О подходе к классификации инновационных предложений в образовательной среде высшего учебного заведения
Авторы: Ефимов Павел Павлович, Ефимова Ирина Олеговна, Выдра Ольга Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 211 раз
Библиографическое описание:
Ефимов, П. П. О подходе к классификации инновационных предложений в образовательной среде высшего учебного заведения / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова, О. В. Выдра. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11161/ (дата обращения: 16.11.2024).
О подходе кклассификации инновационных предложений вобразовательной среде высшего учебного заведения
Ефимов Павел Павлович, кандидат педагогических наук, доцент
Московский психолого-социальный университет
Ефимова Ирина Олеговна, младший научный сотрудник;
Выдра Ольга Владимировна, младший научный сотрудник
Военная академия РВСН им. Петра Великого
В статье рассматривается подход к классификации инновационных предложений в образовательной среде высшего учебного заведения. В соответствии с ним целесообразность внедрения образовательных инновационных предложений определяется на соответствующем иерархическом уровне управления в зависимости от определения степени значимости их влияния на образовательный процесс.
Ключевые слова: инновации, инновационность, инновационное предложение, образовательная среда
В национальном докладе об инновациях в России отмечается, что «страны, достигшие успехов в инновационном развитии, в рамках какой бы культурной парадигмы они не развивались, имеют в первую очередь высокоразвитую инновационную среду, благоприятствующую учёным, инноваторам, предпринимателям и вообще людям с активной жизненной позицией» [4, С. 36]. В этой связи одной из приоритетных задач стоит определение степени инновационности образовательной среды высшего учебного заведения, что обуславливает необходимость разработки соответствующих подходов к классификации инновационных предложений и инноваций в образовательной среде.
В целях определения подхода к данной классификации необходимо ввести чёткие критерии инновационности. Эти критерии присутствуют во многих определениях целого ряда авторов. С учётом этого под инновацией в образовании следует понимать появление нового качества в результате взаимодействия субъектов отношений образовательного процесса. Другими словами, в отличии от новации в инновации появляется новая «степень свободы», т. е. увеличивается количество элементов варьирования.
Рассматривая каждый из критериев, отраженных в одной из научных статей [3], приведено авторское понимание инновационности образовательной среды высшего учебного заведения (табл. 1).
Таблица 1
Сущность инновационности образовательной среды высшего учебного заведения
№ |
Критерий инновационности |
Сущность инновационности |
1. |
Системный масштаб целей и задач. |
В основе инновационной образовательной среды лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (технологий образования, содержания образования, форм управления качеством образования, методических приёмов воспитания и др.). |
2. |
Методологическое обеспечение выходит за рамки существующих теорий. |
В формируемой инновационной образовательной среде используются различные новые подходы, например, трансдисциплинарный, синергетический подход и т. д. Так, например, трансдисциплинарный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. |
3. |
Научный контекст может вызвать ситуацию непонимания и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки. |
Применительно к образованию, если ранее была тенденция к закрытости, т. е. движение в некоторой принятой системе координат, то сейчас наблюдается тенденция к относительной «открытости», что способствует возможности выхода за пределы существующей системы познания. В вузах в образовательных целях активно используется Интернет, в научных целях проводятся международные конференции и т. д. |
4. |
Характер действий в аспекте качества отражает стремление получить новый результат. |
Для обеспечения требуемого качества в формируемой инновационной образовательной среде должен происходить мониторинг всех показателей среды. Более того, для перехода на новый качественный уровень предлагается осуществлять прогноз развития образовательной системы. |
5. |
Характер действий в аспекте количества элементов — целостный, продолжительный. |
Инновационная образовательная среда обладает собственными свойствами, определяющими её целостность, которые не сводятся к совокупности свойств составляющих её элементов. Если система нецелостна, то изъятие любого элемента из её состава не приведёт к изменению самой системы (назначения и цели), а лишь к изменению её эффективности. В данном случае изъятие любого элемента из системы (содержания, управления, технологий и т. д.) приведёт к разрушению самой образовательной среды. Продолжительный характер действий в образовательной среде обусловлен тем, что процессы, которые в ней происходят, в основе своей, носят длительный характер, с ориентиром на перспективу. Например, создание ситуационных центров в рамках образовательной среды вузов позволит своевременно отрабатывать превентивные меры. |
6. |
Проектирование новой системы деятельности в образовательной среде. |
Появление нового вида деятельности в рамках образовательной среды вуза — тьюторство, что позволяет сформировать и реализовать индивидуальные образовательные программы обучающихся. Также следует отметить появление новых методических приёмов воспитания, которые целесообразно использовать в образовательной среде. Ведь характерные черты поведения современной молодежи приобрели определённую степень своеобразия, которые необходимо учитывать при формировании инновационной образовательной среды. |
7. |
Наличие процессов самоорганизации. |
Проектирование новых систем деятельности обеспечивается оптимальным сочетанием самоорганизации и управления, т. е. развитие образовательной среды осуществляется как управляющим органом, так и в рамках самой образовательной среды. Синергетический подход позволяет выявлять в объектах такие признаки, как нелинейность, открытость, наличие эмерджентных качеств и др. |
8. |
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы. |
В формируемой инновационной образовательной среде наблюдается увеличение сложности образовательной системы, что подтверждается появлением нового качества среды — её субъективности, новых элементов среды — образовательных компетентностей, индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных траекторий, новых трансдисциплинарных технологий и др. Как следствие этого, компоненты образовательной среды будут связаны между собой сложными нелинейными отрицательными и положительными обратными связями. |
9. |
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Формируемая инновационная образовательная среда включает субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процесса, отличающиеся тем, что они базируются: на новых методических приёмах воспитания; на новом содержании образования; на новых технологиях образования и на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационных центров в вузах. |
10. |
Рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок. |
При индустриальном типе общества господствовала классическая парадигма мировоззрения, что предполагает деятельностный подход к обучающемуся, которому присущи такие ключевые понятия как завершенность, линейность и т. д. В современных условиях более подходит постнеклассическая парадигма образования, соответствующая информационному типу общества, которому присущ компетентностный подход и такие ключевые понятия как незавершенность, нелинейность и т. д. |
Инновации классифицируются по разным основаниям. Применительно к диссертационному исследованию целесообразно взять за основу классификацию нововведений, описанную в работе Н. В. Бордовской и А. А. Реана, а также исследование И. И. Гребенюка [1, 2].
Первая классификация инноваций базируется на соотнесенности инноваций к педагогическому процессу, протекающему в высшем учебном заведении. Выделяют следующие типы инноваций:
– в целях и содержании образования;
– в методиках, средствах, приёмах, технологиях процесса воспитания и обучения;
– в формах и способах организации обучения и воспитания;
– в формах управления высшем учебном заведении.
Вторая классификация инноваций в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:
– локальные и единичные, не связанные между собой;
– комплексные, взаимосвязанные между собой;
– системные, охватывающие всё высшее учебное заведение.
Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:
– модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);
– комбинаторные нововведения;
– радикальные преобразования.
Четвертая классификация инноваций основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе инновации относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей для инноваций высшего учебного заведения могут выступать:
– потребности заказчика на подготовку специалистов;
– законы, директивные и нормативные документы федерального и ведомственного значения;
– передовой педагогический опыт;
– интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
– опытно-экспериментальная работа.
Пятая классификация инноваций обусловлена интенсивностью инновационного изменения или уровню инновационности:
– инновации нулевого порядка — это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или её элемента);
– инновации первого порядка — характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном её качестве;
– инновации второго порядка — представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);
– инновации третьего порядка — адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;
– инновации четвертого порядка — содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение её функциональных возможностей);
– инновации пятого порядка — инициируют создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы);
– инновации шестого порядка — в результате реализации создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;
– инновации седьмого порядка — представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных (педагогических) систем.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основную закономерность проектирования и внедрения инноваций: чем выше порядок инноваций, тем больше требования к управлению инновационным процессом. Это предполагает необходимость мониторинга инноваций в целях недопущения возможных негативных последствий от их внедрения. Этот тезис целесообразно взять за основу при разработке модели инновационной образовательной среды высшего учебного заведения.
Таким образом, решение о целесообразности внедрения образовательных инновационных предложений в практику учебного заведения принимается на соответствующем иерархическом уровне управления в зависимости от определения степени значимости их влияния на образовательный процесс. В целях определения критериев уровня инновационности для каждого иерархического уровня предлагается подход, в рамках которого на каждом уровне иерархии должно приниматься решение, исходя из значимости инновации в соответствии с предложенной классификацией инноваций (инновации 0–7 порядка). В соответствии с ней, если инновации являются локальными и изменения осуществляются без выхода за пределы существующей образовательной программы, то их применение может ограничиваться путём появления соответствующих организационно-распорядительных документов на уровне высшего учебного заведения. При появлении системных инноваций, охватывающих всё учебное заведение и требующих внесения корректив в образовательную программу, необходимо разрабатывать предложения в органы образования, что позволит в дальнейшем скорректировать ФГОС с учётом предлагаемых инноваций.
Литература:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер. 2011. — 304 с.
2. Гребенюк И. И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России: монография / И. И. Гребенюк, В. А. Кожин, К. О. Чехов и др. // Под. ред. И. И. Гребенюк — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2012. — 464 с.
3. Ефимов П. П., Костин В. Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 502–506.
4. Национальный доклад об инновациях в России. Проект / Министерство экономического развития РФ. М., 2015. 144 с.
Похожие статьи
Особенности управления инновационным развитием образовательной организации
В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...
Системный подход к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения
В статье рассмотрены методологические подходы к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения. Сделан вывод о необходимости применения целостного, системного подхода, предполагающего интегрированную оценку инновационного потенциала обра...
О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении
В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.
Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования
В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.
Нормативное регулирование участия персонала в управлении организацией
В статье рассматривается понятие вовлечения персонала и одна из форм вовлечения — участие в управлении организацией. На примере Томского государственного университета анализируется отражение участия персонала в управлении в его локальных нормативных ...
Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне
В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.
Приоритетные инновации в образовании
В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.
Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации
В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...
Повышение конкурентоспособности дошкольной образовательной организации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В статье рассматривается конкурентоспособность дошкольной образовательной организации как динамичное свойство, характеризующееся способностью быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и отражающее привлекательность образовательных проектов. ...
Пути повышения эффективности деятельности проектной организации
В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...
Похожие статьи
Особенности управления инновационным развитием образовательной организации
В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...
Системный подход к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения
В статье рассмотрены методологические подходы к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения. Сделан вывод о необходимости применения целостного, системного подхода, предполагающего интегрированную оценку инновационного потенциала обра...
О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении
В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.
Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования
В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.
Нормативное регулирование участия персонала в управлении организацией
В статье рассматривается понятие вовлечения персонала и одна из форм вовлечения — участие в управлении организацией. На примере Томского государственного университета анализируется отражение участия персонала в управлении в его локальных нормативных ...
Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне
В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.
Приоритетные инновации в образовании
В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.
Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации
В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...
Повышение конкурентоспособности дошкольной образовательной организации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В статье рассматривается конкурентоспособность дошкольной образовательной организации как динамичное свойство, характеризующееся способностью быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и отражающее привлекательность образовательных проектов. ...
Пути повышения эффективности деятельности проектной организации
В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...