Виды инноваций в экономике, основанной на знаниях
Автор: Алижанова Хаписат Алижановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4465 раз
Библиографическое описание:
Алижанова, Х. А. Виды инноваций в экономике, основанной на знаниях / Х. А. Алижанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3905/ (дата обращения: 16.12.2024).
Понимание экономики, основанной на знаниях, начинается с изучения её первоосновы — воплощённого в продукте знания или инновации. С точки зрения современной теории, инновация означает конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Используя множество различных критериев, экономическая теория рассматривает следующую классификацию «инноваций». Она различает их в зависимости от области распространения и использования, по форме воплощения, по степени новизны, в зависимости от границ распространения. В зависимости от области распространения и использования выделяют следующие виды инноваций:
- экономические — направленные на формирование новых экономических механизмов, рыночных институтов, способов распределения и обмена продукции;
- производственно-технологические — нацеленные на создание и применение новых технологий в производстве;
- экологические — представляющие собой новые продукты и технологии, уменьшающие загрязнение окружающей среды, обеспечивающие очистку вредных выбросов, утилизацию отходов и т. п.;
- организационно-управленческие — предполагающие применение более эффективных форм регулирования производственной и непроизводственной деятельности;
- политические — реализация новых идей в сфере политики, формах политической деятельности, внутригосударственных и международных отношениях и т. п.;
- правовые — введение новых политических прав, разработка принципиально новых законодательных актов и т. п.;
- инновации в духовной сфере — новые гипотезы, концепции, теории в науке; новые методы обучения в образовании; новые формы деятельности, новые художественные стили в культуре.
По форме воплощения выделяют:
- инновации, воплощённые в материале, или так называемые твёрдые («hard»), примерами которых могут служить новые машины, оборудование, инструменты;
- инновации, не воплощённые в материале, или так называемые мягкие («soft»), проявляющиеся в виде усовершенствования или смены парадигмы в системе науки, организации и управления, образования и т. д.
По степени новизны принято различать нововведение, обновление и усовершенствование. При этом под нововведением понимается первое применение чего-то нового (новой концепции, идеи, технического решения и т. д.) и одновременно первое признание социальной и экономической ценности этого новшества. [1,3]
Обновление выступает как адаптация нововведения. Обновление — это то, что ново для данной организации, но уже не является таковым для внешнего мира.
Наконец, усовершенствование определяют как «маргинальное нововведение», т. е. некоторое улучшение, которое оригинально, полезно, но не настолько значительно, чтобы вызвать последствия стратегического масштаба.
В первом случае речь идёт об уникальных новшествах, не имеющих аналогов в мире. Во втором случае — о репродуцированных новинках, подобных которым нет в конкретной стране. В третьем случае к инновациям относят технические, технологические, организационные и иные новшества, впервые примененные на данном предприятии, но имеющие аналоги в стране и за рубежом.
В зависимости от границ распространения новшеств выделяют:
- инновации мирового масштаба;
- инновации в пределах страны;
- региональные инновации;
- инновации локальные, проводимые в рамках отдельного предприятия (фирмы).
Среди социальных инноваций существует собственная градация. В них выделяют экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда и др.); организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда); правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве); педагогические (новые методы обучения, воспитания). [2,4]
Такое многообразие проявления нововведений, знания и информации в современных условиях инновационной экономики обусловлено историей самой инновации, находящейся в неразрывной связи с уровнем развития воспроизводственной системы, начиная с доиндустриального периода.
В эпоху прединдустриальной экономики появляются принципиально новые продукты или новшества, связанные с развитием новых отраслей. Например, появление синтетического волокна и пластмассы в химической промышленности. Индустриальная экономика отмечается взрывным ростом товарной массы благодаря интенсификации и увеличения роста производительности труда. [5]
Стадия информационной экономики сочетает в себе новые товары и новые технологии, формирующие в свою очередь новые потребности людей. Например, появление компьютерных технологий вызвано потребностью использования их в качестве новых орудий труда, а они, в свою очередь, определили новые потребности человека: новые товары и услуги, условия труда, новое качество жизни. Учитывая современный уровень экономического развития, сопровождающийся активным воздействием производства знания на социальную среду, выделяют новейший этап эволюции, который характеризуется преобладанием социальных факторов и выражается в качественных преобразованиях жизни человеческого общества.
Литература:
1. Абасов, З. А. Традиционное и инновационное образование: общее и особенное / З. А. Абасов // Ректор вуза. — 2008. — № 5. — С. 44–52. — (Философия образования). — Библиогр. в конце ст.
2. Бутакова, О. А. Структура инновационного образовательного процесса: [о сущности пед. инновации, ее функциях в соврем. образоват. процессе, ее роли в становлении личностных качеств обучающихся] / О. А. Бутакова // Высш. образование сегодня. — 2009. — № 4. — С. 18–21. — Библиогр. в конце ст.
3. Кирой В. Н. Модернизация системы высшего образования: опыт Южного федерального университета и логика развития / В. Н. Кирой // Там же. — С. 31–44.
4. Сморчкова В. И. Инновационные подходы к системе образования в условиях присоединения России к ВТО: [освещаются инновац. подходы к подготовке управлен. кадров для Севера] / В. И. Сморчкова // Эконом. науки. — 2008. — № 9. — С. 420–423.
5. Яблонскине Н. Л. ПНП «Образование»: от инноваций — к массовой практике: [итоги трехлетней реализации приоритетного нац. проекта «Образование»] / Н. Л. Яблонскине, Д. В. Суслова // Аккредитация в образовании. — 2009. — № 28. — С. 46–49.