Библиографическое описание:

Вильбицкая Н. А., Корохова Е. В., Климова Л. В. Реализация компетентностного подхода к подготовке инженеров-технологов по направлению «Технология художественной обработки материалов» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 319-322. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1713/ (дата обращения: 12.12.2017).

В условиях развития современных информационных технологий и в связи с переходом высшего профессионального образования на многоступенчатую систему меняются требования, предъявляемые как к квалификационным характеристикам выпускника, так и к методам подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. ГОС ВПО третьего поколения направлены на формирование системы компетенций как инструмента управления качеством образовательного процесса в ВУЗах. В системе компетенций большая роль отводится именно овладению современными информационными технологиями. Рассмотрим формирование интегративных компетенций у выпускников высших учебных заведений на примере подготовки инженеров-технологов, обучающихся по направлению «Технология художественной обработки материалов» (ТХОМ).
Актуальной является задача проектирования эффективной программы обучения инженеров, обладающих требуемыми на рынке компетенциями, включающими комплексную подготовку в области информационных технологий.
Проанализируем структуру и взаимосвязь между компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускников технических вузов, получающих квалификацию инженера-технолога в области промышленного дизайна и художественной обработки материалов (рис.1). Множество компетенций К выпускника образуются подмножествами компетенций: общекультурных ОК={OK1,ОК2, …, ОК13}, общенаучных ОНК={OНK1,ОНК2, …, ОНК11}, инструментальных ИК={ИK1,ИК2, …, ИК7} и профессиональных ПК={ПK1,ПК2, …, ПК18}, К=ОК &#; ОНК &#; ИК &#; ПК.
В последние годы такие специалисты востребованы на рынке труда. Это связано с насущной проблемой обеспечения технических устройств, приборов, механического оборудования не только высокими функциональными эксплуатационными свойствами, но и высокими, не уступающими мировым стандартам, эргономическими и эстетико-потребительскими характеристиками. В рамках приведенных множеств можно выделить подмножество компетенций в области информационных технологий ИТК={ОК11, ОК12, ОНК2, ОНК3, ОНК5, ОНК6, ОНК7, ОНК8, ОНК9, ОНК10, ИК1, ИК3, ИК4, ИК5, ИК6, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК12, ПК14, ПК15, ПК16, ПК17}. Мощность последнего множества |ИТК|=25, что составляет 50 % компетенций, которыми должен обладать инженер-дизайнер. Внедряемый стандарт отражает важность компетенций, связанных именно с овладением современными информационными технологиями, поэтому особая роль в формировании учебных планов и программ подготовки по отдельным дисциплинам отводится установлению междисциплинарных связей и широкому использованию программных продуктов при освоении общепрофессиональных и специальных курсов. Кроме того, возникает необходимость создания программ профессиональной переподготовки специалистов, закончивших учебные заведения и ведущих успешную трудовую деятельность с целью формирования у них новых актуальных компетенций.

Рис. 1 – Структура компетенций инженера-технолога направления ТХОМ.

Предлагаемая программа подготовки в области информационных технологий высококвалифицированных специалистов является многоступенчатой и отражает основные особенности предлагаемой системы – от простого к сложному (рис.2). Реализуется в три этапа: базовый уровень подготовки, общеинженерный и овладение специализированными специфическими инструментами. В связи усилившимся влиянием рынка на деятельность высших учебных заведений (создание автономных учреждений и т.п.) при проектировании программы подготовки бакалавров и магистров в рамках каждого из уровней необходимо учитывать не только целесообразность содержательной наполненности и последовательности изучения модулей дисциплин, но и оценивать эффективность программ с учетом уровня получаемых компетенций и затрат ресурсов. Это обусловливает необходимость использования инструментария оптимизации бизнес-процессов.

Рис. 2 – Структура программы подготовки инженеров-дизайнеров в области информационных технологий

На первом этапе строится формальная модель, представляющая собой информационный граф управления бизнес-функциями [4]

GS(N, n0, nf, E, M, EM, EN, R, ER),

здесь N – множество узлов, каждый из которых соответствует бизнес-функции; n0, nf, - входной и завершающий узел соответственно; E – множество управляющих ребер, построенное на множестве узлов, включающем узлы бизнес-функций, а также входной и завершающий узел (&#;i,j&#;N&#;(n0,nf,):(i,j)&#;E); M – множество узлов, соответствующих структурным подразделениям предприятия, причeм М&#;Т=&#;; EM – множество ребер подчинeнности, такое, что (&#;i,j&#;М:(i,j)&#;EМ), если структурное подразделение j подчинено структурному подразделению i; EN – множество рeбер исполнения бизнес-функций, такое, что (&#;i&#;М, j&#;N:(i,j)&#;EN), если бизнес-функция j может быть выполнена в подразделении i; R – множество ресурсов предприятия; ER – множество взвешенных ребер использования ресурсов, такое, что (&#;i&#;R, j&#;N:(i,j)&#;ER), если бизнес-функция j использует при своeм выполнении ресурс i.
На следующем этапе формируется порождающая варианты рассматриваемого бизнес-процесса грамматика G=(VN,Vt,V0,P,As,Ms,An,Mn), где VN - множество нетерминальных символов, Vt - множество терминальных символов, V0 - множество начальных символов, P - множество порождающих правил, As - множество кортежей ресурсных характеристик, Ms - множество методов синтеза ресурсов, An - множество возможных мест выполнения бизнес-функций, Mn=&#; - множество методов наследования атрибутов. Далее формируется множество порождающих правил, на основе которых генерируются варианты исполнения бизнес-процесса. Из полученного множества на основании объективных критериев и с помощью эксперта выделяют подмножество приемлемых вариантов.
На заключительном этапе вводится множество ресурсных характеристик порождающей грамматики (например, время исполнения, количество учебных часов, стоимость программного обеспечения и др.), а также множество ограничений на ресурсы. Затем оцениваются варианты выполнения бизнес-процессов (программ подготовки), производится их ранжирование на основе их строгого предпочтения и выбирается наиболее предпочтительный вариант организации подготовки.
В процессе обучения студенты осваивают ряд общеинженерных и специальных дисциплин и, интегрируя полученные знания, выполняют дипломную работу, которая представляется либо натурной, либо компьютерной моделью. Представленный алгоритм дипломного проектирования (рис.3) отражает многоэтапность его подготовки и взаимосвязь между используемыми программными продуктами и этапами выполнения работы, что подчеркивает важность получения будущими инженерами компетенций, связанных с информационными технологиями.

Рис 3. – Структура дипломного проектирования

Формирование системы компетенций, обладающих интегративными свойствами не возможно без использования информационной системы, содержащей методические медиа материалы и средства комплексной квалиметрической оценки знаний.
Художественный вкус и фантазия в сочетании с аналитическим расчетом, технологическими знаниями и владением современными информационными методами позволят получить подготовку, дающую возможность молодому специалисту выполнять как творческие, так и коммерческие задачи. Он будет востребован и трудоустроен. Масштабные перспективы развивающихся инновационных производств дают возможность в настоящее время утверждать именно так.
Основные термины (генерируются автоматически): области информационных технологий, Реализация компетентностного подхода, художественной обработки, системы компетенций, информационными технологиями, современными информационными, современными информационными технологиями, множество узлов, направлению «Технология художественной, множество методов, «Технология художественной обработки, художественной обработки материалов», Структура компетенций инженера-технолога, формирование интегративных компетенций, формирование системы компетенций, компетенций большая роль, подмножество компетенций, новых актуальных компетенций, подмножествами компетенций, важность компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос