Авторы: Зиновенко Ольга Андреевна, Егорова Жанна Сергеевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Зиновенко О. А., Егорова Ж. С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 106-109.



В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности

В современной Российской системе образования ни так давно, дошкольное образование стало первой ступенью. Новейшие нормативные требования к определению условий и структуре реализации общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации оказывают непосредственное воздействие на деятельность педагогических кадров, которые призваны реализовывать воспитательно-образовательную деятельность в трансформирующихся условиях. В различных регионах Российской Федерации образовательные учреждения, которые обеспечивают педагогический процесс в ДОУ испытывают ряд проблем в кадрах. В частности, отмечена нехватка квалифицированных кадров, слабая чувствительность традиционной системы образования современным потребностям социума, которая реальным образом отстает от насущных потребностей педагогической отрасли. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров улучшает процесс развития кадрового потенциала, которое будет способно обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать соответствующие образовательные технологии.

Поскольку в системе российского образования реализуется компетентностный подход, то и педагог ДОО должен владеть рядом компетенций. Более подробно рассмотрим данное понятие. Компетентность, рассматриваемая как интегральное качество личности, проявляется, прежде всего, в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретённом в процессе обучения и социализации [4, с. 29–32]. Таким образом, иметь сформированную компетентность значит обладать определенными знаниями, определенной характеристикой; владеть компетенцией — значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Как отмечает В. Г. Суходольский, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования — способность педагога к выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном педагогическом образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Компетентность включает в себя владение необходимыми значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями в области дошкольного образования, практическими умениями и навыками [2, с. 74].

По мнению таких ученых, как С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, В. Г. Суходольский, В. А. Кальней, профессиональная компетентность — интеграция знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые представляют собой способность педагога качественно и эффективно выполнять профессиональную педагогическую деятельность и включают в себя педагогическое мастерство и профессионализм.

Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений структурировать и интегрировать теоретические и практические знания для лучшего решения задач педагогической деятельности [4].

Хотелось бы отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — совокупность требований, необходимых при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, в качестве основной целевой установки рассматривает компетенции, полученные студентами в ходе обучения. Во ФГОС ВО компетенция — способность применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности.

Изучением сущности профессиональной компетентности педагога занимались такие исследователи как Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Т. И. Шамова и многие другие. В исследованиях данных ученых раскрыты следующие аспекты педагогической компетентности:

– управленческий: способности педагога к анализу, планированию, организации, контролю, регулированию педагогического процесса, выстраиванию взаимоотношений с воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом;

– психологический: умения оказывать влияние собственной личностью на детей, учитывать индивидуальные способности и возрастные особенности воспитанников;

– педагогический: владение формами и методами осуществления воспитания и обучения дошкольников.

В целом, профессиональная компетентность характеризуется как совокупность интегрированных знаний, личностных качеств, умений и опыта, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим социумом.

А. Н. Дорофеев и К. В. Шапошников в своих исследованиях указывают, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.

Профессиональная компетентность включает в себя следующие компоненты:

Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает в себя теоретические и методологические знания основ педагогических и психологических наук, владение современными информационными технологиями, знание тех требований, которые предъявляются к современному педагогу, знание нормативно — правовых документов, касающихся профессиональной педагогической деятельности, наличие дополнительных знаний.

Деятельностный компонент профессиональной компетентности включает в себя множество умений: гностические, аналитические, информационные, проектировочные, творческие, коммуникативные, организаторские, развивающие.

Личностный компонент профессиональной компетентности включает в себя готовность работать в коллективе, к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии.

Л. М. Митина выделяет в структуре педагогической компетентности три подструктуры:

– деятельностную, которая включает в себя знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности;

– коммуникативную, которая включает в себя знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения;

– личностную, которая включает в себя потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки и принципы развития личности ребенка.

Л. М. Митина под компетентностью понимает характеристики конкурентоспособной личности педагога, владеющей элементами общей культуры современного общества, содержанием фундаментальных наук, педагогических знаний и умений, наличие культуросообразных образцов поведения и взаимодействия в социуме [3].

Современная система образования предъявляет новые требования к компетентности педагога дошкольного образования. Педагог ДОО должен быть компетентным в вопросах организации и содержания педагогической деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

– умение планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

– умение создавать развивающую предметно-пространственной среду;

– обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей.

Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности педагога:

– знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

– умения формировать знания, умения и навыки у воспитанников в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

– умение планировать воспитательно-образовательную работу;

– умение проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности:

– знание примерных общеобразовательных программ и методик обучения и воспитания детей;

– умение планировать, проектировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

– владение технологиями психолого-педагогического исследования и мониторинга воспитания и обучения детей.

Кроме того, воспитатель должен уметь соединять основные и парциальные программы, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая выборочности в формировании тех или иных качеств ребенка, формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь интегрировать содержание всех образовательных областей, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий и событий исходя из воспитательных и образовательных задач.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

– умение оказать консультативную помощь родителям;

– создание условий для развития и социализации детей;

– защита интересов и прав детей.

Данные критерии уточняются следующими показателями:

– знание основных нормативно-правовых документов о правах ребенка и обязанностях родителей по отношению к детям;

– умение вести не директивную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Таким образом, современный педагог системы дошкольного образования должен обладать необходимыми знаниями в области обучения и воспитания дошкольников, уметь проектировать и воплощать целостный педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, знать нормативно — правовую базу ДОО, возрастные особенности детей, уметь вести педагогическую работу с родителями детей. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования включает в себя большое количество аспектов, без которых невозможна образовательная деятельность.

Литература:

  1. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 120 с
  2. Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — С. 74.
  3. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Под общ. ред. Л. М. Митиной. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2005.
  4. Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность: [их классификация] / Г. К. Селевко // Сельская школа: Рос. пед. журн. — 2004. — № 3. — С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентности педагога, профессиональной компетентности, профессиональной компетентности педагога, педагога дошкольного образования, педагогической деятельности, компетентности педагога ДОО, компетентности педагога дошкольного, компетентность педагога, профессиональная компетентность, компонент профессиональной компетентности, компетентность педагога дошкольного, критерии компетентности, Профессиональная компетентность педагога, педагогической компетентности, следующие критерии компетентности, критерии компетентности педагога, способность педагога, профессиональная компетентность педагога, структуре педагогической компетентности, аспекты педагогической компетентности.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, педагог, компетенции, компоненты компетентности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос