Реализация модели формирования гуманистических отношений у участников детского фольклорного коллектива
Автор: Вишнякова Ирина Николаевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 332 раза
Библиографическое описание:
Вишнякова, И. Н. Реализация модели формирования гуманистических отношений у участников детского фольклорного коллектива / И. Н. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1859/ (дата обращения: 16.12.2024).
В условиях модернизации российского образования особое место занимают проблемы духовно-нравственной, гуманистической направленности. Государственные документы Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки РФ в полной мере отражают задачи современного общества и провозглашают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому особое значение приобретает решение педагогических проблем, связанных с осуществлением гуманистических отношений у подрастающего поколения.
Многочисленные исследования, посвященные проблемам гуманистического воспитания и отношений личности в коллективе, свидетельствуют о поисках путей преодоления духовно-нравственного кризиса, способствуют накоплению и систематизации знаний о сущности данной проблемы, о ценностях как цели воспитания, механизмах приобщения к ним подрастающего поколения. Анализ научной и методической литературы показал, что до настоящего времени недостаточно изучена проблема формирования гуманистических отношений детей в социально-культурной сфере, можно констатировать недостаток специфических методик по проблеме.
В этнопедагогической науке достаточно обширно показана ценность фольклора в нравственном, эстетическом, патриотическом, физическом, экологическом воспитании школьников. В нем аккумулируются такие нравственные категории как любовь, уважение, ответственность, справедливость, долг, терпимость, милосердие, трудолюбие, то есть то, из чего складывается гуманистическая сущность человека. Поэтому фольклор представляет особую педагогическую ценность и может быть направлен на формирование гуманистических отношений у участников детского фольклорного коллектива.
С целью достижения педагогического результата мы разработали смешанную модель структурно-функционального типа, рассматриваемую как универсальную для исследования педагогических систем. При ее разработке мы основывались на том, что она должна включать наиболее значимые блоки: 1) целеполагающий; 2) организационно-деятельностный, включающий научные подходы, принципы, функции модели; 3) содержательный, включающий педагогические условия, содержание методы и формы работы с участниками детского фольклорного коллектива.
Целеполагающий блок включает цель и задачи конструирования модели. Цель задана требованиями современного общества и заключается в повышении уровня сформированности гуманистических отношений детей. Достижение поставленной цели представлено путем разрешения следующих задач: 1) создание предпосылок усвоения знаний о нормах гуманистических отношений; 2) стимулирование мотивации и потребностей в гуманистических отношениях; 3) совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
На основе целеполагающего компонента мы выявляем структуру организации процесса. В рамках организационно-деятельностного блока мы опираемся на теоретико-методологические подходы и принципы, учитываем функции моделируемого объекта и педагогические условия его реализации. Наиболее значимыми для нас являются: системный, аксиологический и культурологический подходы.
В рамках системного подхода мы основываемся на принципах системности и целостности для изучения совокупности компонентов в их взаимосвязи. В рамках аксиологического подхода мы основываемся на принципах: 1) гуманизации как содержательной стороны всех сфер педагогической деятельности (гуманистические отношения невозможны без принятия и осмысления гуманистических ценностей); 2) ориентации в общечеловеческих ценностях.
Социально-культурная деятельность морфологически связана с таким явлением как культура. Это приводит нас к выбору культурологического подхода. На наш взгляд, он позволяет осуществить передачу опыта многих поколений людей с включением детей в процесс культуротворчества на основе исторически сложившихся традиций отношений: взаимоуважения, милосердия, сострадания, сорадования и т. д. Логика культурологического подхода также позволяет понять мир традиционной народной культуры изнутри. Система человеческих отношений исторически исходила из жизненно необходимых условий, где роль индивидуально-избирательных связей, личностных предпочтений носила второстепенный характер. Ведущую роль составляла коллективная деятельность, которая определяла характер и содержание человеческих отношений. Культурологический подход позволяет нам включить в разработку принцип культуросообразности. В социально-культурной деятельности он представлен Т. Г. Киселевой в виде «опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т. д.» [1, с. 107-108].
Педагогические явления характеризуются наличием свойственных им функций. В.М. Рябков понимает термин «функция» как «свойство системы, оно определяется в связи системы со средой, в которой и по отношению к которой она действует» [3, с. 119]. На основании специфики социально-культурной сферы и особенностей функционирования фольклора в современной этнопедагогической среде мы учитывали следующие функции модели: коммуникативную, транслирующую и культуротворческую функции.
Содержательный блок, прежде всего, включает в себя комплекс педагогических условий.
