Комплексный подход к личности глухого ребенка в организованном учебно-воспитательном процессе
Автор: Шкуратова Татьяна Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2016
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Шкуратова, Т. В. Комплексный подход к личности глухого ребенка в организованном учебно-воспитательном процессе / Т. В. Шкуратова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11406/ (дата обращения: 19.12.2024).
Государственная образовательная политика в России, демократизация и гуманизация образования привели к смене парадигмы педагогической науки. Особенно отчетливо это проявилось в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья. Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация учебно-воспитательного процесса на самого ребенка обусловили необходимость разработки новых педагогических стратегий в области обучения глухих детей. Внимание к нуждам каждого человека составляет главное содержание гуманизма, призванное создать все условия для самореализации индивида, для того чтобы каждый смог стать личностью и занять свою нишу в социуме, расширять свой творческий потенциал.
С 2012 года на отделении подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучаются дети с нарушениями слуха. Как показывает опыт, у таких детей возникают проблемы в личностном развитии, трудности общения и поведения. Они вызваны не только исключительно специфическими особенностями глухих обучающихся, их дефектом, но также и особенностями той образовательной среды, в которую они попадают. Здоровые силы организма, интеллектуальная, духовная, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Оставаясь человеком по своей природе (биологически), он остаётся в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции.
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателей.
Наиболее целесообразно в обучении глухих детей использовать личностный подход, целью которого является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса. Формирование социальной активности людей является одной из основных задач обучения истории и воспитания историей, где раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире.
Следует признать за обучающимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить им возможность почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества.
В данном аспекте особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр, где обучающиеся на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др. Игры способствуют выработке целостных представлений о той или иной эпохе, они прочно связывают отдельные факты, воссоздают исторические картины, помогают накапливать материал для характеристики различных событий, усваивать важнейшие исторические понятия. Они являются важным средством усвоения исторического материала. Например, в своей работе я использую игру «Третий лишний», которую можно применять на любом этапе урока, игру «История в датах» удобно использовать при проверке и закреплении знаний. Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Например, «В гостях у восточных славян», «Один день в Новгороде» и т. п. На уроке «Быт простых и знатных людей» возможно представление разных слоёв населения: царя, дворян, купцов, крестьян, ремесленников. Например, выходит царь (обучающийся) и рассказывает о себе: где живёт, как одевается, чем владеет, чем питается и т. п.; потом бояре и дворяне (несколько человек) с надписями на одежде, кто есть кто. Здесь можно подготовить диалог между собой: как живут, как одеваются, о пирах и т. д.
Выработать личную гражданскую позицию через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию обучающихся. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Например, при изучении символики спорным остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Обучающимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда ребята уже обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Например, в начале обобщающего урока по теме «СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» даю задания проблемного характера: «В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?». Для решения этой проблемы обучающиеся двигаются по этапам: актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания; составление опорного конспекта по данной теме; работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним); проверка знания хронологии (индивидуальная работа). После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что обучающиеся стали активнее и самостоятельнее. Например, при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» ставится проблема «Где интереснее жить: в городе или в деревне?», а обучающимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль преподавателя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся и такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям глухого ребенка, различному уровню сложности содержания общения.
Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра программы. При работе с глухими обучающимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, ребята имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Используя в работе с глухими обучающимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов.
Для достижения положительных результатов в обучении на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности обучающегося. При помощи истории и обществознания стараюсь формировать у ребенка не только учебные навыки и умения, но и средствами учебной дисциплины самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию и самоутверждению. При тщательном отборе фактов и правильно расставленных акцентах добиваюсь максимального воспитательного воздействия учебного материала на обучающихся.
Широко использую педагогическую технологию социальной интеграции обучающихся с недостатками слуха в среду слышащих. Практика показала, что ребята с нарушением слуха положительно относятся к совместным урокам, когда они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Проводятся групповые дискуссии и «круглые столы», на которых и глухие обучающиеся, и слышащие ребята, и преподаватель обмениваются мнениями и мыслями. Например, наиболее острыми и дискуссионными были обсуждения следующих тем на уроках по обществознанию: «Правовое государство в России — миф или реальность?», «Правовые основы брака и семьи», «Можно ли достичь абсолютной свободы?». Интересным завершением таких уроков служит выдача грамот: «За упорство»..., «За умение помогать другим»..., «За решение сложной задачи»... и т. д. Применение преподавателем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать глухих детей и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.
Применяю педагогическую технологию, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы глухих обучающихся. Эмоции подлежат воспитанию, т. е. эмоциональные состояния поддаются коррекции. Большое значение придаю выразительности эмоций, мимике, жестов, выразительности движений, т. к. моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет коррекционную направленность и имеет психопрофилактический характер — обеспечивается активная разрядка эмоций. Сегодня ребята интересуются такими заданиями, которые дают возможность построить альтернативные сценарии развития реальных событий в прошлом. Например, по теме «Что было бы, если бы: …».
Я считаю, что преподавателю необходимо поддерживать, одобрять попытки нестандартных, эмоциональных детских проявлений, при этом, не выделяя «правильные» или «понравившиеся». Чем разнообразнее, неожиданнее будут проявляться эмоции обучающихся глухих детей, тем эффективнее будет складываться их личностное отношение к происходящему и, как следствие, усиливаться внутренняя мотивация учения. Акцент необходимо делать на личностный смысл обучения каждого ребенка.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха.
Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности глухого в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 2005.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — М., 2006.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 2006.
- Лисина М. И. Семья и формирование личности. — М., 2006.
- Миндель А. Я. Воспитание и развитие личности подростка. — М., 2007. с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.
- Смирнов С. Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М., 1996.