Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 1412 раз

Библиографическое описание:

Хисяметдинова, Э. Ш. Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда / Э. Ш. Хисяметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 832-836. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26964/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС.

Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и модели с применением специальных компетенций для образования будущих выпускников технической специальности в обеспечении эффективности системы высшего образования и конкурентоспособности на рынке труда и развития научно-технического прогресса страны.

В работе описывается значимость результатов освоения компетенций технического специалиста. Определенное внимание уделяется модели формирования компетенций технического специалиста по ФГОС и модели с применением специальных компетенций конкурентоспособного технического на рынке труда. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями конкурентоспособности, проявляющиеся в процессе совместной реализации образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения приоритета применения специальных компетенций в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа.

Данная статья предлагает решить проблему путем разработки модели компетенций межкультурного взаимодействия университетов с работодателями для формирования конкурентоспособного технического специалиста.

В результате нами были сделаны основные выводы и предложены методы по решению формированию конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: конкурентоспособная личность, компетенция, информационная культура, «разрыв» между выпускником и конкурентоспособной личностью, модель конкурентоспособной технической личности.

Общество живет в мире развития современных технологий. Человеческое мышление склонное к консерватизму и «проверенным методам», просто не успевает оперативно приспосабливаться к меняющимся реалиям и полностью использовать новые возможности.

Перед образовательной системой стоит задача в формировании у будущего технического специалиста компетенций, способные быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям современного общества, ориентированных на компетентное решение задач.

В настоящее время изучению формированию компетенций технического специалиста уделяется большое внимание в научных педагогических исследованиях и статьях. Большой интерес уделяется разработке моделей формирования компетенций будущего технического специалиста, его методам формирования, результатам [16].

В процессе обучения формируются компетенции, под которым мы понимаем способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области [4].

В зависимости от учебных заведений компетенции необходимые для будущего технического специалиста классифицируются: на базовые и профессиональные.

Базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека [5].

Базовые компетенции, формируются в средней общеобразовательной школе (рис.1).

Рис. 1. Базовые компетенции будущего технического специалиста

Профессиональные компетенции способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [7].

Профессиональные компетенции формируются в высшем учебном заведении (или в среднем профессиональном образовательном учебном заведении). На рис. 2 представлена схема формирования профессиональных компетенций в ВУЗе по ФГОС, на примере выпускника технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»

Рис. 2. Формирование профессиональных компетенций, на примере выпускника 09.03.03 Прикладная информатика

Система образования пытается сформировать модель будущего технического специалиста, применяя компетентностный подход. Под компетентностный подходом понимают, подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования [4].

Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда [1].

Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов и т. д. [2].

Ниже нами представлена на рис. 3 модель будущего технического специалиста по ФГОС.

Рис. 3. Модель технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»

По окончанию высшего учебного заведения, многие выпускники не способны продемонстрировать высококачественные профессиональные навыки и умения, требуемые работодателями. Это связано с тем, что между выпускником и конкурентоспособной личностью существует «разрыв» (рис.4), связанная с отсутствием опыта, «имени», профессиональных и коммуникативных связей [1, 3].

Конкурентоспособной личностью называют, личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения, требуемые работодателями и необходимые обществу в целом для развития страны [5].

Рис. 4. Модель. Анализ технического специалиста и конкурентоспособной личности

Для решения данной проблемы нами была разработана модель формирования информационной культуры технического специалиста (рис. 5). На рис. 5 видно, что мы выдвинули гипотезу — для формирования конкурентоспособной личности необходимо в процессе обучения сформировать специальные компетенции, с применением педагогических технологий. К специальным компетенциям, формирующие конкурентоспособность личность на рынке труда, мы отнесли, работу наших студентов в конкурентоспособных организациях, заключения договоров с работодателями, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, международные мероприятия профессиональной направленности. Все это дает нашему выпускнику опыт работы, профессиональную известность, профессиональные и коммуникативные связи.

Рис. 5. Модель. Формирование компетентности информационной культуры конкурентоспособной личности

Для эксперимента нашего исследования послужили две группы: очной и заочной формы обучения. Как показывает анализ, выпускники заочных групп, работающие по специальности в процессе обучения, более востребованы по сравнению с очной группой. Это связано, с наличием большого опыта работы в процессе обучения, коммуникативных и профессиональных связей.

По итогам анализа, сделаем следующие выводы:

 для организации конкурентоспособного выпускника недостаточна регламентированная практика по ФГОС;

 необходимо сформировать специальные компетенции и в очных группах, для способности конкурировать на рынке труда.

Литература:

  1. Алексеева, Л. П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989. — С. 28–32.
  2. Бабич А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. — Москва: Издательство Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 224с.
  3. Бахмутский А. М. и др. Педагогика. — Санкт-Петербург: Издательство: Питер, 2012. — 304с.
  4. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализции // Открытое образование. — 2005. — № 6. С. 74–82.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — Москва: Издательство: Владос, 2003. — 416с.
  6. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — Оренбург: Издательство ОГУ, 2012. — 291 с.
  7. Кульнева М. Т. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. — Москва: Издательство Альпина нон-фикшн, 2013. — 344с.
  8. Орешин, Б. В. Информационное общество и социокультурное пространство книги Текст. / Б. В. Орешин // Университетская книга. -1999. -№ 9.- С. 9–11.
  9. Орлова, Э. А. Определение понятия «культура» // Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, информационная культура, модель, Прикладная информатика, высшее учебное заведение.


Ключевые слова

компетенция, информационная культура, конкурентоспособная личность, «разрыв» между выпускником и конкурентоспособной личностью, модель конкурентоспособной технической личности., модель конкурентоспособной технической личности

Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущего...

Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Подготовка технического специалиста к изменениям современного общества. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Сегодня на рынке образовательных услуг функционирует множество государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Эффективность формирования компетентного специалиста в техническом вузе зависит не только от обучения студентов специальным производственным технологиям и профессиональным знаниям и умениям, но и от степени развития культуры...

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста.

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного...

Роль содержания профессионального образования специалиста по информационным

Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности

Профессиональная компетентность будущего специалиста компьютерного профиля...

Роль современных информационных технологий...

В настоящее время высшие учебные заведения активно внедряют в учебный процесс перспективные средства информационных технологий, которые в недалеком будущем неизбежно заменят традиционные средства обучения...

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец.

[1] Образовательное учреждение выполняет разносторонние функции в процессе социализации личности и бедующего специалиста в конкретной сфере деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Формулировка (определение) требований к выпускникам высших учебных заведений, к качеству образовательных услуг.

Для работодателей это, прежде всего, удовлетворение потребности в компетентных, конкурентоспособных, мобильных специалистах, способных...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Подготовка технического специалиста к изменениям современного общества. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного...

Формирование информационной компетентности будущего...

Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Сегодня на рынке образовательных услуг функционирует множество государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного...

Роль содержания профессионального образования специалиста по информационным

Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности

Профессиональная компетентность будущего специалиста компьютерного профиля...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Формулировка (определение) требований к выпускникам высших учебных заведений, к качеству образовательных услуг.

Для работодателей это, прежде всего, удовлетворение потребности в компетентных, конкурентоспособных, мобильных специалистах, способных...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Эффективность формирования компетентного специалиста в техническом вузе зависит не только от обучения студентов специальным производственным технологиям и профессиональным знаниям и умениям, но и от степени развития культуры...

Инструментарий конкурентоспособного преподавателя...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного пространства для становления конкурентоспособного специалиста.

Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущего...

Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Подготовка технического специалиста к изменениям современного общества. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Сегодня на рынке образовательных услуг функционирует множество государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Эффективность формирования компетентного специалиста в техническом вузе зависит не только от обучения студентов специальным производственным технологиям и профессиональным знаниям и умениям, но и от степени развития культуры...

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста.

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного...

Роль содержания профессионального образования специалиста по информационным

Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности

Профессиональная компетентность будущего специалиста компьютерного профиля...

Роль современных информационных технологий...

В настоящее время высшие учебные заведения активно внедряют в учебный процесс перспективные средства информационных технологий, которые в недалеком будущем неизбежно заменят традиционные средства обучения...

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец.

[1] Образовательное учреждение выполняет разносторонние функции в процессе социализации личности и бедующего специалиста в конкретной сфере деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Формулировка (определение) требований к выпускникам высших учебных заведений, к качеству образовательных услуг.

Для работодателей это, прежде всего, удовлетворение потребности в компетентных, конкурентоспособных, мобильных специалистах, способных...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Подготовка технического специалиста к изменениям современного общества. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного...

Формирование информационной компетентности будущего...

Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Сегодня на рынке образовательных услуг функционирует множество государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного...

Роль содержания профессионального образования специалиста по информационным

Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности

Профессиональная компетентность будущего специалиста компьютерного профиля...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной...

Формулировка (определение) требований к выпускникам высших учебных заведений, к качеству образовательных услуг.

Для работодателей это, прежде всего, удовлетворение потребности в компетентных, конкурентоспособных, мобильных специалистах, способных...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

К вопросу о формировании компетентного специалиста

Эффективность формирования компетентного специалиста в техническом вузе зависит не только от обучения студентов специальным производственным технологиям и профессиональным знаниям и умениям, но и от степени развития культуры...

Инструментарий конкурентоспособного преподавателя...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного пространства для становления конкурентоспособного специалиста.

Задать вопрос