Системный подход к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения
Автор: Степанян Тамара Мирзаевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)
Дата публикации: 07.08.2017
Статья просмотрена: 455 раз
Библиографическое описание:
Степанян, Т. М. Системный подход к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения / Т. М. Степанян. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12839/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассмотрены методологические подходы к оценке инновационного потенциала высшего учебного заведения. Сделан вывод о необходимости применения целостного, системного подхода, предполагающего интегрированную оценку инновационного потенциала образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновационный потенциал ВУЗа, методика оценки инновационного потенциала ВУЗа, инновационное развитие высшей школы
Стратегия развития высшей школы, предполагает включение в рыночный оборот результатов собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня инновационного потенциала ВУЗа. Инновационный потенциал ВУЗа, как отмечают специалисты, — это сложная категория, характеризующая способность системы к трансформации и развитию. С одной стороны, он является характеристикой существующих ресурсных возможностей, а с другой стороны, отражает результативность процесса [2; 4; 5; 8]. Как результат развития на текущий момент инновационный потенциал становится точкой к переходу в новое, более совершенное состояние, а его анализ в динамике отражает информацию о ходе инновационного развития высшей школы [10].
На сегодняшний день известны различные подходы к оценке инновационного потенциала ВУЗа (ИПВ): Во-первых, оценка инновационного потенциала по схеме ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Сущность подхода заключается в оценке готовности организации к реализации одного нового проекта или оценке текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. Во-вторых, оценка ИПВ по показателям научно-исследовательской деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнение с инновационной активностью. В-третьих, оценка ИПВ как сложной системы, осуществляющей различные виды деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность инновационных потенциалов трех сфер деятельности: образовательной, научно-технической и административно-управленческой [1; 3; 5].
Методика оценки инновационного потенциала вуза должна строиться на целостном, системном подходе, предполагающем интегрированную оценку инновационного потенциала, отражающего результаты различных сфер деятельности, полученных с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды. В качестве сфер деятельности вуза, необходимо рассмотреть: образовательную, научно-исследовательскую и административно-управленческую деятельность. Каждой группе определен соответствующий набор критериев:
Образовательная деятельность ВУЗа (ОД) включает в себя: 1) возможность обучения студентов по двухуровневым программам высшего образования, модульным образовательным программам, разработка и внедрение новых образовательных технологий, активных методов обучения; 2) введение новых специальностей для удовлетворения экономики в соответствующих специалистах, новых дисциплин и дисциплин по выбору студента; 3) введение активных форм обучения: case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры и т. п.; 4) разработка и использование образовательных программ, получивших общественно-профессиональную и международную аккредитацию; 5) наличие системы непрерывного образования, отвечающего потребностям бизнес-структур по компетенциям и квалификациям; 6) мониторинг рынка труда и образовательных услуг, создание и обеспечение механизмов и организационных структур взаимодействия с работодателем, наличие программ освоения новых сегментов рынка; 7) использование результатов проектно-инновационной деятельности ВУЗа в его образовательных программах; 8) качество выпускников согласно независимой оценке работодателей; 9) показатели использования интеллектуального учебно-методического потенциала ВУЗа.
Научно-исследовательская деятельность ВУЗа (НИ) включает в себя: 1) проведение международных проектов, конференций, симпозиумов и научных семинаров; 2) создание проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения; 3) проведение бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектно-аналитических работ; 4) издание научных публикаций и отчетов о результатах деятельности, в т. ч. структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств ВУЗа; 5) создание научных школ на мировом уровне; 6) создание экспонатов для представления на выставках, в том числе международных выставках; 7) участие ППС и научных сотрудников в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием ВУЗа; 8) количество и стоимость зарегистрированных и проданных объектов интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау и т. д.) в текущем году; 9) количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования.
Административно-управленческая деятельность (АУ) включает в себя: 1) использование кредитной системы в управлении учебным процессом ВУЗа; 2) разработка стратегической программы развития ВУЗа и среднесрочного плана; 3) разработка и использование системы управления качеством учебного процесса; 4) выполнение ВУЗом международных, федеральных и региональных проектов; 5) создание общественных органов управления с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ; 6) участие в международных образовательных организациях и программах международного обмена; 7) создание новых мест для граждан иностранных государств и студентов, обучающихся в рамках целевых программ подготовки; 8) применение современных технологических инструментов в управлении ВУЗом; 9) наличие элементов системы контроля качества образовательной деятельности ВУЗа (экспертиза, аудит качества образовательных услуг, экспертный контроль, деятельность учебно-методических советов).
Важными, как отмечают специалисты [3; 5; 6], являются вопросы мониторинга кадрового, финансового и материально-технического обеспечения инновационной деятельности ВУЗа. Особо необходимо отметить влияние региональной инновационной инфраструктуры (ИС) на инновационный потенциал ВУЗа:
Оценивая региональную инновационную инфраструктуры и её влияние на инновационный потенциал ВУЗа, как считают специалисты [3; 7; 9], необходимо учитывать: 1) приоритет региона в масштабе России, наличие в регионе стратегических и инновационных секторов экономики; 2) соответствие цели инновационного проекта ВУЗа приоритетам социально-экономического развития региона, стратегиям и программам регионального и национального развития; 3) ресурсно-подтвержденная заинтересованность в реализации образовательного проекта федеральных и региональных органов власти, организаций, бизнес-структур и международных фондов и организаций; 4) наличие системы целевой подготовки и повышения квалификации для экономического кластера; разработка целевых программ с участием работодателей; 5) наличие в ВУЗе инновационной инфраструктуры (в т. ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера и т. д.), интегрированной в пространство региона; 6) количество международных проектов в сфере образования и научных исследований; 7) количество студентов и преподавателей, принявших участие в программах международного обмена.
Таким образом, сформированная система критериев позволяет оценить инновационный потенциал ВУЗа, прежде всего, с качественных позиций как синергетический результат его функционирования во всех сферах деятельности с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.
Литература:
- Емельянов С. Г., Борисоглебская Л. Н., Цуканова Н. Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации. — 2006. — № 6.
- Исправникова Н. Р., Мжачих Т. Е. Инновационная деятельность вузов Российской Федерации // Социология власти. — 2010. — № 3.
- Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З. М. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–1 (66–1).
- Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность понятия «инновационный вуза // и управление. — 2011. — № 5. — С. 135–137.
- Новоселов С. В. Оценка инновационного потенциала технического университета с применением гибридных экспертных систем при оптимизации управленческих решений // Инновации. — 2007. — № 9.
- Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
- Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
- Ривчун Т. Е. Высшее заведение — эффективный национальной экономики взгляд): Монография, «РГУТиС». — М., 2010.
- Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
- Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Ключевые слова
инновационный потенциал ВУЗа, методика оценки инновационного потенциала вуза, инновационное развитие высшей школыПохожие статьи
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Выбор методики оценки инновационного потенциала предприятия как условие для эффективного управления инновациями
В работе рассмотрены различные методики оценки инновационного потенциала предприятия. Были выявлены достоинства и недостатки данных методик. После их изучения определен наиболее оптимальный и эффективный метод оценки.
Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы
Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...
Анализ специфики и методов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в современной России
В статье анализируются теоретические и методологические основы безопасности предпринимательской деятельности, экономические основы достижения безопасности и методы оценки. Сделан вывод о необходимости внедрения системы управления информационными риск...
Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия
В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...
Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности
В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...
Разработка методики оценки инновационной активности персонала организации
В статье представлены результаты исследования проблем оценки инновационной активности, позволившего разработать методику, апробированную на инновационном предприятии. Одним из основных элементов данной методики является расчет инте-грального показат...
Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе
В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...
Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.
Приоритетные инновации в образовании
В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.
Похожие статьи
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Выбор методики оценки инновационного потенциала предприятия как условие для эффективного управления инновациями
В работе рассмотрены различные методики оценки инновационного потенциала предприятия. Были выявлены достоинства и недостатки данных методик. После их изучения определен наиболее оптимальный и эффективный метод оценки.
Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы
Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...
Анализ специфики и методов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в современной России
В статье анализируются теоретические и методологические основы безопасности предпринимательской деятельности, экономические основы достижения безопасности и методы оценки. Сделан вывод о необходимости внедрения системы управления информационными риск...
Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия
В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...
Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности
В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...
Разработка методики оценки инновационной активности персонала организации
В статье представлены результаты исследования проблем оценки инновационной активности, позволившего разработать методику, апробированную на инновационном предприятии. Одним из основных элементов данной методики является расчет инте-грального показат...
Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе
В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...
Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.
Приоритетные инновации в образовании
В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.