Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики
Автор: Ильина Татьяна Сергеевна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 15.11.2016
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Ильина, Т. С. Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики / Т. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11365/ (дата обращения: 23.11.2024).
На сегодняшний день государством взят курс на сокращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» одним из ожидаемых результатов является увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов, применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители [3]. Также 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», регламентирующий обязательное прохождение кандидатами на роль усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей специальной психолого-педагогической и правовой подготовки.
Психологическая подготовка, это не только оказание помощи кандидату в замещающие родители в проработке своих сомнений и страхов, избавлении от излишнего романтизма, осознании обуревающих эмоций, но и задача психолога помочь потенциальным замещающим родителям:
‒ разобраться в собственных мотивах принятия ребенка в семью;
‒ определить психологическую готовность кандидата к приему ребёнка, лишенного родительского попечения;
‒ оценить личные и семейные ресурсы;
‒ повысить уровень родительской компетенции.
Мотивация принятия ребенка-сироты потенциальными замещающими родителями — одна из ключевых характеристик при отборе замещающих родителей и основополагающий фактор оценки эффективности функционирования замещающей семьи, а именно, от мотивации кандидата напрямую зависят: успех воспитания приемного ребенка, его дальнейшее благополучие, психологическое здоровье замещающей семьи. Кроме того, осмысление мотивации самим кандидатом — непременное условие профилактики возвратов детей из замещающих семей.
Так все-таки каким образом и почему в семье появляется желание взять ребенка? Это желание не могло бы просто появиться, если бы семья не испытывала какую-то нереализованную потребность. Будущим замещающим родителям очень важно понимать мотивы принятия ребенка в семью, сознательные и бессознательные.
Мотивы условно можно разделить на две группы: одни связаны с потерей, другие с приобретением. К первой группе относятся:
‒ В истории семьи была смерть родного ребенка. В этом случае приемный ребенок становится заменой кровному. Он «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, при этом не учитываются его индивидуальные психологические особенности.
‒ В истории семьи была смерть значимого человека. Будущие замещающие родители связывают с приемным ребенком возможность заполнения пустующей ниши. В этом случае родители «переносят» на него ожидание того, что он сможет заменить близкого или, по крайней мере, выполнять его психологическую функцию.
‒ Семья не может иметь ребенка по медицинским причинам или другим объективным обстоятельствам, поэтому решает его усыновить. Мотивация относится к группе потери, т. к. нередко решение усыновить или взять под опеку ребенка принимается в момент осознания невозможности родить кровного. В таком случае воспитание становится смыслом жизни — по принципу гиперопеки.
‒ Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать ее путем усыновления ребенка. Эта мотивация также связана с чувством потери — утраты возможности построить семью. Тогда функцией ребенка становится необходимость сделать счастливой приемную мать. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, становятся очень тесными. У будущего подростка могут возникнуть трудности сепарации — психологического отделения от родителей.
Вторая группа мотиваций связана с приобретениями:
‒ Семья получает в результате появления приемного ребенка материальную или психологическую выгоду. Этот тип мотивации возникает в тех случаях, когда человек высказывает ожидания улучшения качества жизни для себя и своей семьи в связи с появлением ребенка. Например, он делает это для сохранения брака или чтобы кровному сыну или дочке не было скучно. Основная проблема заключается в том, что нередко ожидания не реализуются: ребенок «не оправдывает ожиданий» или психологические и материальные затраты на него превышают «прибыль».
‒ Семья хочет «сделать доброе дело» — взять в семью ребенка. Этим поступком может доказываться собственная доброта обществу, самому себе или же кровным детям. Тогда приемным родителям нужна благодарность ребенка, и любое поведение, которое им не нравится, будет рассматриваться как проявление неблагодарности. Родители, имеющие такую мотивацию, уязвимы в связи с возможностью не подтверждения «достаточной хорошести» их действия (не будет заметно, что сделано доброе дело — обществом, семьей, самим ребенком).
‒ Семья стремиться реализовать педагогические способности, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребенка достойного и успешного. Взрослые с подобной мотивацией уязвимы к неуспехам ребенка, к отсутствию улучшений в его развитии с приходом в семью. Кроме того, для таких родителей характерно тревожное ожидание того, что они «не смогут побороть гены»: все неудачи ребенка, отклонения в поведении будут рассматриваться как следствие именно генетической склонности. У них наблюдается недоверие к себе как к родителю — страх оказаться плохим, несостоявшимся, а также стремление постоянно показывать (доказывать) свою любовь и заботу о ребенке. Они нуждаются в постоянном подтверждении успешности своих действий.
Очень важно, чтобы семья смогла разобраться в своих мотивах, в своих движущих силах, оценила свои возможности и способности. Мотивация должна быть не эмоциональной, а продуманной и взвешенной. [1]
Как показывает практика, как правило, решив взять ребенка в семью, родители примерно могут объяснить зачем, почему и для чего они это делают. Часто сбивчиво и непонятно для окружающих, на уровне интуиции или сверхчувствительности, объясняют свои мотивы кандидаты в замещающие родители, а возможно под влиянием складывающихся жизненных обстоятельств. Но в данной ситуации, все более-менее понятно. Не всегда складывается в такой семье все гладко и без сопутствующих проблем и мотивы возможно не всегда конструктивные, но все равно все понятно. Исходя из мотивов принятия ребенка в семью, можно пытаться оказывать необходимую помощь семье в период адаптации детей в новой семье или при возникновении сложностей при взаимодействии членов семьи.
Куда сложнее разобраться в семье и в проблемах, возникших у детей в замещающей семье, когда становится известно, что дети, принятые в семью «случайные», попали они туда по ошибке.
В последнее время все больше семей, серьезно подходят к вопросу выбора ребенка в замещающую семью, где тщательно выбирают, обдумывают мельчайшие подробности критериев выбора, начиная от возраста, цвета волос и глаз и заканчивая увлечениями, складом характера ребенка. Мало кто из потенциальных родителей готов взять ребенка-инвалида, либо ребенка с отклонениями в физическом развитии или при наличии каких-либо заболеваний, не влекущих за собой физические недостатки. Большая часть кандидатов, выбирая ребенка стремиться найти здорового ребенка. Причем если не удалось найти ребенка с заданными критериями в своем регионе (а я сейчас говорю про Москву), кандидаты готовы путешествовать в поисках нужного ребенка сначала по ближайшим регионам, а если позволяют средства и время расширяют географию поиска по ближайшим городам. Когда речь идет о выборе ребенка в другом городе, процедура поиска происходит через региональный банк данных. Это полностью автоматизированная система, которая сама обновляется при возникновении каких-либо изменений.
И вот представьте себе, случай из практики, семья из г. Москвы через региональный банк данных выбирает себе детей из г. Читы, двоих братьев. Женщина уверяет, что выбор семьи относительно братьев не случайный, именно братья способны выжить в условиях новой семьи и чужого города, т. к. они мальчики, а значит будущие мужчины и они способны постоять за себя в любой ситуации, а родственная связь, по ее мнению, должна только укрепить силы мальчишек в любом противостоянии. Именно этими доводами руководствовалась семья при выборе детей. И вот они нашли мальчиков, которые внешне и по минимальной информации о них, привлекли внимание будущих родителей. Но вот в чем парадокс, пока семья добиралась до г. Чита, детей забрала другая семья. И здесь встает вопрос: то ли возвращаться обратно в г. Москву и начинать поиски сначала или уже выбрать на месте, из «того, что осталось», при этом семья потратила силы, время и некоторую сумму денег на эту поездку. Это все равно, что придя в магазин за бананами, узнать, что они закончились. И покупатель оказывается перед выбором, искать в другом магазине или же купить здесь что-то другое, коль уже оказался здесь и, собственно, кушать очень хочется. Конечно, это грубое сравнение и возможно не сравнимое, с детьми, но в данной ситуации ни приходит ничего другого на ум. И многие семьи, оказавшись в такой ситуации, дабы хоть как-то восполнить свои потери, выбирают ребенка, будучи на месте, выбирая из того что им предоставят. «Не ехать же обратно ни с чем», — говорят те самые родители. Или: «что мы зря ехали в такую даль?». Но только в ситуации такого вынужденного выбора вряд ли приходится ждать благоприятного исхода семейной ситуации. Как правило, это неоправданные ожидания родителей, завышенные требования и как итог разочарование родителей, т. к. ребенок, которого они взяли, вовсе им не известен, всю информацию, а также внешность ребенка они узнают при непосредственном знакомстве с ребенком. А это немаловажный фактор.
