Библиографическое описание:

Смагулова А. С. Проектная технология в системе обучения английскому языку [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 362-364.

Определяющей чертой современного образования является внедрение в учебный процесс инновационных технологий. В научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «инновация» ассоциируется с чем-то новым. Однако не всякое новое в обучении можно назвать инновационным. Инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит существенные изменения в любую практику, в том числе, и в систему обучения. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к использованию этих знаний, применение теории на практике, на обновление содержания образовательного процесса. В конце концов, использование интерактивных и инновационных методов в обучении необходимо, чтобы не растерять студентов в конкурентной борьбе, чтобы образовательный процесс стал более интересным и насыщенным.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока. Инновационные и интерактивные методы требуют больше времени на подготовку к занятиям. На сегодняшний день в университете им. А. Байтурсынова техническая оснащенность достаточно на высоком уровне и, возможно, это одна из причин заинтересованности преподавателей в применении инновационных и интерактивных методов в учебном процессе.

В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности, владеющий двумя или несколькими языками.

В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства Нурсултан Назарбаев сказал: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», – «Для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру (...) Английский язык, по которому делаются инновации, новые технологии, которые необходимы для глобального мира, он необходим всем», - продолжил мысль Президент Казахстана.

С принятием Закона «О языках» иностранный язык приобрел статус средства международного общения. Английский язык стал полноправным предметом в вузах Казахстана. С каждым годом возрастает особый интерес среди молодежи к английскому языку как средству международного общения. Появляются новые специальности со знанием иностранного языка. Знание английского языка – это обязательное требование для делового общения и ведения бизнеса в любой точке мира, свидетельство и залог конкурентоспособности, профессиональной социализации современного молодого поколения. И задача преподавателя университета: совершенствовать методы обучения, пересмотреть содержание обучения иностранному языку. Необходим поиск инновационных методов, передовых технологий обучения языкам.

В КГУ им. А. Байтурсынова использование интерактивных методов преподавания становится весьма привычным делом для изучения английского языка.

Каждый преподаватель в той или иной степени обладает элементами методической системы, ориентирующейся на конкретные целевые установки и стремящейся к достижению определенных результатов.

Можно упомянуть различные педагогические технологии, применимые в процессе преподавания английского языка:

  • - технология уровневой дифференциации (ТУД), ориентированная на обучение в малых группах соответственно языковому уровню студентов;

  • - стратегии Технологии критического мышления через чтение и письмо (RWCT), которая представляет структуру занятия, состоящей из грех стадий обучения и изучения:

    • 1 стадия - мотивация-побуждение (evocation);

    • 2 стадия - поиск ответов из опыта собственных знаний (Realization of incurring);

    • 3 стадия - рефлексия (Reflection);

  • - технология «Step by step» («Шаг за шагом»), учитывающая индивидуальные способности обучаемых;

  • - технология педагогики встречных усилий (ПВУ), в которой наиболее продуктивным способом возбуждения внимания является эвристическая задача.

К названным педагогическим технологиям можно прибавить ряд других, но суть не в их количестве, а в последовательном применении на практике. Их объединяет методика организации деятельности субъектов процесса обучения, каковыми являются преподаватель и студент. Методы, применяемые в перечисленных технологиях, основаны на их интерактивном взаимодействии.

Интерактивная модель обучения основывается на постоянном взаимодействии и активной связи участников процесса - преподавателя и студента. Если мы представим современные тенденции развития процесса обучения в форме текстовой таблицы, то налицо стремление к активной самостоятельной деятельности.

Рассмотрим современные тенденции развития образовательного процесса в динамике.

Если раньше: преподаватель - режиссер учебного процесса; ответственность берет на себя преподаватель; реализация умения работать под руководством; активность преподавателя превышает активность студента, то в настоящее время: режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения; ответственность берет на себя студент; реализация умения работать самостоятельно; активность учащегося выше активности преподавателя.

Таким образом, интерактивные методы обучения лежат в основе всех новых технологий, в том числе и при обучении английскому языку.

При интерактивной методике преподавания обучающиеся научатся следующим знаниям, умениям и навыкам:

  • - составлять самостоятельное суждение об информации (учебном материале), выбирать необходимое из потока информации;

  • - анализировать информацию с разных точек зрения и позиций;

  • - самостоятельное конструирование новых понятий и знаний;

  • - дискутировать, аргументировать и доказывать свою точку зрения;

  • - учитывать альтернативные мнения, с уважением относиться к мнению других;

  • - делать выбор, принимать решения и решать сложные проблемы;

  • - работать в составе команды;

  • - эффективно общаться и взаимодействовать;

  • - принимать правила совместной работы.

В рамках данной темы хотелось бы подробнее остановиться на практике применения метода проектов в процессе изучения английского языка на примере групп инженерно-технических специальностей. Выбор именно этого направления обусловлен теми богатейшими возможностями, которые открывает метод проектов при обучении английскому языку, а также особенностями технического направления образования, что придает не только специфику содержанию учебных программ, но и определяет отличительные черты речемыслительной деятельности студентов-«технарей».

Проектный метод в образовании - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности уча­щихся, развитие креативности и одно­временно формирование определен­ных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, ре­зультативность. Немаловажным является вопрос, где и как проводить работу над проектом. В условиях ВУЗовского обучения неоправданна форма внеаудиторной работы над проектом, однако возможно использование такой формы, как мини-проект, который выполняется поэтапно в течение нескольких занятий, без дополнительных затрат времени.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

1. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

а) планирование преподавателем проекта в рамках тем программы;

б) выдвижение идеи преподавателем на занятии;

в) обсуждение идеи студентами; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2.Организация работы:

а) формирование микрогрупп;

б) распределение заданий в микрогруппах; в) практическая деятельность учащихся в рамках проекта. 3.Завершающий этап: а) промежуточный контроль (при длительном проекте); б) обсуждение способа оформления проекта; в) документирование проекта. 4.Презентация результатов проекта всей группе. 5.Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т. д. 6.Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т. д.). Соответственно содержание этапов: 1) работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях); 2) поиск ответов на вопросы проблемного характера в материалах учебников, специальных изданий, дополнительных источников, в том числе электронных ресурсов; 3) формирование творческих групп, распределение задания между членами группы, работа над планом проекта; 4) оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии презентации); 5) презентация проекта; 6)подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность студентам выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты представляются к внесению в базу данных творческих работ, которая представляет собой своеобразную методическую копилку для преподавателя. В практике обучения английскому языку на инженерно-техническом факультете я предлагала к выполнению такие виды проектов, как информационные, игровые, исследова­тельские, творческие. Наиболее приемлемой формой для данной категории студентов, как показала практика, являются проекты информационные и исследовательские, например, на темы: «Великие ученые», «Нобелевские лауреаты в области науки и техники», «Люди века», «Открытие века», «Научные прорывы 20 века», «Достижения науки в 20-м веке», можно привести пример: проект на тему «Достижения науки в 20-м веке» был представлен в 3 различных вариантах, один из которых привлек внимание нетривиальным подходом и оформлением презентации: в ней присутствовал не только массив лексики, но и впечатлили виртуальные и звуковые эффекты.

Некоторые промежуточные результаты можно представить следующим образом:

- наличие продуктивных приемов в деятельности преподавателя:

  • Проблемная ситуация ставится и решается совместно со студентами

  • Активизирующий вопрос приводит к дискуссии

  • Подчеркиваются приемы познавательной деятельности

  • Разнообразие методов активизации деятельности студентов

  • Использование ИТ, обучающих программ.

- наличие продуктивных приемов в деятельности студентов:

  • Активная работа в группах

  • Свободное владение материалом, пополнение активной лексики

  • Практическое применение интерактивных методов исследования: мозгового штурма, актуализации жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

  • Максимальное использование специальной лексики в темах проектов по истории техники, науки, инженерной мысли

  • Широкие возможности совмещения навыков в области ИТ и познаний лингвокультурологического характера в форме презентации

  • Отсутствие строго определенных рамок поведения, более свободное общение в рамках делового обсуждения

Как видим, проектная технология в системе интерактивных методик обучения имеет большой потенциал. Это направление работы тем более актуально для обучения в группах студентов технических специальностей, так как позволяет на практике обеспечить межпредметные связи: английский язык не рассматривается как изолированный предмет, не нужный инженеру, технику; в ходе выполнения проектов ненавязчиво проявляет себя универсальный характер технической терминологии, приходит осознание того, что знание английского языка – реально обоснованная необходимость современного развития науки и техники, культуры и международных связей.


Литература:
  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28 февраля 2007 г.

  2. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I О языках в Республике Казахстан

  3. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // ИЯШ.- 2007.- № 5.- с. 27-30

  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 2006.

  5. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.,2007

  6. Елибаева Р.Д. Интерактивные методы при обучении языку // Білім берудегі менеджмент.- 2010.- № 3.- с. 48-51

  7. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.- М.: Педагогическое общество России, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): английскому языку, обучения английскому языку, обучении английскому языку, английского языка, методики обучения английскому, цель обучения английскому, Коммуникативно-ориентированные методики обучения, системе обучения английскому, Специфика обучения английскому, практике обучения английскому, рамках обучения английскому, обучения иностранному языку, процесса обучения, изучения английского языка, методы обучения, интерактивных методов, наличие продуктивных приемов, современные тенденции развития, обучении языку, субъектов процесса обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос