Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ручий, Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой / Н. П. Ручий. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 68-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11424/ (дата обращения: 18.04.2024).



«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным» [1].

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все виды деятельности человека.

Общение будет полноценным лишь тогда, когда ребенок овладеет определенными речевыми действиями и умениями, под постоянным руководством взрослых.

Работа по обучению связным высказываниям должна быть организована с учетом различных коммуникативных ситуаций в разных видах деятельности детей, таких как игра, труд, продуктивные виды деятельности, наблюдение за окружающим, в ходе выполнения режимных моментов, и пр.

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследование связной речи, мы пришли к выводу, что необходимо отказаться от традиционных занятий.

Ребёнок большую часть времени находится в детском саду со своими сверстниками и воспитателем и необходимо создать ему такие условия жизнедеятельности, которые направили его внимание и деятельность на саморазвитие, самокоррекцию.

В ходе практической работы мы пришли к выводу, что лучше всего преодоление речевых нарушений и психологическое раскрепощение детей происходит в музыкально-речевой и в совместной деятельности, в ходе которой мы знакомим детей с художественным произведением, а затем ставим по его мотивам маленький спектакль. Причём, в свободной деятельности дети разыгрывают его самостоятельно, опираясь на знание сюжета, а в досуговой — мы ставим спектакль совместно с музыкальным руководителем.

Принципы построения работы с детьми

При построении системы работы с детьми педагогам крайне необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип развития.

Разностороннее обследование дошкольника с целью выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития, которые учитываются при планировании работы.

  1. Принцип системного подхода.

Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

  1. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей

Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге. Вся работа должна проходить в форме игры, но при этом должны сохраняться элементы познавательного и учебного общения.

Педагогу необходимо:

– учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей;

– соблюдать принцип "от простого — к сложному";

– способствовать пробуждению интереса к сказке, к книге;

– развивать умение воспринимать содержание сказки;

– вызвать желание рассказывать сказку самостоятельно;

– создавать в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду;

– учить отражать содержание сказки во всех видах игровой, познавательной и продуктивной деятельности;

– создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий, направленных на оздоровление детей, улучшающее состояние речи и психики и требует совместной работы разных специалистов. А оздоровление, в свою очередь, должно быть направлено на укрепление нервной системы и физического здоровья с помощью:

– создания благоприятной обстановки для самостоятельной и организованной деятельности,

– организации деятельности с детьми, позволяющей каждому ребёнку самостоятельно регулировать время занятий и отдыха,

– применение оздоровительных мероприятий: дыхательные упражнения, пальчиковые и артикуляционные гимнастики,

– включение физических, танцевальных упражнений и подвижных игр.

Совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми предусматривает:

– развитие сенсорных функций,

– слухового внимания,

– ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики,

– фонематического восприятия,

– коррекцию нарушений звукопроизношения,

– расширение пассивного и активного словаря,

– формирование связной речи детей,

– совершенствование грамматического оформления фразы,

– нормализацию темпа и ритма дыхания и речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на создание правильного отношения к ребенку и организацию самостоятельной деятельности ребенка вне детского сада путём проведения цикла бесед о сущности и причинах тяжелых нарушений речи и методах их устранения, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе, о значении детской литературы для развития и становления личности ребёнка.

Педагогу нельзя забывать о реализации индивидуального подхода и других основополагающих принципов дидактики: систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и т.д.

Важно не дать готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; общаться; находиться в позиции глаза — в — глаза, тогда у ребёнка появится желание говорить, общаться, т. е. появится мотив, а в итоге у него начнёт функционировать и развиваться связная речь.

Связная речь включает в себя несколько составляющих компонентов — это диалогическая и монологическая речь, которая в свою очередь состоит из описательной и повествовательной. Для правильного построения работы необходимо выявить задачи для каждого вида речи в отдельности.

Задачи развития связной речи:

Диалогическая речь

  1. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
  2. Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
  3. Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни.
  4. Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).
  5. Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.)
  6. Упражнять ребёнка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и другими детьми.

Монологическая речь

Начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Описание

  1. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании.
  2. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующим описанием и расширять их за счёт дополнительных характеристик.
  3. Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путём:

– Определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция);

– Выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

  1. Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и т.д.).

Повествование

  1. Упражнять в восстановлении последовательности в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).
  2. Учить вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).
  3. Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.
  4. Учить воспроизводить структурные компоненты знакомых сказок и собственных монологов-повествований.
  5. Упражнять в составлении повествовательных высказываний путём изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путём изменения или добавления отдельных эпизодов текста.

Из задач развития связной речи можно вывести методы и приёмы, которые наиболее эффективно будут влиять на общее развитие детей и становление связной речи.

Методы и приёмы, влияющие на развитие личности ребёнка

проблемные ситуации и вопросы

Проблемный вопрос — это вопрос, на который у ребёнка нет заранее готового ответа, этот ответ он ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.

Проблемное задание даёт указания, которые предлагаются детям для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности и направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.

Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств.

игровые задания

Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения, происходит освоение и осознание действительности.

игры— экспериментирования с предметами и материалами

Тактильно-кинестетическое так же, как и художественно-образное восприятие, оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Этим объясняется необходимость повышенного внимания к используемому игровому оснащению занятий.

моделирование сказочных сюжетов

Творчество как вид деятельности обладает двумя существенными характеристиками: оно всегда новое, всегда своё. Воображение и фантазия берут лишь то, что есть в памяти, а каким образом это будет реализовано, решает сам творец — ребёнок.

рассказывание сказки с опорой на схему или с использованием мнемотаблицы

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, необходимо давать им опору на схемы, картинки, и прочий наглядный материал, тем самым развивая память, уверенность в себе.

творческие задания

Овладев способами выражения мыслей и эмоций, дети стремятся к самостоятельной творческой деятельности — созданию субъективно нового, значимого для ребенка продукта (рисунка, рассказа, танца, песенки, игры).

пластические игры и упражнения

Для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества, необходимо выполнять этюды, упражнения, направленные на раскрепощение, пластику движений. Показатель сформированности двигательных навыков — отсутствие напряженности в выполняемых действиях.

элементы драматизации

В наших занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к фантазированию, проявлению инициативы, принятию нестандартных игровых решений, т. к. творчеством считается и сам процесс поиска путей решения изобразительной, игровой или музыкально-двигательной задачи.

Этапы работы по формированию связной речи детей

  1. Развитие движений с помощью музыки

Особая роль в системе работы отводится развитию двигательных функций, так как ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей.

Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность.

Ещё со времён Древнего Египта использовались физические упражнения под музыку в целях оздоровления организма.

В 1912 году, Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения он решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений, а вместе с ними и речь. Формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

Карл Генрих Мария Орф, немецкий композитор и педагог, разработал новаторскую систему музыкального обучения детей, известную как «Орф-Шульверк», в которой музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию, способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец [2].

Использование стремления детей к творчеству, двигательной экспрессии, упрощение требований к технике игры на инструментах позволило ввести элементы его метода музыкального воспитания в программы общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений.

По мнению К.С. Станиславского наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений является «темпо-ритм». Он утверждал, что у каждой человеческой страсти, состояния, переживания есть свой «темпо-ритм».

Мы также рассматриваем ритм как эмоционально-выразительную, образно-поэтическую, художественную категорию.

На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность, развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап — восприятие ритма в движении. И наконец, воспитывается способность к сохранению ритма в памяти, что вызывает известные трудности у детей с ОНР.

Ребенок в своей жизни встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает в них участие (шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов и пением). В игре ребенок бессознательно использует основные ритмические величины. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

Сопровождение музыки, песни, движениями тела и рук способствуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному развитию ребёнка, и, соответственно, становлению речи. Руками дети могут показывать направление движения музыки, ритм, плавность (развиваются математические способности). «Маршировки» (хлоп-хлоп) руками и ногами, «пружинки» и другие движения сначала не получаются у детей, но посредством тренинга дают заметный результат, развивая у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки, позволяя выполнять их всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития.

  1. Развитие голоса и подготовка артикуляционного аппарата.

Смысловое содержание речи передается словами, но эмоциональность, субъективную значимость высказываний отражает музыкальный остов.

Голосовые реакции тесно связаны с мимическими и пантомимическими жестами. Таким образом, музическая речь (просодические компоненты речи) и пантомимика, подчиняясь интеллектуальной и социальной функциям, используются для выражения смыслового содержания и взаимного общения.

Сочетание речи с движением участвует в коррекции музыкальной стороны речи: мелодии, ритма, логического ударения, пауз.

По нашим наблюдениям не говорящие дети способны артикулировать движения выполняемые другими детьми или педагогом, что особенно заметно на музыкальных занятиях. Сначала артикуляция идёт беззвучно, но постепенно начинает появляться звук, сначала неосознанно, а затем ребёнок замечает его, старается воспроизводить без показа образца. Главное, на этом этапе его не спугнуть, поддержать, укрепить на стадии успеха.

Этот процесс подтверждён исследователями и создателями теории речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, и др.).

Музыкальные занятия, прослушивание музыкальных и литературных произведений, сказок, стихов, аудиозаписей, развивают слуховое восприятие, воздействуют на чувства, ощущения, т. е. дают эмоциональный толчок на правое полушарие мозга, которое в свою очередь способствует становлению и развитию речи детей.

Становлению речи также способствуют упражнения на звукоподражание: механическое (движение поезда, самолёта и т.п.) и эмоциональное (маленькая собачка и большая собачка).

В совместную деятельность с детьми целесообразно включать различные виды упражнений, в зависимости от основной цели, поставленной педагогом. Это могут быть:

– физические упражнения: ходьба и маршировка в различных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус;

– упражнения, активизирующие внимание;

– счетные упражнения;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– ритмические упражнения;

– пение;

– игру на музыкальных инструментах;

– музыкальную самостоятельную деятельность;

– игровую деятельность;

– упражнения для развития творческой инициативы.

  1. Эмоциональное развитие детей

Параллельно с развитием движений необходимо развивать эмоциональность детей, эмпатию, коммуникацию.

В.А. Сухомлинский обратил внимание на факт, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения и навыки; формируется способность к самообучению и саморазвитию.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.

Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение — мимику, жест, внутреннее действие.

По этой причине мы широко используем в своей работе сказки.

В любой сказке есть герой, который обязательно у каждого ребёнка вызывает какие-либо эмоции — положительные или отрицательные. А эмоции вызывают действие, выраженное движением или речью, что нам и требуется в конечном итоге: если эмоции положить на музыку и движение, то обязательно будет идти развитие речи.

Поэтому следующим этапом стала работа над музыкальной сказкой.

  1. Система работы над музыкальной сказкой.

В детском саду очень удобно и эффективно ставить музыкальные инсценировки по сказкам.

Сначала (в младшем возрасте) это могут быть постановки, основанные на движении детей с включением звукоподражания. В этом случае сказку рассказывает музыка и воспитатель, дети учатся двигаться, привыкают к сцене, зрителю.

По мере овладения речью детям даётся больше речевого материала, но всё равно он должен ложиться на музыку и движение.

В работе над постановкой должен участвовать не только музыкальный руководитель, но и воспитатели (обязательно), логопед (если дети речевой группы), некоторым детям может потребоваться помощь психолога.

  1. Вводные занятия — прослушивание музыкальных иллюстраций сказки.

Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи главным образом заложены в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому для ребёнка музыкальное строение слова имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок ещё не может правильно расчленять слово, он схватывает и подражает его музыкальный состав.

  1. Беседа по музыкальной иллюстрации(какой герой?)

Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует мыслительную и познавательную деятельность.

  1. Выяснение симпатий детей к героям сказки. (Нравится герой или не нравится? почему?)

Музыка, её характер помогают ребёнку воспринять и ощутить сущность героя. Ребёнок, ещё не обладая достаточным словесным запасом, передаёт своё отношение к персонажу внешними реакциями, эмоциями, движениями.

  1. Придумывание образа героя, его характера, движенийна музыкальном материале.

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.

  1. Первоначальное разучивание отрывков из сказки.
  2. Пробное пение арии героя всеми детьми.
  3. Работа над образом героя (музыка, речь, движение, мимика).

В ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

  1. Работа над музыкальным материалом:

На этом этапе, как и на предыдущих, идёт совместная и параллельная работа музыкального руководителя и воспитателей.

