Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Игнатущенко Е. И., Редина Ю. Н. Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 178-183. — URL https://moluch.ru/archive/135/37599/ (дата обращения: 24.04.2018).



Одной из причин низкой степени интеграции российских вузов в мировое образовательное и научно-техническое пространство являются невысокие темпы инновационной трансформации образовательных процессов, недостаточная включенность в процессы мировой академической мобильности, а также научно-исследовательской деятельности, что отражается на скорости встраивания под требования общественного развития в рамках современной концепции новой экономики.

Создание и внедрение информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия, в том числе привлечение заинтересованных органов государственной власти и бизнес-структур, которая будет направлена на построение эффективной коммуникации и обмен опытом в области международной деятельности, сотрудничества, партнерства и кооперации, будет способствовать формированию транспарентной научной и образовательной среды, обмениваться знаниями, расширять междисциплинарные и межвузовские связи с имеющимися зарубежными партнерами российских вузов. Данный механизм позволит организовывать совместные мероприятия, консультироваться и создавать ассоциированное партнерство, реализовывать совместные с зарубежными организациями многосторонние образовательные и научные проекты на базе сформированных контактов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная площадка, мировое научно-техническое пространство, образовательные организации, научно-техническое сотрудничество, интеграция, обмен знаниями, научно-исследовательская работа, международные проекты, коммуникационный центр

Успешная интеграция российских вузов в мировое образовательное, научно- техническое пространство требует построения эффективной коммуникации, повышения качества образовательного и научного процесса, расширения кооперационных связей, а также внедрение механизмов по обмену знаниями, технологиями, активизации научной и студенческой мобильности.

Несмотря на положительные результаты последних лет по повышению международных рейтингов и привлекательности российских вузов на мировой образовательной и научно-технической арене, большая часть российских образовательных организаций сохраняет ограниченные возможности использования имеющегося потенциала, научного задела в условиях асимметричного доступа к мировым научно-техническим результатам ведущих зарубежных организаций.

В этом аспекте одним из возможных механизмов решения существующей проблемы, позволяющего повысить уровень информационного обмена между российскими университетами по вопросам международной научно-технической деятельности, осуществлять обмен зарубежными контактами, в том числе, по смежным областям междисциплинарных исследований, эффективно и экономно использовать ресурсы в интересах общего развития, становится создание всероссийской информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия.

Запуск данной сетевой платформы по обмену опытом, выстраиванию международного ассоциированного и кооперационного сотрудничества на базе разработанной мониторинговой системы аккумулирования информации о ведущейся международной деятельности российских вузов и их зарубежных партнерах формирует эффективный канал для научной коммуникации и обработки актуальных запросов бизнеса и исследователей, отражая весь жизненный цикл совместного научного продукта, который представлен на рис.1.

Рис. 1. Жизненный цикл производства совместного научного продукта/результата

Внедрение подобной инновационной площадки позволит сформировать в России эффективную информационно-коммуникационную платформу по обмену опытом, знаниями и технологиями, осуществлению научных консультаций и поиску партнеров для реализации крупных международных проектов, способствуя, в том числе установлению прямых научных международных межвузовских контактов.

Необходимость создания рассматриваемого коммуникационного межвузовского центра обусловлена выполнением следующих задач в интересах повышения качества российской научной и образовательной среды:

1) создание базы данных и определение географии технологических центров российских вузов по приоритетным направлениям науки и техники, выявление центров международного трансфера технологий, процессов и способов передачи знаний в рамках двустороннего и многостороннего партнерства с зарубежными вузами;

2) формирование площадки для многостороннего дистанционного взаимодействия, обсуждения, консультирования, обмена опытом с представителями российских вузов по организации международных образовательных и научных мероприятий и программ, внедрению сервиса по поиску партнеров для проведения совместных мероприятий и исследований, в том числе в составе многостороннего консорциума;

3) внедрение интегрированного механизма по созданию научных рабочих групп с представительством зарубежных и российских участников, что особенно важно при междисциплинарных исследованиях и смежным областям знаний;

4) поддержание в профилях вузов-участников актуальной информации о планируемых международных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах, стажировках) с иностранными участниками, создавая возможности для присоединения к участию других российских вузов и информированию о существующих дополнительных возможностях и инструментах международной научно-технической деятельности и ресурсах;

5) интенсификация межвузовских связей за счет доступа к информации о текущих международных проектах, что позволит разрабатывать потенциальные проекты на основе имеющегося научного задела в рамках проведенных международных исследований и уже сформированных партнерских отношений российских вузов с зарубежными организациями;

6) отслеживание вектора движения российской науки и российских университетов в области международного развития, что будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды между российскими университетами;

7) достижение пропорционального распределения финансовых ресурсов между российскими университетами при совместной организации крупномасштабных проектов с зарубежными партнерами, в том числе с привлечением специалистов смежных областей знаний, тем самым снижая нагрузку на федеральный бюджет по финансированию однородных мероприятий, например, по региональному и кластерному принципу;

8) осуществление поиска и отбора партнеров среди российских вузов по целевым параметрам зарубежного партнерства для формирования научных и образовательных ассоциаций, многосторонних лабораторий и совместных кафедр, сетевых программ между российскими и зарубежными организациями, а также международных центров компетенций и технологических центров;

9) привлечение бизнес-структур за счет прямого контакта с ключевыми специалистами области знаний, содействуя в том числе дополнительному привлечению финансирования и способствуя развитию предпринимательских инициатив университетов и частичной самоокупаемости разработок.

Опираясь на опыт российских коллег в области международных инициатив многостороннего научно-технического и академического взаимодействия, запуск информационно-коммуникационной платформы позволит повысить общую результативность и качество международных проектов и консорциумов за счет согласованности данных, процессов и научно-технических приоритетов, информированности потенциальных партнеров о возможностях, компетенциях и особенностях реализации проектов. Развитые сервисы по поиску партнеров на базе межвузовского взаимодействия позволят учитывать культурные различия и особенности менталитета, а также степень готовности к международному сотрудничеству потенциальных партнеров, а также наличие навыков и компетенций проектного управления у научного персонала [3, C.51].

Формирование в России сетевой научной площадки межвузовского взаимодействия в рамках концепции коммуникативной экономики станет ключевым элементом современной инновационной системы высшего образования, одним из эффективных каналов трансфера знаний и технологий, академической мобильности и механизмом интеграции российских вузов в мировое научно-техническое пространство, создавая новые знания, распространяя и используя наработанные опыт и компетенции для прорывного рывка и перехода к новому технологическому укладу и прогрессу, превращения знаний в инновации и подготовки специалистов нового типа на базе синергии ресурсов в рамках сетевого взаимодействия.

Схематическое изображение основных участников, потребителей научных результатов, целей внедрения информационно-коммуникационной платформы и основных площадок взаимодействия и механизмов коммуникационного поля представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Схема взаимодействия и участники научной информационно-коммуникационной платформы межвузовского взаимодействия в области международной деятельности


«Диффузия знаний» и обмен опытом через предлагаемую информационно-коммуникационную сеть данных станет предпосылкой для активного роста репутации российских вузов и их узнаваемости, расширения спектра деятельности и партнерства, формирования здоровой конкурентной среды, повышения качества реализации программных мероприятий и эффективности в управлении финансовыми и кадровыми ресурсами. В целом, это будет способствовать появлению у российских вузов дополнительных возможностей для роста в условиях ограниченности ресурсов и доступа к международным каналам трансфера знаний за счет коммуникации с ведущими российскими вузами, обладающих большей историей сотрудничества и теснотой связей с зарубежными партнерами.

За счет неформального общения и доступа к ключевой информации о текущей международной научно-технической деятельности вузов, взаимодействия между учеными, обмена опытом и академической мобильности, в том числе междисциплинарной, использование наработанных контактов российских вузов и отдельных ученых, информации о программах в совокупности позволит достичь прироста знаний, повысить квалификацию академического персонала российских вузов и отдельных региональных образовательных и научных центров, а также получить доступ к мировым образовательным и научно-исследовательским технологиям за счет диверсифицированных каналов коммуникации [4, C.61].

Создание ассоциированных рабочих групп и делегаций как результат российского межвузовского взаимодействия, которые направляются в зарубежные вузы-партнеры позволит более эффективно осуществлять диссиминацию знаний и формировать за рубежом узкоспециализированные научные сообщества за счет системы взаимосвязанных организаций отдельных областей знаний, ведущих научную деятельность, осуществляющих программы стажировок, открытые лекции и совместные академические курсы и вовлечения в инновационные процессы.

Такой подход к образовательному и научному пространству позволит объединять различные виды ресурсов — материальную базу, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, образовательные для продвижения российских вузов, научных и технологических центров в мире. Появление инновационного для российской действительности канала трансфера знаний межвузовского взаимодействия, используя потенциал и наработки друг друга в международной сфере возможно повысить общую конкурентоспособность и качество их деятельности, а соответственно, оптимизировать подходы к управлению системой высшего образования за счет консолидации ресурсов, в том числе получить экономию финансовых ресурсов.

Можно предположить, что выгоды будут неравномерно распределяться между университетами в ходе выстраивания диалога и взаимодействий в рамках предлагаемой информационной площадки, поскольку в силу асимметричности будут существовать чистые доноры знаний и чистые реципиенты. Однако, учитывая неоднородный характер развития и финансирования региональных вузов с точки зрения их привлекательности для абитуриентов и квалифицированного персонала, у многих вузов отсутствуют возможности для роста. В этом аспекте успешный опыт ведущих российских вузов через создаваемую систему открытых отношений с коллегами из региональных вузов за счет коллабораций и привлечения в крупные международные проекты и обмены — запуск информационно-коммуникационной площадки позволит реализовывать важную просветительскую миссию и служить «образовательным и научным лифтом».

Информационно-коммуникационная площадка позволит преодолевать географическую отдаленность, формировать масштабные многосторонние и индивидуальные онлайн конференции, консультации, семинары, в т. ч. с участием представителей органов государственной власти.

Кроме этого, единая интегрированная площадка межвузовской коммуникации даст возможность отслеживать, интенсивно участвовать в формировании новых знаний и образовательных программах опережающего развития за счет кумулятивного эффекта в результате выстраивания взаимодействия между различными участниками и потребителями знаний для решения стратегических задач научно-технологического развития российской экономики и подготовки квалифицированных специалистов.

Основные выгоды для всех участников коммуникационной площадки заключаются в следующем:

‒ распределение среди участников рисков и затрат при реализации крупных международных проектов и мероприятий на ассоциированной или партнерской основе;

‒ устранение дублирования проведения мероприятий между зарубежными и российскими университетами;

‒ расширение круга участников в международных мероприятиях российских вузов;

‒ получение доступа к интегрированной базе данных зарубежных партнеров российских вузов, академическим и научным программам и проектам;

‒ создание эффективной площадки для коммуникации и обменом наработанного опыта и знаниями российских вузов в результате сотрудничества с зарубежными организациями, а также обработки бизнес-запросов на реализацию научно-технических проектов;

‒ формирование возможностей для диверсификации источников финансирования научных и академических проектов;

‒ расширение международных связей и интенсификация сотрудничества за счет обмена международными контактами, рекомендаций и доверенных лиц;

‒ анализ векторов инновационного развития и дорожной карты зарубежных вузов по отдельным отраслям знаний, демонстрирующих заинтересованность в укреплении научных и академических связей с российскими университетами;

‒ создание площадки по размещению, обмену научной, научно-методической, образовательной информацией, международным опытом с целью совершенствования образовательного и научного процесса;

‒ создание условий для формирования отдельных рабочих групп и консилиумов с привлечением зарубежных специалистов на широкой базе, а также обсуждение предложений по совершенствованию образовательных стандартов и введению новых дисциплин и методов обучения, в том числе совместных;

‒ создание единой базы данных по международным ассоциированным лабораториям, научным центрам и совместным кафедрам с участием российских и зарубежных партнеров;

‒ повышение общей информированности о ведущейся деятельности российских вузов по отдельным параметрам, и как следствие, увеличение привлекательности отдельных вузов и качества их развития за счет доступа к дополнительным ресурсам научного и образовательного процесса;

‒ выстраивание прямых научных зарубежных междисциплинарных контактов, а создание инструмента по поиску партнеров для реализации совместных проектов и написания совместных научных статей, используя инструмент обмена контактами [4, С.60–64].

Подводя итог анализа вышеперечисленных предпосылок, создание и внедрение предлагаемой информационно-коммуникационной платформы межвузовского взаимодействия позволит экономить и эффективно использовать совместные ресурсы, выстраивать тесные межуниверситетские связи, формировать общую политику развития системы высшего образования в России на базе кооперации и «диффузии знаний», выстраивать взаимодействие по широкому спектру вопросов на базе многостороннего и международного сотрудничества, обмениваться полученным опытом и технологиями, консультироваться, осуществлять поиск заинтересованных партнеров из уже существующей базы контактных данных с зарубежными вузами.

Таким образом, информационно-коммуникационная площадка будет содействовать повышению транспарентности российской системы высшего образования, а также качеству и квалификации деятельности вузов.

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 30.332.2016/НМ.

Литература:

  1. Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589776.-(Дата обращения: 01.12.2016).
  2. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://kremlin.ru/acts/bank/33514. — (Дата обращения: 12.12.2016).
  3. Балашова М. В., Бухаева Е. Е., Куклина И. Р., Лукша О. П., Яновский А. Э. Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа для трансфера знаний и технологий//Инновации.-2016.-№ 4(210).- С.47–54.
  4. Радушинский Д. А. Коммуникационные центры в институциональной среде инновационной экономики//Петербургский экономический журнал. — 2015.- № 3.- С.59–67.
Основные термины (генерируются автоматически): российских вузов, межвузовского взаимодействия, интеграции российских вузов, деятельности российских вузов, площадки межвузовского взаимодействия, российскими университетами, партнерами российских вузов, привлекательности российских вузов, зарубежными организациями, интеграция российских вузов, трансфера знаний, деятельности вузов, центров российских вузов, представителями российских вузов, российских вузов дополнительных, отношений российских вузов, региональных вузов, партнеров российских вузов, репутации российских вузов, контактов российских вузов.

Ключевые слова

научно-исследовательская работа, интеграция, мировое научно-техническое пространство, информационно-коммуникационная площадка, образовательные организации, научно-техническое сотрудничество, обмен знаниями, международные проекты, коммуникационный центр

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос