Автор: Алматова Рихси Ариповна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Алматова Р. А. Система профессиональной ориентации в Узбекистане [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11552/ (дата обращения: 13.12.2017).



Система профессиональной ориентации учащихся в Узбекистане имеет свои специфичные особенности:

‒ она соответствует Национальной модели образования и подготовки кадров, имеет нормативно-правовую базу, которая обеспечивает реализацию конституционных прав детей на свободный выбор профессии, получение образования и специальности в профессиональном колледже, академическом лицее и вузе;

‒ является составной частью системы общего среднего образования и реализуется в общеобразовательных и специализированных школах;

‒ результаты профориентации школьников имеют актуальное значение для профессиональных колледжей и академических лицеев, в которые поступают и учатся выпускники 9 классов общеобразовательных школ.

Вместе с тем, профориентация в школах не связана с производственной базой предприятий и службами занятости, что не является отрицательным фактором, но требует организацию профориентационной работы на предприятиях, фирмах с целью обеспечения трудоустройства, профессиональной адаптации и социальной защиты молодых специалистов и работающей молодёжи.

Профессиональная ориентация учащихся организуется иосуществляется вшколах республики на основе:

Закона Республики Узбекистан «Об образовании» (1997 г.); «Национальной программы по подготовке кадров» (1997 г.); Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации общего среднего образования» (от 13.05.1998 г., № 203); Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по обеспечению охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в академических лицеях и профессиональных колледжах»(от 7.06.2010 года, № 109); Приказов Министерства народного образования Республики Узбекистан и Концепции непрерывной развивающей профессиональной ориентации учащихся.

Направления профессиональной ориентации в общеобразовательных школах республики:

1) профессиональная информация — ознакомление учащихся с «миром профессий», их классификациями, современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в кадрах, содержанием профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями к человеку; возможностями осуществления профессиональной карьеры, профессионально-квалификационного роста работающих специалистов;

2) профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; предоставление рекомендаций каждому ученику о возможных направлениях профессиональной деятельности как наиболее соответствующих его индивидуально-психологическим и личностным особенностям;

3) профориентационная диагностика — выявление и оценкаинтересов, учащихся к учебным предметам, наукам, профессиям, сферам профессиональной деятельности; а также их склонностей, увлечений и профессиональных намерений;

4) психолого-педагогическая диагностика — выявление и оценка индивидуальных способностей, черт характера, типа темперамента, личностных особенностей и качеств учащихся, в связи с профессиональным ориентированием, формированием у них готовности к выбору профессии и образовательного учреждения (профессиональный колледжи или академический лицей — вуз).

Система профессиональной ориентации в общеобразовательных школахдолжна обеспечивать:

‒ начальное профессиональное просвещение и профессиональное ориентирование учащихся (с 1 по 9 класс);

‒ формирование у школьников элементарных представлений о сущности профессий, их классификации, выборе профессии и его значении для жизни и деятельности человека;

‒ профессиональное самоопределение учащихся в 8–9 классах с учётом их интересов, склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и медицинских противопоказаний;

‒ формирование устойчивых намерений и личностной готовности выпускников школы к приобретению профессии, специальности в профессиональном колледже или академическом лицее — вузе;

‒ осознанный выбор профессии, специальности у выпускников 9 классов, их переход из школы в профессиональный колледж, академический лицей без проблем и конфликтов, начальную проф.адаптацию в новых условиях обучения.

В 2002 году для учреждений народного образования была разработана Концепция непрерывной развивающей профориентации учащихся [2], содержание которой далее дополнялось и совершенствовалось в связи с постепенным переходом на новую модель 12-ти летнего образования, требованиями к профориентации и организации полного охвата выпускников 9 классов обучением в профессиональных колледжах, академических лицеях

Согласно данной Концепции профессиональная ориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса, а её реализация предусматривает следующие этапы:

Первый этап (дошкольное образование)«Азбука профессий».

Это ранняя профориентация детей 6-ти лет в дошкольных учреждениях, где им дается первичная информация о видах труда и профессиях с помощью различных игр, рассказов и наглядных картинок. Данный этап включает:

‒ формирование у детей образных представлений о родителях и других людях как представителях определенных профессий;

‒ выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребёнка, его увлечений, способностей, состояния здоровья и возможных отклонений в развитии (в сравнении с группой детей того же возраста);

‒ выявление признаков ранней одарённости или признаков задержки развития ребёнка;

‒ общую групповую и индивидуальную подготовку детей к обучению в начальной школе (в дошкольном образовательном учреждении или в семье).