Музыкальный руководитель работает над качеством материала: чистым, чётким пением фраз, звукоизвлечением, работа над танцевальными движениями и прочее.

Воспитатели знакомят детей с сюжетом сказки посредством чтения, рассказывания, просмотра мультфильма, спектакля или прослушивания аудиозаписи;

– разучивают тексты песенного материала, работают над выразительностью речи в индивидуальной или игровой деятельности, при постановке сказки в группе;

– включают трудные танцевальные движений в утреннюю гимнастику, подвижные игры, соревнования, в занятия по физкультуре для достижения правильного их выполнения;

– работают над образными движениями героев сказки в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

  1. Изготовление костюмовс привлечением родителей.
  2. Распределение ролей (возникающие конфликты снимаются в процессе предварительных бесед, на стадии выяснения симпатий, придумывания образов героев).
  3. Завершение работы над сказкой:

– 1-2 репетиции сказки целиком; продумывание связок спектакля;

– изготовление афиши, пригласительных билетов совместно с детьми;

– подбор (изготовление) декораций с привлечением родителей.

  1. Показ спектакля детям из других групп.
  2. Просмотр спектакля родителямис последующим совместным чаепитием.

Параллельно с постановкой музыкальной сказки должна проводиться работа с детьми в группе в свободной и совместной деятельности.

  1. Работа над сказкой в совместной деятельности с детьми в группе

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Вывод:

Нами была сконструирована и предложена система работы, основанная на достижениях и открытиях талантливых психологов, лингвистов и педагогов.

Все этапы, методики, приёмы, которые присутствуют в нашей работе совсем не новые, а хорошо отработанные и проверенные временем. Нам осталось только понять, как это работает, и применить на практике.

То, что эта работа ведётся в системе, в соответствии с принципами развития, системного подхода, связи с психическими процессами, а так же в тесном взаимодействии с логопедом, психологом, руководителями физического и музыкального развития, во взаимосвязи с родителями, даёт ещё больший эффект, по сравнению с тем, если бы мы работали одни, без поддержки.

Ситуация успеха, который необходим ребёнку для успешного становления личности, создаётся в любой практической деятельности, на основе мотивации, желания что-то сделать, на основе его собственного интереса.

Успешность ребёнка также будет зависеть от его самочувствия. Предложенная нами система, построенная на деятельности, даёт возможность каждому ребёнку самому регулировать время и темп того или иного вида деятельности, то есть позволяет сохранять здоровье малыша.

Литература:

  1. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. — М., 1979. — С. 33.
  2. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ред. Баренбойм Л. А. — Л.: Музыка, 1970
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании, М., 1979 г
  4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционная педагогика)
  5. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. М, 1986. — Т. 1.
  6. Запорожец А.В. Психология действия / А. В. Запорожец. М.: МПСИ, 2000. — 736 с.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1987. — 58с.
  8. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя //Иностранные языки в школе. — 1973.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, связная речь, упражнение, игра, музыка, музыкальный руководитель, педагог, работа, совместная деятельность.

Похожие статьи

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

— развитие музыкально-ритмических движений; — развитие связной речи

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет... ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР...

Алехина Т. «Речевые игры» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, педагог, конструктивное общение, музыкальная деятельность, музыкально-художественная деятельность, вариант...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика, физическая культура, упражнение, движение...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного...

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми...

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по...

В человеке должно быть все гармонично: и душа, и тело… В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

ложок, ребенок, занятие, игра, вид деятельности, инструмент, метроритмический слух, музыкальный руководитель, дошкольный возраст

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале... Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Похожие статьи

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

— развитие музыкально-ритмических движений; — развитие связной речи

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет... ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР...

Алехина Т. «Речевые игры» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, педагог, конструктивное общение, музыкальная деятельность, музыкально-художественная деятельность, вариант...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика, физическая культура, упражнение, движение...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного...

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми...

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по...

В человеке должно быть все гармонично: и душа, и тело… В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

ложок, ребенок, занятие, игра, вид деятельности, инструмент, метроритмический слух, музыкальный руководитель, дошкольный возраст

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале... Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.