И вот вернемся к двум мальчишкам из г. Читы. Приехав вместе с замещающими родителями в г. Москву они стали учиться жить вместе. Но поскольку семья была ориентирована на других детей, возможно более покладистых и успешных, то начались проблемы во взаимоотношениях между детьми и замещающими родителями. Женщина видела в старшем множество проблем, как с учебой, так и с поведением, она пыталась его «исправить», пыталась выполнять с ним уроки дома. Ничего хорошего из этого не получалось. Она билась с ним из последних сил, тратя на него много времени и душевных сил и с тоской вспоминая, что хотела она с мужем взять других детей, а этих бы она даже по внешнему виду не взяла, но так получилось. А позже в беседе со специалистом из сопровождающей организации она призналась, что если бы можно было все вернуть назад, то она вообще бы не брала никаких детей, никого. И это говорит человек, который прошел школу приемных родителей, общался со специалистами, работающими с детьми, оставшимися без попечения родителей. Это говорит человек, который имеет опыт воспитания своих детей, а также находится уже не в молодом возрасте, а значит, решение о принятии детей в свою семью, должно основываться на трех принципах: безэмоциональности, взвешенности и продуманности.
В итоге сейчас братья разлучены. Старший проживает, и учиться в интернате, т. к. замещающий родитель не смогла выполнять каждый день уроки с мальчиком, ей казалось, что он такой «запущенный» и где-то даже безнадежный, что только специально обученные специалисты смогут с ним справиться. А младший проживает дома и посещает массовую школу, которая находится во дворе их дома. И с этим ребенком, замещающий родитель еще пока ведет войну про уроки, пока у нее хватает сил. А что будет, когда они закончатся? И стоило ли для этого везти братьев в другой город, где совершенно другая жизнь, чтобы разлучить их и чтобы они могли поддерживать ту самую кровную, родственную связь только по выходным дням?
Или другой пример. Молодая девушка пришла в детский дом с тем чтобы «выбрать ребенка». В разговоре со специалистами она озвучила, что хочет девочку подростка, а ей сказали, что сейчас таких детей нет. Зато есть мальчик дошкольного возраста, и он вполне здоров. И молодая девушка, не долго думая, поддалась на уговоры работников детского дома и взяла мальчика 7 лет. Спустя месяц она обратилась в этот же детский дом с просьбой о помощи, т. к. мальчик стал странно себя вести: он не хотел учиться, он начал грубить, отказывался что-либо делать дома. Специалисты детского дома пытались организовать работу с семьей, взаимодействовали с ребенком и взрослым. Но, эта история закончилась через полгода, девушка просто пришла обратно в детский дом и вернула ребенка.
А ведь очень часто дети, которых вернули из семьи, уже имеют свою историю возвратов и не одну. И с каждой последующей попыткой устроить такого ребенка в семью, остается все меньше.
И такие истории, к сожалению, не редкость. Чаще, конечно, такое случается, когда кандидат в замещающие родители и ребенок проживают в разных городах. Если оба находятся в одном городе, тогда кандидаты имеют возможность выбора, долго ходить по организациям и выбирать «нужного ребенка».
У каждого ребенка из детского дома есть своя история. Может быть, совсем коротенькая, но — своя. Жизнь, что была до встречи с замещающим родителем. Родня, которая не смогла или не захотела его растить. Когда-нибудь с ним об этом поговорят. Каждый из них — живой человек. Человек, с которым судьба обошлась круто. У него испортился характер, и здоровье оставляет желать лучшего. Ребенку очень нужен кто-то, кто примет его таким, какой он есть. Они растут в казенных учреждениях. Пока их ищут, выбирают, пока оформляют документы, они успевают подрасти. Вопреки всему, они развиваются и становятся личностями. Когда-нибудь ими будут гордиться.
Так какого ребенка хотят кандидаты в замещающие родители? Наверное, самого замечательного, любимого, красивого, умного и доброго. Хочется пожелать всем кандидатам в замещающие родители: «Не переживайте, он таким и будет. Самым лучшим на свете — вашим ребенком». [2]
Литература:
- Бебчук М. А., Жуйкова Е. Б. «Системный подход к психологии семьи (дляспециалистов сферы семейного устройства)», М., «Независимый институтсемьи и демографии», 2009»
- Т. В. Губина. Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей. — М.: АНО Центр «Про-мама», 2013
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы — Режим доступа: http://www.soprotivlenie.org/?id=56&cid=366