Автор: Пономарева Ольга Станиславовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 481-483.



Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции являются следствием интеграции и комбинации различных ресурсов предприятия. Формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики на базе высшей школы — ресурс, на который работодатель может рассчитывать в будущем.

Ключевые слова: ключевые компетенции, низкоуглеродная экономика, экологический менеджмент.

Еще несколько лет назад успех предприятия и его конкурентные преимущества, как правило, определялись более низким уровнем затрат на производство продукции (услуг) и оптимальной комбинацией «товар-рынок».

Менеджмент организации большое внимание уделял стратегии, миссии, целям, приоритетам на рынке, конечной продукции, прибыли. Однако, для успешного противостояния конкурентам и формирования основы для конкурентного преимущества в настоящее время этого недостаточно. Требуются поиска иных, нестандартных методов управления предприятием, которые смогли бы обеспечить существенное повышение его конкурентоспособности и финансовой устойчивости на рынке.

Одним из важных направлений обеспечения конкурентных преимуществ и признания у потребителя является формирование ключевых компетенций. На наш взгляд, данному вопросу уделяется недостаточно внимания менеджментом организации. Обычно все сводится к стандартным курсам повышения квалификации, которые выбираются по созвучному с деятельностью предприятия названию. При этом организация обладает уникальными ресурсами: знаниями и компетенциями, необходимо лишь правильно определить приоритетные направления развития данных конкурентных преимуществ и выбрать ключевые компетенции, соответствующие стратегическим планам развития. Кроме этого, у предприятия должен быть потенциал эти ресурсы использовать.

Можно сказать, что ключевые компетенции — это “душа” компании, и в этом качестве они должны быть неотъемлемой частью менеджмента. Поэтому формирование ключевых компетенций нельзя поручать ни “технократам”, ни “персональщикам” [1]. Для того чтобы модель ключевых компетенций действительно работала в компании, вся команда управленцев должна участвовать в ее формировании.

Проведя исследование требований работодателей, предъявляемых ими к потенциальным работника, видно, что, традиционно уделяя внимание трудовому потенциалу, в группу профессионально важных качеств вошли и творческий, и психофизический потенциал [5].

Рис. 1. Распределение весов значимости профессионально значимых качеств личности (экспертное мнение) по компонентам личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности [4]

Успех предприятия при современном уровне развития конкуренции и насыщенности практически всех рынков определяется креативностью, развитием ресурса познания и предметных знаний [3]. Востребованными стали кадры с повышенным уровнем производственной культуры, способные не только выполнять функции технологов, организаторов производства и инженеров по эксплуатации, но и готовые к решению усложненных, нестандартных диагностических задач. [4, 5].

В соответствии с планом действий Европейской Комиссией в области умений и мобильностиорганизация основной целью ставит формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места, учиться и работать в странах Европейского Союза и России.

Под ключевыми компетенциями будем понимать совокупность навыков, способностей, ноу-хау, технологий, установок и процессов, сложно имитируемую конкурентами, удовлетворяющую первостепенные потребности потребителей и дающую возможность устойчивого развития [3].

Формирование ключевых компетенций должно базироваться на истории развития организации, его стратегических приоритетов и тогда в них отразится специфический, уникальный характер предприятия, что будет влиять на устойчивое развитие организации [6].

Важно отметить, что процесс формирования ключевых компетенций взаимосвязан не только с внутренней средой предприятия, но и с внешними факторами. При формировании ключевых компетенций необходимо ответить на ряд вопросов: какой вклад организация вносит, или намеревается внести в будущем, в улучшение или деградацию экономических, экологических и социальных ситуации, процессов развития и тенденций на местном, региональном и глобальном уровнях [2, 5]. Ÿ

Исходя из интересов работодателя и динамично изменяющейся внешней среды, в условиях экологической реновации экономики, высшая школа может сформировать ряд ключевых компетенций организации в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики. Изучение внешней среды ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» в ходе проведенных опросов показало значимость этих компетенций у работодателей. Результат, мы можем рассматривать как ресурс, на который работодатель может рассчитывать в будущем. Итогом работы должно стать четкое описание компетенции адекватными терминами и того, что в ней заложено.

Данное научное направление разрабатывает коллектив исследователей кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», в состав которого входит автор.

Исследование направлено на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики, необходимых для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний, личностной адаптации к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, ситуации на рынке труда в условиях экологической реновации экономики.

Цель деятельностиобеспечение углубленного изучения вопросов в сфере экологического менеджмента, формирование квалификаций и компетенций, необходимых в условиях динамично меняющейся экономики, и в то же время поощрение преподавателей и исследователей в области интеграции европейской системы образования [2, 5].

Экологический менеджмент — эффективный инструмент глобальной политической и экономической конкуренции в условиях устойчивого развития экономики, стержнем которого является концепция низкоуглеродной экономики, реализация которой — эффективный способ управления национальным инновационным процессом, стимул для технологического обновления отраслей и создания новых рабочих мест [5].

Низкоуглеродная экономика стала приоритетом ряда политических программ, включая стратегию развития Европейского Союза до 2020 года «Европа 2020», Дорожную карту по продвижению к низкоуглеродной экономике до 2050 года и приоритеты декарбонизации для энергетического и транспортного секторов.

Для того чтобы действительно управлять запасом ключевых компетенций, их необходимо детализировать, разделить на уровни, оценить конкретные умения.

В соответствии с задачами Копенгагенского процесса, результат завершения данного исследования — приобретенные и продемонстрированные ключевые компетенции, которые обеспечат:

 повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования квалификаций и компетенций, соответствующих общеевропейским требованиям;

 подготовка к трудовому рынку, развитие занятости в условиях перехода к низкоуглеродной экономике во всех отраслях;

 реализацию возможностей обучения в течение всей жизни;

 личное развитие и участие в развитии и обслуживании широкого спектра основ передового знания.

В ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» есть отлаженная система практико-ориентированной подготовки студентов, где они могли бы закрепить полученные знания на деле, превратив их в соответствующие навыки, присущие необходимым ключевым компетенциям в сфере экологического менеджмента в условиях развития низкоуглеродной экономики.

Литература:

  1. Уиддет С. Руководство по компетенциям: пер. с англ. / С. Уиддет, С. Холлифорд. — М.: HIPPO, 2004.
  2. Кузнецова Н. В. Методологические аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки менеджеров: деятельностный подход В сборнике: The Fourth International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2015. С. 53–57.
  3. Гончаров Д. Ю. Развитие скрытых ключевых компетенций предприятия // «Креативная экономика». 2009. № 5 (29. С. 92–96
  4. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2014. № 2 (46). С. 82–87
  5. Майорова Т. В. Экологическое управление в условиях развития низкоуглеродной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 129–131.
  6. Пономарева О. С. Система менеджмента качества как один из компонентов устойчивого развития предприятия (статья): Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Л. Н. Семерковой — Пенза, 2007. — С. 56–62.
Основные термины (генерируются автоматически): ключевых компетенций, формирование ключевых компетенций, развития низкоуглеродной экономики, условиях развития низкоуглеродной, сфере экологического менеджмента, Формирование ключевых компетенций, ключевые компетенции, ключевых компетенций предприятия, ключевых компетенций организации, модель ключевых компетенций, формирования ключевых компетенций, формировании ключевых компетенций, запасом ключевых компетенций, актуализации ключевых компетенций, устойчивого развития, развития профессиональных компетенций, компетенций работников организации, Похожая статья, низкоуглеродной экономике, экологической реновации экономики.

Ключевые слова

Ключевые компетенции, низкоуглеродная экономика, экологический менеджмент.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос