К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии
Автор: Лыкова Рима Рафиковна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 699 раз
Библиографическое описание:
Лыкова, Р. Р. К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1818/ (дата обращения: 17.12.2024).
Эффективность педагогического процесса во многом зависит от условий, в котором он протекает. Многие педагоги и ученые сходятся во мнении, что условия составляют ту среду, обстановку, в которых то или иное конкретное явление или процесс возникают, существуют и развиваются (Ю.К.Бабанский, Л.Ю.Лебедченко, В.С.Ильин, Л.М.Митяев и др.). В то же время, влияя на процессы и явления, условия сами подвергаются их воздействию.
В контексте нашего исследования под педагогическими условиями будем понимать взаимосвязанную совокупность мер, способствующих эффективному осуществлению процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии.
При выделении педагогических условий способствующих развитию социализации младших школьников в деятельности хореографической студии, мы опирались на работы Е.Н. Домбровской, О.Л. Карповой, Е.Н. Маньковской, Л.Г. Пак, И.В. Собяниной, А.Н. Шобоновой, и др., в которых рассматривались педагогические условия социализации личности младших школьников, а также на исследования А.Н. Шобоновой, О.Л. Карповой, Е.В. Вербовской, Н.Ю. Шепелевой, затрагивающих педагогическое обеспечение процесса социализации в системе дополнительного образования.
Анализ исследований показал, что авторы, как правило, исходят из того, что структура педагогических условий должна быть такой, чтобы их совместное действие способствовало эффективному осуществлению процесса социализации. Это и обуславливает стремление авторов включать в комплекс педагогических условий те факторы, которые бы отражали содержательную, организационную и процессуальную стороны процесса социализации младших школьников в системе деятельности образовательного учреждения.
Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что педагогическими условиями эффективной реализации модели развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии являются:
выявление и реализация оптимальных средств педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии;
обоснование и реализация программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии;
поэтапное ролевое включение младших школьников в различные виды социальной деятельности в хореографической студии.
В первом педагогическом условии указывается ведущая роль реализации оптимальных средств педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии.
По определению В.А. Сластенина, И.В. Исаева и др. педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [4, с.24].
Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, по-мнению А.Н.Леотьева, является цель [3, с.13]. Целью педагогической деятельности в детской хореографической студии, становится: приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям и творческая самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.
Анализ научной литературы, исследующей педагогическую деятельность [1, 2, 4] показал, что изучение деятельности педагога рассматривают по трем направлениям:
самообразовательная деятельность педагога, отражающая повышение педагогического мастерства, профессиональной компетентности;
обучающе-образовательная деятельность (непосредственно обучение), направленная на учащихся;
воспитательно-образовательная деятельность, охватывающая формирование качеств личности учащегося.
На основании проведенного анализа литературы, нами были выделены средства педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии (см. Таблица 1).
Таблица 1. «Средства педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии»
Виды педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии |
Оптимальные средства для реализации педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии |
|
самообразовательная деятельность педагога-хореографа |
- повышение уровня знаний в отношении термина «социализация» |
- научная литература по данной проблематике: Г.М. Андреева «Социальная психология»; Н.Ф. Голованова «Социализация и воспитание ребенка»; А.В. Мудрик «Социализация человека» |
- профессиональное развитие педагога в области хореографического искусства |
- посещение семинаров, обучающих курсов, фестивалей (например, Международный летний фестиваль современного танца OPEN LOOK г.Санкт-Петербург; Летняя школа танца ЦЕХ г.Москва, Танц-Отель г. Новосибирск) - просмотр обучающих фильмов (http://dancehelp.ru) |
|
Углубление знаний: - в области педагогики, - психологии детского развития |
Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. — М., 1997 Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. Л.А.Регуш, А.В.Орловой. – СПб., 2010 Выгодский, В.С. Педагогическая психология.– М.,2005 Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000. |
|
обучающе-образовательная деятельность педагога-хореографа |
- выделение цели обучения
|
Средства определения цели образовательной деятельности: - проверка начального уровня знаний обучающихся (методика: «Покажи, что ты знаешь», игры на определение позиций ног, рук, ритмическая игра «Эхо»); - наблюдение за быстротой освоения нового учебного материала; - определение качества физических данных для занятий танцами |
-организация учебного процесса. Виды учебной деятельности: - беседа; - просмотр видеозаписей; - урок-изучение нового материала; - постановочная работа; - репетиционная работа - развивающие уроки
- контрольные уроки |
Беседы с обучающимися на темы: «Поведение в хореографическом зале», «Что такое танец?». Знакомство с термином танцевальное искусство, «виды танцев». Просмотр видеозаписей: отрывки из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Шесть танцев», мюзикл «Кошки».
Изучение движений классического танца и танца модерн согласно программе в соответствии с годом обучения. Хореографические постановки «Дружный паровозик», «Сад скульптур». Уроки, посвященные развитию физических данных, коммуникативных качеств, эмоциональности, креативности, творческому развитию обучающихся. Урок как средство обучения публичному выступлению. |
|
- формирование познавательных потребностей |
Рассказ педагога о развитии танцевального искусства, сопровождающийся видеопоказом мирового классического танцевального искусства. Посещение концертов, детских фестивалей. |
|
- создание благоприятного психологического климата в коллективе |
Создание «ситуаций успеха» в процессе обучения, игры на развитие коммуникативных качеств («Корабль-капитан», «Зеркало» и др.), на сплочение коллектива («Цифра-группа за», «Цепочка» и др.). Обсуждение выступлений, открытых уроков. |
|
Воспитательно-образовательная деятельность |
- выделение цели воспитательной работы (цели социализации) |
Средства определения цели воспитательной деятельности: - диагностика коммуникативных качеств обучающихся (тест Кетелла), мотивационной базы для занятий танцами (методика незаконченных предложений, опрос «Почему я занимаюсь танцами…»), социальных знаний ребенка (методика Р.Немова), уровня включенности ребенка в групповую деятельность (игровые методики: «Цифра-группа», «Крокодил») - наблюдение за поведением обучающихся, за стилем их общения; |
- создание воспитывающих ситуаций |
Изучение танцевальных упражнений в паре со сменой партнеров, танцевание в общем круге, задание обучить партнера выполнению танцевальных движений. |
|
- организация тематических уроков, направленных: а) на развитие коммуникативных качеств б) на развитие эмоциональности;
в) творческое развитие |
Беседа о правилах общения в группе, на репетиции, на сцене. Объяснение принципов общения на сцене, в процессе исполнения танцевального номера, взаимодействие в паре. Развивающие игры-упражнения «Корабль-капитан», «Зеркало», «Цифра-группа», «Поводырь», «Восковые палочки», «Хотьба+», «Цепочка». Беседа на тему: «Что такое эмоции, какие виды эмоций вы знаете?», «Может ли танец существовать без эмоций?». Развивающие игры- упражнения «Маска колдуньи», «Передай маску», «Встреча», «Большой театр эмоций», «Злой скульптор», «Эстафета чувств». Создание образа в танцевальном произведении. Беседа на определения понятия «импровизация в танце». Задания на самостоятельное сочинение танцевальных комбинаций из проученных движений на заданную музыку. Развивающие игры- упражнения «День-ночь», «Волшебные позы», «Скульптура», «Делай как я» (по 2, 3 человека и группой), «Волшебная шляпа» |
|
- формирование культуры поведения в общественных местах |
Посещение театра, концертов, фестивалей творчества («Хрустальная капель»), хореографических конкурсов («Детство», «ЕвразияШанс»). |
|
|
- формирование активной жизненной позиции |
Вовлечение учащихся в обсуждение пошива новых костюмов, организации открытого урока, концерта. Организация творческого поздравления для друзей и родителей на праздники. |
- формирование мотивации к занятиям танцами |
Концертные выступления, открытые уроки. |
|
- развитие нравственности |
Коллективные виды деятельности, взаимодействие в паре, изучение основ национального танцевания. |
|
- формирование эстетических качеств личности |
Воздействие музыкального сопровождения урока, наличие единой формы, требования опрятного вида на уроке, умение двигаться красиво, в том числе в процессе импровизации. |
Следует отметить, что реализация представленного данных средств педагогической деятельности педагога-хореографа возможна лишь в комплексе и в соответствии с программой обучения в хореографическом коллективе. Поэтому, во втором педагогическом условии нами будет рассмотрено обоснование и реализация программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии.
Внедрение и разработка программы проходили на базе хореографической студии «Магия» МОУ СОШ № 104 г. Челябинска. Программа хореографической студии «Магия» ориентирована на занятия детей классическим и современным танцем модерн. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 3 года и нацелена на социализацию участников студии в процессе хореографической деятельности.
Целью программы является приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.
На основании выделенной цели нами были разработаны следующие группы задач:
Обучающие: знакомство с историей возникновения классического танца и танца модерн; изучение основ классического танца; изучение основ современного танца модерн; углубление социальных знаний;
Развивающие: развитие навыков межличностной коммуникации обучающихся как в группе, так и за ее пределами; развитие способности четко и кратко формулировать свои мысли, высказывать собственное мнение; физическое, умственное, эмоциональное развитие обучающихся;
Воспитывающие: создание у обучающихся мотиваций для занятий танцами, саморазвития, работы в коллективе; формирование волевых и трудовых качеств личности; воспитание культуры поведения в коллективе и общественных местах; формирование активной жизненной позиции младших школьников;
Результативность обучения выявляется в ходе открытых уроков, концертных выступлений. Уровень социализации обучающихся по каждому году обучения определяется диагностикой по следующим компонентам: когнитивный (наличие социальных знаний), мотивационный (мотивы деятельности), коммуникативный (умение общаться как в группе так и за ее пределами), поведенческий (творческая актуализация опыта ребенка, активность самостоятельность ребенка в творчестве).
Третье педагогическое условие заключается в поэтапном ролевом включении младших школьников в различные виды социальной деятельности, происходящей в хореографической студии.
Согласно определению, данному в Энциклопедическом социологическом словаре, «социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации» [5, с. 174].
Итак, к видам социальной деятельности, происходящим в хореографической студии можно отнести такую деятельность, которая направлена на решение социальных, общественно-значимых целей. На наш взгляд, социальную деятельность в хореографической студии следует разделять по форме проявления на мелкогрупповую, групповую и общественную.
К мелкогрупповой форме социальной деятельности относятся виды деятельности, направленные на воспитание обучающихся, привитие им гуманистических и толерантных качеств личности: игры на взаимодействие; исполнение парных танцевальных композиций; обучение отстающих; импровизация в паре, сочинение совместных танцевальных композиций; взаимодействие в паре, направленное на развитие физических данных партнера (растяжка).
Социально-значимой целью групповых форм социальной деятельности в хореографической студии является воспитание целостной личности младшего школьника – участника хореографической студии. К данным видам социальной деятельности в хореографической студии следует отнести: эмоциональные тренинги; создание воспитывающих ситуаций на уроке; использование танца в качестве психологической коррекции обучающихся; посещение концертов детских танцевальных студий, а также профессиональных коллективов; посещение выставок, театров.
Организация общественных форм социальной деятельности в хореографической студии предполагает своей целью вовлечение в деятельность студии родителей, классных руководителей, дирекцию школы. Данными видами деятельности в хореографической студии являются концертные выступления; открытые уроки для родителей; совместные уроки по танцам для детей и их родителей; привлечение родителей к пошиву костюмов, организации праздников, утренников; привлечение классных руководителей к совместному творчеству с детьми; организацию встреч с известными творческими людьми города (композиторами, артистами балета, художниками и т.д.).
Выделенный комплекс педагогических условий, реализованный в практической деятельности хореографической студии, может явиться залогом успешной социализации младших школьников в творческом коллективе. А именно социализация личности обучающихся, на сегодняшний день, становится приоритетной целью деятельности системы дополнительного образования детей.
Литература:
Бордовская, Н.В., Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан, С. И. Розум. – М.: ПИТЕР, 2010. – 432с.
Дуранов М.Е., Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация. Монография. / М.Е.Дуранов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 365с.
Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие / А.А. Леонтьев. – 4-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 368 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:Школа-Пресс, 1997. — 512с.
Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Проспект, 2005. – 496с.