Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Игнатущенко Е. И., Редина Ю. Н. Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 178-183. — URL https://moluch.ru/archive/135/37599/ (дата обращения: 12.12.2018).



Одной из причин низкой степени интеграции российских вузов в мировое образовательное и научно-техническое пространство являются невысокие темпы инновационной трансформации образовательных процессов, недостаточная включенность в процессы мировой академической мобильности, а также научно-исследовательской деятельности, что отражается на скорости встраивания под требования общественного развития в рамках современной концепции новой экономики.

Создание и внедрение информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия, в том числе привлечение заинтересованных органов государственной власти и бизнес-структур, которая будет направлена на построение эффективной коммуникации и обмен опытом в области международной деятельности, сотрудничества, партнерства и кооперации, будет способствовать формированию транспарентной научной и образовательной среды, обмениваться знаниями, расширять междисциплинарные и межвузовские связи с имеющимися зарубежными партнерами российских вузов. Данный механизм позволит организовывать совместные мероприятия, консультироваться и создавать ассоциированное партнерство, реализовывать совместные с зарубежными организациями многосторонние образовательные и научные проекты на базе сформированных контактов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная площадка, мировое научно-техническое пространство, образовательные организации, научно-техническое сотрудничество, интеграция, обмен знаниями, научно-исследовательская работа, международные проекты, коммуникационный центр

Успешная интеграция российских вузов в мировое образовательное, научно- техническое пространство требует построения эффективной коммуникации, повышения качества образовательного и научного процесса, расширения кооперационных связей, а также внедрение механизмов по обмену знаниями, технологиями, активизации научной и студенческой мобильности.

Несмотря на положительные результаты последних лет по повышению международных рейтингов и привлекательности российских вузов на мировой образовательной и научно-технической арене, большая часть российских образовательных организаций сохраняет ограниченные возможности использования имеющегося потенциала, научного задела в условиях асимметричного доступа к мировым научно-техническим результатам ведущих зарубежных организаций.

В этом аспекте одним из возможных механизмов решения существующей проблемы, позволяющего повысить уровень информационного обмена между российскими университетами по вопросам международной научно-технической деятельности, осуществлять обмен зарубежными контактами, в том числе, по смежным областям междисциплинарных исследований, эффективно и экономно использовать ресурсы в интересах общего развития, становится создание всероссийской информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия.

Запуск данной сетевой платформы по обмену опытом, выстраиванию международного ассоциированного и кооперационного сотрудничества на базе разработанной мониторинговой системы аккумулирования информации о ведущейся международной деятельности российских вузов и их зарубежных партнерах формирует эффективный канал для научной коммуникации и обработки актуальных запросов бизнеса и исследователей, отражая весь жизненный цикл совместного научного продукта, который представлен на рис.1.

Рис. 1. Жизненный цикл производства совместного научного продукта/результата

Внедрение подобной инновационной площадки позволит сформировать в России эффективную информационно-коммуникационную платформу по обмену опытом, знаниями и технологиями, осуществлению научных консультаций и поиску партнеров для реализации крупных международных проектов, способствуя, в том числе установлению прямых научных международных межвузовских контактов.

Необходимость создания рассматриваемого коммуникационного межвузовского центра обусловлена выполнением следующих задач в интересах повышения качества российской научной и образовательной среды:

1) создание базы данных и определение географии технологических центров российских вузов по приоритетным направлениям науки и техники, выявление центров международного трансфера технологий, процессов и способов передачи знаний в рамках двустороннего и многостороннего партнерства с зарубежными вузами;

2) формирование площадки для многостороннего дистанционного взаимодействия, обсуждения, консультирования, обмена опытом с представителями российских вузов по организации международных образовательных и научных мероприятий и программ, внедрению сервиса по поиску партнеров для проведения совместных мероприятий и исследований, в том числе в составе многостороннего консорциума;

3) внедрение интегрированного механизма по созданию научных рабочих групп с представительством зарубежных и российских участников, что особенно важно при междисциплинарных исследованиях и смежным областям знаний;

4) поддержание в профилях вузов-участников актуальной информации о планируемых международных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах, стажировках) с иностранными участниками, создавая возможности для присоединения к участию других российских вузов и информированию о существующих дополнительных возможностях и инструментах международной научно-технической деятельности и ресурсах;

5) интенсификация межвузовских связей за счет доступа к информации о текущих международных проектах, что позволит разрабатывать потенциальные проекты на основе имеющегося научного задела в рамках проведенных международных исследований и уже сформированных партнерских отношений российских вузов с зарубежными организациями;

6) отслеживание вектора движения российской науки и российских университетов в области международного развития, что будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды между российскими университетами;

7) достижение пропорционального распределения финансовых ресурсов между российскими университетами при совместной организации крупномасштабных проектов с зарубежными партнерами, в том числе с привлечением специалистов смежных областей знаний, тем самым снижая нагрузку на федеральный бюджет по финансированию однородных мероприятий, например, по региональному и кластерному принципу;

8) осуществление поиска и отбора партнеров среди российских вузов по целевым параметрам зарубежного партнерства для формирования научных и образовательных ассоциаций, многосторонних лабораторий и совместных кафедр, сетевых программ между российскими и зарубежными организациями, а также международных центров компетенций и технологических центров;

9) привлечение бизнес-структур за счет прямого контакта с ключевыми специалистами области знаний, содействуя в том числе дополнительному привлечению финансирования и способствуя развитию предпринимательских инициатив университетов и частичной самоокупаемости разработок.

Опираясь на опыт российских коллег в области международных инициатив многостороннего научно-технического и академического взаимодействия, запуск информационно-коммуникационной платформы позволит повысить общую результативность и качество международных проектов и консорциумов за счет согласованности данных, процессов и научно-технических приоритетов, информированности потенциальных партнеров о возможностях, компетенциях и особенностях реализации проектов. Развитые сервисы по поиску партнеров на базе межвузовского взаимодействия позволят учитывать культурные различия и особенности менталитета, а также степень готовности к международному сотрудничеству потенциальных партнеров, а также наличие навыков и компетенций проектного управления у научного персонала [3, C.51].

Формирование в России сетевой научной площадки межвузовского взаимодействия в рамках концепции коммуникативной экономики станет ключевым элементом современной инновационной системы высшего образования, одним из эффективных каналов трансфера знаний и технологий, академической мобильности и механизмом интеграции российских вузов в мировое научно-техническое пространство, создавая новые знания, распространяя и используя наработанные опыт и компетенции для прорывного рывка и перехода к новому технологическому укладу и прогрессу, превращения знаний в инновации и подготовки специалистов нового типа на базе синергии ресурсов в рамках сетевого взаимодействия.

Схематическое изображение основных участников, потребителей научных результатов, целей внедрения информационно-коммуникационной платформы и основных площадок взаимодействия и механизмов коммуникационного поля представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Схема взаимодействия и участники научной информационно-коммуникационной платформы межвузовского взаимодействия в области международной деятельности


«Диффузия знаний» и обмен опытом через предлагаемую информационно-коммуникационную сеть данных станет предпосылкой для активного роста репутации российских вузов и их узнаваемости, расширения спектра деятельности и партнерства, формирования здоровой конкурентной среды, повышения качества реализации программных мероприятий и эффективности в управлении финансовыми и кадровыми ресурсами. В целом, это будет способствовать появлению у российских вузов дополнительных возможностей для роста в условиях ограниченности ресурсов и доступа к международным каналам трансфера знаний за счет коммуникации с ведущими российскими вузами, обладающих большей историей сотрудничества и теснотой связей с зарубежными партнерами.

За счет неформального общения и доступа к ключевой информации о текущей международной научно-технической деятельности вузов, взаимодействия между учеными, обмена опытом и академической мобильности, в том числе междисциплинарной, использование наработанных контактов российских вузов и отдельных ученых, информации о программах в совокупности позволит достичь прироста знаний, повысить квалификацию академического персонала российских вузов и отдельных региональных образовательных и научных центров, а также получить доступ к мировым образовательным и научно-исследовательским технологиям за счет диверсифицированных каналов коммуникации [4, C.61].

Создание ассоциированных рабочих групп и делегаций как результат российского межвузовского взаимодействия, которые направляются в зарубежные вузы-партнеры позволит более эффективно осуществлять диссиминацию знаний и формировать за рубежом узкоспециализированные научные сообщества за счет системы взаимосвязанных организаций отдельных областей знаний, ведущих научную деятельность, осуществляющих программы стажировок, открытые лекции и совместные академические курсы и вовлечения в инновационные процессы.

Такой подход к образовательному и научному пространству позволит объединять различные виды ресурсов — материальную базу, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, образовательные для продвижения российских вузов, научных и технологических центров в мире. Появление инновационного для российской действительности канала трансфера знаний межвузовского взаимодействия, используя потенциал и наработки друг друга в международной сфере возможно повысить общую конкурентоспособность и качество их деятельности, а соответственно, оптимизировать подходы к управлению системой высшего образования за счет консолидации ресурсов, в том числе получить экономию финансовых ресурсов.

Можно предположить, что выгоды будут неравномерно распределяться между университетами в ходе выстраивания диалога и взаимодействий в рамках предлагаемой информационной площадки, поскольку в силу асимметричности будут существовать чистые доноры знаний и чистые реципиенты. Однако, учитывая неоднородный характер развития и финансирования региональных вузов с точки зрения их привлекательности для абитуриентов и квалифицированного персонала, у многих вузов отсутствуют возможности для роста. В этом аспекте успешный опыт ведущих российских вузов через создаваемую систему открытых отношений с коллегами из региональных вузов за счет коллабораций и привлечения в крупные международные проекты и обмены — запуск информационно-коммуникационной площадки позволит реализовывать важную просветительскую миссию и служить «образовательным и научным лифтом».

Информационно-коммуникационная площадка позволит преодолевать географическую отдаленность, формировать масштабные многосторонние и индивидуальные онлайн конференции, консультации, семинары, в т. ч. с участием представителей органов государственной власти.

Кроме этого, единая интегрированная площадка межвузовской коммуникации даст возможность отслеживать, интенсивно участвовать в формировании новых знаний и образовательных программах опережающего развития за счет кумулятивного эффекта в результате выстраивания взаимодействия между различными участниками и потребителями знаний для решения стратегических задач научно-технологического развития российской экономики и подготовки квалифицированных специалистов.

Основные выгоды для всех участников коммуникационной площадки заключаются в следующем:

‒ распределение среди участников рисков и затрат при реализации крупных международных проектов и мероприятий на ассоциированной или партнерской основе;

‒ устранение дублирования проведения мероприятий между зарубежными и российскими университетами;

‒ расширение круга участников в международных мероприятиях российских вузов;

‒ получение доступа к интегрированной базе данных зарубежных партнеров российских вузов, академическим и научным программам и проектам;

‒ создание эффективной площадки для коммуникации и обменом наработанного опыта и знаниями российских вузов в результате сотрудничества с зарубежными организациями, а также обработки бизнес-запросов на реализацию научно-технических проектов;

‒ формирование возможностей для диверсификации источников финансирования научных и академических проектов;

‒ расширение международных связей и интенсификация сотрудничества за счет обмена международными контактами, рекомендаций и доверенных лиц;

‒ анализ векторов инновационного развития и дорожной карты зарубежных вузов по отдельным отраслям знаний, демонстрирующих заинтересованность в укреплении научных и академических связей с российскими университетами;

‒ создание площадки по размещению, обмену научной, научно-методической, образовательной информацией, международным опытом с целью совершенствования образовательного и научного процесса;

‒ создание условий для формирования отдельных рабочих групп и консилиумов с привлечением зарубежных специалистов на широкой базе, а также обсуждение предложений по совершенствованию образовательных стандартов и введению новых дисциплин и методов обучения, в том числе совместных;

‒ создание единой базы данных по международным ассоциированным лабораториям, научным центрам и совместным кафедрам с участием российских и зарубежных партнеров;

‒ повышение общей информированности о ведущейся деятельности российских вузов по отдельным параметрам, и как следствие, увеличение привлекательности отдельных вузов и качества их развития за счет доступа к дополнительным ресурсам научного и образовательного процесса;

‒ выстраивание прямых научных зарубежных междисциплинарных контактов, а создание инструмента по поиску партнеров для реализации совместных проектов и написания совместных научных статей, используя инструмент обмена контактами [4, С.60–64].

Подводя итог анализа вышеперечисленных предпосылок, создание и внедрение предлагаемой информационно-коммуникационной платформы межвузовского взаимодействия позволит экономить и эффективно использовать совместные ресурсы, выстраивать тесные межуниверситетские связи, формировать общую политику развития системы высшего образования в России на базе кооперации и «диффузии знаний», выстраивать взаимодействие по широкому спектру вопросов на базе многостороннего и международного сотрудничества, обмениваться полученным опытом и технологиями, консультироваться, осуществлять поиск заинтересованных партнеров из уже существующей базы контактных данных с зарубежными вузами.

Таким образом, информационно-коммуникационная площадка будет содействовать повышению транспарентности российской системы высшего образования, а также качеству и квалификации деятельности вузов.

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 30.332.2016/НМ.

Литература:

  1. Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589776.-(Дата обращения: 01.12.2016).
  2. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://kremlin.ru/acts/bank/33514. — (Дата обращения: 12.12.2016).
  3. Балашова М. В., Бухаева Е. Е., Куклина И. Р., Лукша О. П., Яновский А. Э. Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа для трансфера знаний и технологий//Инновации.-2016.-№ 4(210).- С.47–54.
  4. Радушинский Д. А. Коммуникационные центры в институциональной среде инновационной экономики//Петербургский экономический журнал. — 2015.- № 3.- С.59–67.
Основные термины (генерируются автоматически): вуз, обмен опытом, межвузовское взаимодействие, информационно-коммуникационная площадка, поиск партнеров, проект, мероприятие, высшее образование, партнер, Россия.


Ключевые слова

научно-исследовательская работа, интеграция, мировое научно-техническое пространство, информационно-коммуникационная площадка, образовательные организации, научно-техническое сотрудничество, обмен знаниями, международные проекты, коммуникационный центр

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Ярмарочные гуляния, в старину едали деды, Фестиваль приключений

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами.

Развитие международного научно-образовательного...

Россия и Китай имеют большой опыт образовательных обменов.

В настоящее время очень много российских вузов сотрудничают с китайскими вузами-партнерами.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

1 этап подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии — субъектов образования в едином ИМП.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Для решения этой задачи в колледже была создана система социального партнёрства, которая состоит из взаимодействия с различными категориями социальных партнёров и включает в себя следующие звенья: Школа – колледж – предприятия – заказчики кадров – вузы.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем...

Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации...

Причем подчеркивается непосредственное участие, а не обмен абстрактным опытом или

Участие в проекте позволяет запрашивать у стран-партнеров информацию об активах и

Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской...

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор...

Основными целями и задачами проекта «Вузы России» являются продвижение и популяризация российского образования

В рамках посещения Ханойского университета обсуждались возможные траектории развития межвузовских отношений и конкретные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Платформу уже используют органы государственного управления, школы и вузы, банки и

У сервиса есть три типа оплаты: плата за установку приложения (партнер ставит свое

Поэтому развиваются крупные проекты сотрудничества производителей сотовых телефонов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Ярмарочные гуляния, в старину едали деды, Фестиваль приключений

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами.

Развитие международного научно-образовательного...

Россия и Китай имеют большой опыт образовательных обменов.

В настоящее время очень много российских вузов сотрудничают с китайскими вузами-партнерами.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

1 этап подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии — субъектов образования в едином ИМП.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Для решения этой задачи в колледже была создана система социального партнёрства, которая состоит из взаимодействия с различными категориями социальных партнёров и включает в себя следующие звенья: Школа – колледж – предприятия – заказчики кадров – вузы.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем...

Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации...

Причем подчеркивается непосредственное участие, а не обмен абстрактным опытом или

Участие в проекте позволяет запрашивать у стран-партнеров информацию об активах и

Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской...

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор...

Основными целями и задачами проекта «Вузы России» являются продвижение и популяризация российского образования

В рамках посещения Ханойского университета обсуждались возможные траектории развития межвузовских отношений и конкретные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Платформу уже используют органы государственного управления, школы и вузы, банки и

У сервиса есть три типа оплаты: плата за установку приложения (партнер ставит свое

Поэтому развиваются крупные проекты сотрудничества производителей сотовых телефонов...

Задать вопрос