Второй этап (начальное образование: 1–4 классы)«Кем я могу быть?». Это период формирования у младших школьников (от 6–7 до 10–11 лет) добросовестного отношения к труду, понимания его значения для человека и общества, развития познавательного интереса к профессиям родителей и массовым профессиям, о которых дети имеют представления на основе своих наблюдений

Данный этап включает:

‒ профессиональное просвещение учащихся с использованием «Азбуки профессий» [1], направленное на формирование представлений у детей о людях, как представителях профессий, понятий о своей будущей работе и жизни в связи с выбором профессии, которая нравится;

‒ формирование элементарных трудовых навыков и умений, основанное на включенности учеников в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, особенностей характера, умственного и личностного развития детей младшего школьного возраста.

Третий этап (общее среднее образование: V, VI, VII классы)«Путешествие в мир профессий».

Этопериод поиска и осознания детьми младшего и среднего подросткового возраста (от 11–12 и 13–14 лет) своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, связанных с выбором будущей профессии.

Данный этап включает:

‒ организацию профессионального просвещения учащихся с использованием учебных и наглядных материалов, осуществляемого с целью формирования знаний о сущности профессий, их классификации, профессиональном выборе и его значении для жизни и деятельности человека.

‒ развитие и закрепление учебных и общих трудовых навыков и умений учеников;

‒ формирование и развитие представлений о своих достоинствах, недостатках, способностях и потенциальных возможностях в учебной деятельности и в связи с задачами профориентации;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, особенностей характера, интеллектуального и личностного развития учащихся.

Четвертый этап (общее среднее образование: 8–9 классы)«Моя избранная профессия».

Это период профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового или раннего юношеского возраста (15–16 лет); развития их самосознания и основной подготовки к выбору профессии, направления обучения в профессиональном колледже или академическом лицее.

Этот этап включает:

‒ организацию и осуществление профессионального просвещения использованием учебных, наглядных и справочных материалов;

‒ диагностику интересов, увлечений, склонностей, способностей, физического, интеллектуального и социального развития учащихся;

‒ профессиональное и психологическое консультирование учащихся в связи с обсуждением их индивидуально-психологических особенностей (акцентуации характера, способности, темперамент) и личностных характеристик (направленность и качества личности; отклонения в общении и поведении, недостатки развития) как имеющих профессиональное значение;

‒ формирование профессионального самоопределения личности, развитие интересов учащихся и выпускников 9 классов к определённой профессии, устойчивых намерений в приобретении профессии, специальности в образовательном учреждении ССПО (профессиональный колледж или академический лицей — вуз).

Выбор направления обучения в академическом лицее предполагает обязательное углубленное изучение предметов и основ наук с целью поступления в высшее учебное заведение, где выпускники лицея смогут получить избранную специальность.

Выбор направления обучения в профессиональном колледже предполагает изучение общеобразовательных и специальных предметов, формирование и развитие профессиональных навыков и умений учащихся, обретение одной или несколько специальностей по выбранной профессии.

Профессиональная ориентация, психолого-педагогическая диагностика и подготовка учащихся к осознанному выбору профессии в общеобразовательной школев форме специальных занятий (уроков, бесед, тренингов), различных внеклассных и внешкольных мероприятий являются действенными факторами и необходимыми условиями формирования и гармоничного развития личности, её профессионального и жизненного самоопределения.

Эффективными результатами их совместной профориентационной работы являются сформированные комплексы интересов, знаний и умений учеников, которые служат основаниями для осознанного выбора будущей профессии, направления обучения и конкретного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Эргашев Ш.Т., Нуриддинов К.Ю., Алимходжева С.Н. и бошқ. Касблар алифбоси. (1-4 синфлар учун ўқув қўлланма). – Тошкент: “Юрист-медиа маркази” нашриёти, 2008. - 108 б.
  2. Авторы-разработчики: Ю.М. Асадов, Р.Х. Жураев, Х.Ф. Рашидов, Ш.Т. Эргашев. Опубликована в журнале «Мактаб ва Ҳаёт»: Жураев Р.Х. Ўзбекистон Республикасида ўқувчи-ёшларни касб-ҳунарга йўналтириш тизимини ривожлантириш концепцияси // Маkтаb vа hаyoт jurnaliga ilova 13 (021) - нашр. Тошкент, 2002. - 28 б.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной ориентации, Система профессиональной ориентации, профессиональной ориентации учащихся, профессиональном колледже, Республики Узбекистан, академическом лицее, выбору профессии, классов общеобразовательных школ, Министров Республики Узбекистан, Республики Узбекистан «Об, Постановления Кабинета Министров, Кабинета Министров Республики, выбор профессии, будущей профессии, развивающей профориентации учащихся, общее среднее образование, Профессиональная ориентация учащихся, профессиональное ориентирование учащихся, профессиональное самоопределение учащихся, профессиональное просвещение учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос