Библиографическое описание:

Тадтаева Л. Х. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1693/ (дата обращения: 14.12.2017).

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел. Деятельность сотрудника органов внутренних дел находится под пристальным вниманием общества, поскольку затрагивает интересы всех его членов и ее результаты сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания[4].

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под дейст­вием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны со­трудника становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного вре­мени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования вы­соких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и амо­ральным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеуст­ремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушате­лей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к труд­ной службе в органах внутренних дел. Этим и определяется значимость работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Действенность нравственного воспитания обеспе­чивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие до­полняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям мораль­ного порядка, развивать в себе качества, необходимые для полно­ценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознатель­ный, целеустремленный процесс формирования и развития со­трудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятельности; это - постоян­ная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навы­ков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспи­тание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собствен­ными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть бли­жайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Хотелось бы отметить, что нравственное самовоспитание обладает неко­торыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенно­стей можно отнести то, что наряду с развитием общих личност­ных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано разви­вать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчинен­ных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании[1].

Нравственное самовоспитание слушателей происходит в рам­ках внутреннего распорядка учебного центра профессиональной подготовки, жесткой регламента­ции и строгого уставного порядка, которые сами по себе высту­пают как важные условия и средства самовоспитания. Нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением фи­зических и духовных сил с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Задача ко­мандиров и начальников (профессорско-преподавательского со­става, руководства курсов ифакультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовос­питания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Орга­низация и осуществление нравственного самовоспитания включа­ет: изучение сотрудником общезначимых социально-качест­венных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности сотрудника органов внутренних дел (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способно­стей, сил и возможностей; планирование работы над собой, по­становку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовос­питания; изучение практики самовоспитания выдающихся лично­стей — представителей избранной профессии, педагогов, мысли­телей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собст­венной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравст­венного воспитания существует глубокая диалектическая взаимо­связь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внут­реннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, что не­обходимо учитывать в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен сам вырабатывать нравственные устои, Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших факторов фор­мирования личности специалиста органов внутренних дел.

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и инте­ресов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов[5].

В целом социальная среда определяет направленность и ха­рактер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовер­шенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников правоохра­нительных органов от сплоченности и зрелости служебного кол­лектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уро­вень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. От­сюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические фор­мы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствую­щие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуще­ствляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотно­шения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосре­дованного импульса - введение субъекта нравственного самовос­питания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовалаопределенной деятельности как основы выработки соответствую­щих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в кото­рых бы он мог проявить мужество[2].

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувст­вует глубже и в то же время превосходит необразованного вла­стью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рас­смотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних свя­зей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимо­сти нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совер­шенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания. Цель личности определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует ха­рактеру цели.

Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения. Мы попросили слушателей учебного центра профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, фиксировать сложности и успехи во время самонаблюдения. В исследовании участвовало 18 слушателей. Следует отметить, что самонаблюдение носил преднамеренный, целенаправленный характер. Самонаблюдение как динамический процесс принял форму самоконтроля. В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. В результатенастоящего исследования респонденты отметили, что самонаблюдение дала возможность осмыслить свои как личностные качества, так и возможные варианты принятий решений в определенных ситуациях. В процессе исследования выявились критерии оценок испытуемыми самих себя. Таким образом, определился уровень самооценки испытуемых.

В ходе нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:

  • нравственные и профессиональные качест­ва слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания;

  • высокоморальным спе­циалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеж­дению, вырабатывается самостоя­тельно;

  • действенность нравственного воспитания обеспечивается тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, самовоспитанием.


Литература:

  1. Аверина О.Р. этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

  2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.

  3. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

  4. Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы // Новыйй мир, 1974.№ 3.

  5. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственного самовоспитания, органов внутренних дел, личности сотрудника, развития личности, сотрудника органов внутренних, личности сотрудника органов, Нравственное самовоспитание, правоохранительных органов, развития личности студента-юриста, развития конкурентоспособности личности, нравственного воспитания, сотрудников органов внутренних, развития личности ребенка, Нравственное самовоспитание слушателей, личности специалиста, формирования личности, развития личности сотрудника, самовоспитания сотрудников, нравственного самовоспитания сотрудников, Закономерности нравственного самовоспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос