Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Матвеева Ю. В. Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1715/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкиваются педагоги и способы их разрешения. Методическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям, воспитателям и логопедам, работающим с детьми с ОНР 3 уровня.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти отклонения и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. Поиск решения проблемы вызывают большой интерес не только у логопедов, но и у специалистов различных областей знаний: педагогов, физиологов, психологов, музыкальных руководителей. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, и проходить с участием всех специалистов.

Впервые идея развития речи в музыкальном воспитании появилась в середине ХХ века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Суть идеи — познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.

Результаты педагогической диагностики в нашем ДОУ на конец года в старшей логопедической группе показали, что у 50 % детей с ОНР 3 уровня нарушено звукопроизношение, 15 % — имеют ограниченный словарный запас, 85 % детей имеют низкий уровень сформированности связной речи, а у 15 % — она вообще не сформирована. Возникла необходимость комплексного развития музыкальных способностей, речи и моторики детей. Опыт работы показывает, что развитию коммуникативных навыков в большей степени способствуют упражнения для развития голоса (распевки) и игры со словом, благодаря эмоционально-насыщенной атмосфере, сочетанию текста с музыкой и движениями, коротким повторяющимся фразам, свободе самовыражения.

Лишь немногим музыкальным руководителям удается регулярно использовать в своей практике упражнения для развития голоса и слуха (распевки), а также игры. В силу экономии времени и подготовки к праздникам эти моменты музыкального занятия «опускаются».

Также, стимуляция речевой деятельности активно происходит в процессе проговаривания текстов стихов. Поэтому, включение в заключительную часть занятия стихотворений, которые дети озвучивают музыкой и будет являться для детей игрой, а вместе с тем формировать правильное звукопроизношение, активный словарь, способствовать развитию памяти, а также служить важнейшей педагогической цели: пробуждению первичной креативности детей. Таким образом, через привлекательную ребенку совместную образовательную деятельность будут развиваться навыки конструктивного общения, что в свою очередь сыграет положительную роль в социализации детей.

Цель: развивать коммуникативные навыки у детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

1) способствовать развитию музыкально-художественной деятельности;

2) стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

3) развивать эмоциональную сферу личности;

4) воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Основная часть

Распевки — это переход от речевых функцийголоса к вокальным. Это особенное время, когда:

– перестраивается разум и организм на новый вид работы;

– развиваются возможности голоса;

– ребенок учится самоанализу; пониманию взаимосвязи результата и ощущений своего организма;

– формируется необходимый певческий тон.

При подборе распевок для детей с ОНР следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Этим требованиям отвечает потешный фольклор, считалки, прибаутки («Дождик» р.н.прибаутка; «Горелки»; «Лиса»; «Сорока»; «Василек» р.н.п. и др.)

Работа над распевками проходит в 3 этапа:

– разучивание слов и мелодии;

– исполнение распевки со звучащими жестами;

– исполнение распевки на музыкальных инструментах.

Разучивание и пение распевок следует проводить не традиционным способом: стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их помощь и поддержку.

Распевки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента — с голоса педагога. Знакомую распевку можно исполнить по-разному, меняя характер исполнения: радостно, с грустью, решительно, нежно, в духе марша, волшебно, шутливо, торжественно… Это создает положительную атмосферу, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, а также способствует развитию психических процессов.

Добавление к пению звучащих жестов (хлопки, притопы, щелчки пальцами и др.) дает детям свободу самовыражения, помогает понять музыку как приятное ощущение. Это целая серия всевозможных заданий, которая дает простор для формирования импровизационных навыков. Дети всегда с удовольствием включаются в игру и придумывают новые комбинации звучащих жестов, подходящих к данной конкретной распевке.

Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определенном этапе «переносить» на инструменты. Инструмент появляется в руках человека как необходимость в тот момент, когда потенциал «телесного оркестра» оказывается исчерпанным. Сначала дети исполняют распевку на простейших музыкальных инструментах: треугольниках, ложках, колокольчиках, бубнах, а затем к этому исполнению добавляется металлофон. Игра на металлофоне не должна быть слишком активной. Достаточно 2–3 нот, для того, чтобы сделать исполнение разнообразным и в тоже время не отвлекать от главной задачи: чисто интонировать и внятно произносить слова. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка, а также помогает устанавливать творческий контакт между педагогом и детьми, обеспечивая максимальную эффективность коррекционного процесса.

Игра — это не симфония Моцарта, поэтому каждый педагог на своем занятии может создать свой вариант, придумать что-то более интересное. Многолетний опыт работы показывает, что больше всего детям нравится играть на музыкальных инструментах. Если соединить музыку и стихи, то получатся стихи, озвученные музыкой, что будет способствовать развитию музыкальных способностей, творчества, а также выработке навыков чистого произношения и конструктивного общения. С этой целью необходимо, чтобы стихотворение имело интересное содержание и могло увлечь ребёнка. Например, такие стихи: «Тигр вышел погулять», «Все в порядке», «Птичий рынок», «Над нашей квартирой» Э. Успенского и др.

Работа над озвучиванием стихов проходит в несколько этапов:

– знакомство;

– подбор инструментов;

– варианты импровизаций;

– исполнение.

На первом этапе педагог эмоционально и выразительно читает литературное произведение, задает вопросы детям по содержанию и вместе с детьми выделяет главных героев и события, которые можно озвучить. Затем дети подбирают инструменты. Для каждого героя каждый ребенок может подобрать свой инструмент и исполнить его во время декламации стихов педагогом. От такой игры дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. По началу, озвучивание стихов преимущественно выполняет задачу развития невербальных средств общения и связано с выработкой доброжелательного отношения друг к другу, с желанием и стремлением общаться. В процессе музицирования у детей зарождаются варианты импровизаций: правильно и неправильно здесь не бывает. В дальнейшем в импровизации делается акцент на развитии воображения, независимости мышления и умении изобретать. Создание и поддержание атмосферы импровизационного общения на занятии требует определенных условий. Во-первых, педагог должен быть естественным в ситуации игры и сам получать от этого процесса удовольствие. Во-вторых, следует создать атмосферу полного принятия друг друга как равноценных партнеров, а также безоценочности ситуации. Важно понять, что ценность импровизации в самом творческом процессе овладения музыкальной речью, а не в ее результате. Благодаря многократным повторениям стихотворения дети с легкостью запоминают слова и по мере усвоения начинают декламировать вместе с педагогом. Чтение стихотворения, озвученного музыкой, украсит любой праздник, или досуг.

Заключение

Музыка всегда была рядом с человеком. Она так преданно сопровождает его в радости и грусти, от момента рождения до последнего дня, что сама музыкальность человека не может существовать лишь для внешних развлекательных нужд. Музыкально-творческая деятельность детей способствует развитию личности в целом.

Проведенная работа послужила основой для следующих выводов:

– развитию музыкально-художественной деятельности способствует эмоционально-насыщенная атмосфера и личность педагога;

– стимуляция коммуникативной и речевой активности детей активно происходит в процессе озвучивания стихов музыкой, а также в процессе распевания;

– воспитание доброжелательных отношений между детьми строится на уважении друг к другу, взаимопонимании и взаимодоверии;

– формирование внутренних качеств личности детей происходит в процессе импровизационного обучения через общение, фантазирование и самовыражение.

Литература:

  1. Алехина Т. «Речевые игры» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004
  2. Михайлова, М.А Развитие музыкально-ритмических способностей детей [Текст]: учеб. пособие /Академия развития..2002
  3. Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
  4. Сергиенко Г. Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.
  5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» — журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): процессе музыкальной деятельности, музыкальных инструментах, коммуникативных навыков, развитию музыкальных способностей, коммуникативных навыков детей, музыкальным руководителям, ОНР общим нарушением, конструктивного общения, развитию коммуникативных навыков, первичной креативности детей, развития голоса, исполнение распевки, обучению детей пению, процессе озвучивания стихов, речевой активности детей, Музыкально-творческая деятельность детей, озвучивания стихотворений музыкой, процессе овладения музыкальной, качеств личности детей, процессе импровизационного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос