Библиографическое описание:

Логинова А. А., Теплых С. Ю., Шубина О. К. Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 18-21.



2017 год объявлен в России Годом экологии. Наш эколого-краеведческий проект задуман как площадка для формирования нового мышления детей и взрослых в отношении экологической ситуации в городе. Для этого мы привлекаем наших партнеров: специалистов и ученых.

Планируется охватить порядка 120 учащихся школ города и воспитанников Центра в возрасте 12–14 лет (6–8 классы) (Ленинский, Самарский, Железнодорожный, Октябрьский районы) и 12–15 педагогов школ и Центра.

Проект построен на сетевом взаимодействии.

Наши социальные партнеры:

  1. «Архитектурно-строительный институт» Самарского государственного технического университета, кафедра «Водоснабжении и водоотведения».
  2. Самарская городская общественная организация «Союз молодых ученых».
  3. Детский образовательно-оздоровительный цент «Волгаренок» городского округа Самара.
  4. ГБОУ ЦРТДЮ «Центр социализации молодежи».

2.Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина.

3.ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр».

5.Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета.

6.Центр туризма и отдыха «У-РА!».

7.Самарский театр юного зрителя «САМАРТ».

8.Центр НИИ гигиены и экологии человека Самарского государственного медицинского университета.

Социальная значимость проекта направлена на развитие деятельности детей и подростков города по естественно-научному направлению, помощь учащимся в выборе их будущей профессии.

Основные мероприятия: квест-игра, дидактический театр, лабораторные исследования проб воды и почвы, практические занятия в лабораториях Самарского государственного технического университета под руководством молодых ученых г. о. Самары, научно-исследовательские работы, создание блога участников проекта, издание Интернет-журнала «ЭКОЛИС». участие в межвузовской конференции на базе Самарского государственного технического университета.

Центральное мероприятие проекта — городская профильная эколого-краеведческая смена.

В результате учащиеся и педагоги образовательных учреждений города получат возможность исследовательской, практической и творческой деятельности и перспектив её продвижения (через непосредственное общение, общение в социальных сетях и издание экологической газеты).

Риски, которые могут возникнуть:

– нежелание одного из социальных партнеров продолжать сотрудничество. В этом случае существует возможность взаимозаменяемости. Например, если из проекта выйдут молодые ученые, то их место займут специалисты из других ВУЗов (агробиостанции социально-педагогического университета, НИИ гигиены и экологии человека);

– отсутствие возможности провести профильную смену на базе ДООЦ «Волгаренок». В этом случае предусмотрен вариант организации краткосрочной смены на базе одной из школ города в дневное время.

Проблемой является отсутствие достаточного количества интересных программ естественно-научной направленности в образовательных учреждениях города, отсутствие интересных и доступных форм работы с детьми в естественно-научной области. Недостаточно внимания уделяется потребностям детей в занимательной форме изучать такие науки как химия, биология, экология. Слабо используются возможности интернет-сетей для организации этой деятельности.

Цель: привлечение внимания детей и подростков города к научно-исследовательской деятельности в сфере естественно-научных дисциплин, повышение экокультуры молодого поколения Самары.

Задачи:

  1. Содействовать познавательной активности подрастающего поколения горожан и включенности их в социокультурную и градоэкологическую среду Самары.
  2. Объединить образовательный и воспитательный потенциал общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего образования, организаций экологического профиля в целях экологического просвещения и воспитания юных граждан Самары.
  3. Ориентировать подростков на получение профессий, связанных с экологией.
  4. Стимулировать учащихся на занятия научно-исследовательской работой в области естественных наук.

Проект представляет сетевое взаимодействие, реализуемое в следующих формах.

Форма: квест-игра на основе исторического и краеведческого материалов (по древнеславянской мифологии; ландшафту, геологическому строению, растительности Самарского края).

В игре участвуют команды по 10–12 человек во главе с руководителями-педагогами (всего 120 человек).

Внутри команды делятся на «Юных ученых», «Юных журналистов», «Юных блогеров», «Юных ландшафтных дизайнеров», «Юных краеведов».

«Юные ученые» посещают экскурсии в ВУЗы и на предприятия, получают возможность провести лабораторные исследования воды и почвы в лабораториях СГТУ под руководством молодых ученых, а затем оформить свои исследования в работы и представить наиболее интересные на межвузовской конференции.

«Юные журналисты» освещают ход игры и работу других участников на страницах сайта Центра, разрабатывают номера Интернет-журнала «ЭКОЛИС»;

«Юные блогеры» ведут блог в сети Интернет, где обсуждаются нюансы игры, даются задания командам в интерактивном режиме, проводят конкурсы комиксов на экологическую тематику, проводят интерактивный ГИК-фестиваль.

«Юные ландшафтные дизайнеры» занимаются опытно-экспериментальной работой с растениями и создают свои композиции.

«Юные краеведы» ищут информацию по темам, с которыми будут связаны экскурсии, и знакомят с ней всех участников игры, разрабатывают свои предложения по посещению интересных мест Самары и края.

