социальные установки.

Особенности социализации современных подростков...

Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток. Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной.

Задать вопрос