Первое педагогическое условие – создание этнопедагогической микросреды в художественно-творческом коллективе. В педагогической практике обращение к вопросу о необходимости специального создания микросреды не является редкостью. А. М. Столяренко подчеркивает, что «наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека и, кроме того, оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания» [5, с. 191]. Микросредой автор называет непосредственное ближайшее окружение человека, ближайший коллектив. Таким окружением является семья, коллектив сверстников, это может быть и творческий коллектив. То есть, специфической чертой микросреды является ее непосредственное взаимодействие с личностью. В этнопедагогическом направлении роль микросреды изучена А. И. Лазаревым. В разряд образовательно-воспитательных задач он включает «создание микросреды естественного бытования фольклора, где дети научатся жить по законам устного и коллективного творчества, чувствовать, понимать его нормы и особенности» [2, с. 271]. Данная позиция утверждает роль создания этнопедагогической микросреды в детском образовательном учреждении.
Второе педагогическое условие – профессиональная компетентность руководителя фольклорного коллектива. В педагогическом процессе центральная роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Это личность, транслирующая ценности культуры, отношений, чья деятельность направлена на ценностное преобразование педагогической реальности. Поэтому мы относим профессиональную компетентность педагога к условиям успешной реализации модели.
- Третье педагогическое условие – отбор содержания процесса формирования гуманистических отношений с учетом возрастных особенностей участников коллектива. К числу закономерностей в воспитании относят закономерность «соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников» [4, с. 174]. Отбор содержания должен находить соответствие со знанием и пониманием педагогом возрастных особенностей детей. В нашей педагогической деятельности мы акцентируем внимание на младшем школьном возрасте, именно в этом в этом возрастном периоде у детей формируются важнейшие нормы отношений, которые должны получить свое развитие в течение дальнейшей жизни человека. Изучение этого вопроса позволило выявить два вида потребностей: 1) имеющиеся потребности с дошкольного возраста; 2) развивающиеся потребности в младшем школьном возрасте. В первый вид включены потребности в игровой, активной физической деятельности, потребности во внешних впечатлениях. Их реализация возможна путем обращения к жанрам фольклора: играм, считалкам, сказкам, легендам и др., так функции этих жанров вполне соотносимы с социально-психологическими потребностями детей. Второй вид потребностной сферы младшего школьника содержит потребности в познавательной, трудовой, мыслительной деятельности, в общении и устойчивом положении в коллективе сверстников. Реализация развивающихся потребностей происходит через изучение сказок, мифов, легенд, пословиц, поговорок и, что особенно эффективно, через практическое освоение словесных и подвижных игр, народных песен, народных ремесел, образцов фольклорного театра и др.
В содержательный блок модели также включены два направления внешкольной деятельности:
художественное творчество (дисциплины «Фольклорный ансамбль», «Народные инструменты»)
гражданско-патриотическая деятельность (дисциплины «Основы народной культуры», «Народные игры»).
Для достижения поставленной цели нами предусмотрен принцип постепенного вхождения ребенка в мир фольклора. В соответствии с вышеуказанными задачами модели, для детей в возрасте 7-8 лет мы создали предпосылки для усвоения знаний о нормах гуманистических отношений. Поэтому дисциплины «Основы народной культуры» и «Народные игры» включены в программу для детей данного возраста. На занятиях дети познают основы народного быта, изучают праздники народного календаря, знакомятся с местными фольклорными традициями, приближаясь к их практическому освоению. Народные игры (словесные, подвижные или игры, сопровождающиеся несложными напевами) обладают многофункциональностью и способствуют познанию ценностных, правовых, моральных норм, влияя на формирование гуманистических отношений.
Вторая и третья задачи модели, указанные в целевом блоке (стимулирование мотивации и потребностей в гуманистических отношениях, совершенствование навыков межличностного взаимодействия) осуществляются в ходе дисциплин «Фольклорный ансамбль» и «Народные инструменты». Эти дисциплины предполагают постепенное усложнение целей и содержания деятельности. Усложняются организационные формы, увеличивается ряд проводимых мероприятий и степень участия в них.
В условиях правильной организации внешкольную деятельность можно считать особой формой взаимодействия сверстников, играющую роль в формировании коллективизма, гуманистических отношений, в силу своей совместности. В ней наиболее полно реализуются возрастные потребности младших школьников, так как занятия носят относительно регламентированный характер и строятся на основе добровольного участия учащихся для раскрытия и проявления творческого потенциала.
Таким образом, реализуемая модель построена в соответствии с современной парадигмой образования, она обладает системообразующими свойствами и направлена на функционирование всей системы формирования гуманистических отношений у участников фольклорного коллектива.
Литература:
1. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю, Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
2. Лазарев, А. И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение / А. И. Лазарев, А. С. Гришин, Г. А. Губанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2008. – 384 с.
3. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX – начало XXI веков) / В. М. Рябков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2009. – 480 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.
5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.