Базовые площадки: помещения Центра дополнительного образования «Экология детства», лаборатории Самарского государственного технического университета, агростанция Самарского государственного социально-педагогического университета, Самарской областного эколого-краеведческого центра, ДООЦ «Волгаренок», Центр социализации молодежи, школы города.

Для каждой команды разрабатывается индивидуальный маршрут, в который включаются мероприятия и тематические занятия, а также экскурсии в различные ВУЗы и заповедные места Самарской области в зависимости от поставленной экологической проблемы перед этой командой;

За выполнение некоторых заданий во время общей игры команды будут поучать руны и складывать их в свой сундучок. Параллельно команды могут принимать участие в городских экологических конкурсах в соответствии с планом департамента образования, за что тоже будут получать дополнительные руны. Получив руну и разгадав ее значение, команда должна зайти в группу в контакте, используя значение руны как пароль для входа и получить очередное задание;

По итогам игры будут объявлены победители: команда лучше всех выполнившая миссию, а также команда, получившая большее количество рун

Этап

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

октябрь, ноябрь 2016

– разработка проекта

– проведение обучающего семинара для педагогов,

– подготовка реквизита, презентаций и видеоматериалов

– подписание договоров о сотрудничестве с социальными партнерами

– составление сценариев игровых программ

Организационный

ноябрь 2016

– набор команд

– объяснение правил игры

– определение наставников

– определение миссии и постановка экологической проблемы перед командой

Основной

декабрь 2016 — ноябрь 2017

– экскурсии в ВУЗы, где готовят специалистов по экологии

– научно-исследовательская работа команд по изучению состояния воды и почвы из различных источников на территории Самарской области (на базе научных лабораторий при ВУЗах и СЭС)

– проведение образовательно-познавательных игровых программ и дидактического театра на тему экологии воды и почвы

– экскурсии в краеведческий музей и заповедные места Самарской области

– тематические уроки-экскурсии в ботаническом саду СамГУ по экологии

– тематическое занятие на базе Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета

– тематические занятия и экскурсии в ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр»

– мастер-класс по ландшафтному дизайну «Мини-сад в плошке»

– организация профильной эколого-краеведческой смены на базе ДООЦ «Волгаренок»

– подготовка и проведение научной конференции для команд по итогам их научно-исследовательской деятельности

– участие учащихся школ с лучшими работами в Межвузовской студенческой научно-технической конференции

– организация и проведение конкурса экологических мини-спектаклей (дидактического театра) по экологическому просвещению (на базе САМАРТа)

Итоговый

декабрь 2017 –февраль 2018

– проведение итоговой научной конференции для команд

– подготовка и издание сборника материалов конференции

– распространение сборника материалов среди школ Самары

– показ экологических спектаклей команд для школьников Самары

– составление информационно-аналитического отчета по итогам проекта

– распространение методических материалов по итогам проекта среди ОУ Самары

– размещение материалов проекта на сайте Центра,

– участие во Всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов

Организаторы проекта — педагоги ЦДО «Экология детства», которые взаимодействуют со всеми участниками проекта и социальными партнерами. В свою очередь, социальные партнеры также могут взаимодействовать между собой (например, организация брейн-ринга невозможна без взаимного сотрудничества субъектов проекта; то же самое и по поводу проведения городской профильной смены).

Критерии оценки эффективности:

1) массовое участие в проекте (как очное, так и заочное);

2) доступность информации, размещенной на сайте ЦДО «Экология детства», через группы «В Контакте», «Фейсбук», а также листовку «ЭКОЛИС»;

3) количество и качество проведенных исследований в рамках проекта и представленных работ на межвузовскую конференцию в апреле 2017 года;

4) голосование участников проекта в блоге.

1200 учащихся и 20 педагогов города непосредственно поучаствуют в квесте, проведут исследование воды и почвы, посетят экскурсии, станут участниками конференции и профильной смены.

Примерно 200 учащихся примут участие в городской профильной эколого-биологической смене.

До 500 человек в сети Интернет получат возможность увидеть ход проекта через фото и видео, а также обсудить экологические проблемы, написать статью в Интернет-журнал на экологическую тему.

Дети приобретут навыки работы по изданию Интернет-журнала и созданию блога, проведению и участию в виртуальных конкурсах (например, комиксы на экологическую тематику).

В результате должно измениться отношение детей к использованию воды, сохранению почвенных ресурсов, изучению способов очистки воды и почвы, а также в будущем дети возможно выберут те специальности, которые так или иначе будут связаны с экологией.

Основные термины (генерируются автоматически): Самарского государственного, Самарского государственного технического, государственного технического университета, Центра дополнительного образования, «Экология детства», дополнительного образования «Экология, образования «Экология детства», руководством молодых ученых, профильной смены, подростков города, школ города, Самарского государственного педагогического, социально-педагогического университета, городской профильной, лабораториях Самарского государственного, институт» Самарского государственного, Самарского государственного медицинского, экологическую тематику, базе Самарского государственного, Самарского государственного социально-педагогического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос