Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 23.09.2016

Статья просмотрена: 1513 раз

Библиографическое описание:

Бижова, Т. В. Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) / Т. В. Бижова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11057/ (дата обращения: 26.04.2024).



Существуют различные подходы к классификации педагогических технологий. Мне наиболее близка классификация технологий по Селевко Г. К. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. В. А. Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать [1, с.3]. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем, независимо от преподаваемого им предмета, стоит задача овладения технологией педагогического общения. Владение учителем данной технологией имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Актуальность опыта заключается в том, что технология педагогического общения — это технология сотрудничества, важна атмосфера партнерства. Ожидаемые результаты: коммуникативная активность, умение самостоятельно мыслить, рост интереса к предмету, творческая активность, стабильность результатов обучения. Ведущая цель: поделиться опытом использования данной технологии на уроках математики. Сущность опыта состоит в создании условий для формирования универсальных учебных действий через широкое использование приемов технологии педагогического общения.

В ходе педагогической деятельности были выявлены следующие противоречия:

1) между потребностью учащихся в социально — психологическом общении и недостаточной возможностью общения в рамках изучаемого предмета;

2) между необходимостью сформированности навыков устного общения и отсутствием данного навыка у обучающихся;

3) между необходимостью сформированности умений применять полученные на уроках знания в жизненной практике и недостаточным уровнем развития данных умений;

4) высокие требования, предъявляемые обществом к выпускнику с одной стороны, и, низкий уровень мотивации учащихся к обучению с другой.

Цель опыта: формирование универсальных учебных действий учащихся через использование приемов технологии педагогического общения.

Ведущими понятиями технологии педагогического общения являются: универсальные учебные действия, личностно ориентированный подход, партнерские взаимоотношения (учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — родитель, субъект — субъектные отношения).

Каковы же основные принципы используемой технологии? Это — сотрудничество в обучении, связь обучения с жизнью, ценность личности, активность субъектов образовательного процесса.

Рассмотрим приемы технологии педагогического общения, формирующие универсальные учебные действия. Среди них: «Знаю — хочу знать — узнал», «Удивляй», «Отсроченная загадка», «Привлекательная цель», «Мастерская вопросов», «Лови ошибку» и др. [2].

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Все приемы

«З. Х. У»

«Своя опора»

Интерактивный опрос

«Удивляй»

«Привлекательная цель»

«Отсроченная отгадка»

«Отсроченная отгадка»

«Свои примеры»

«Мастерская вопросов»

«Лови ошибку»

«З. Х. У»

«Своя опора»

«Практичность теории»

Существуют следующие стадии педагогического общения:

‒ моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку;

‒ организация непосредственного общения (начальный период общения) — «коммуникативная атака»;

‒ управление общением в педагогическом процессе;

‒ анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи [3].

Рассмотрим более подробно стадии педагогического общения и приемы технологии, применяемые мною на уроках математики.

I стадия педагогического общения — его моделирование — связана с осуществлением планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы [3, с.27]. Это можно осуществить следующими приемами: оформление классной комнаты (например, цветовое), музыкальное сопровождение, привлечение внимания детей необычным предметом, позитивный настрой педагога и др.

II стадия педагогического общения — организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением [3, с.30]. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу.

Применяемые методы:

  1. Метод «Удивляй».Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример на уроке геометрии: Учитель предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.

E:\Users\Таня\Desktop\картинки по математике\images.png

  1. Метод «Отсроченная отгадка».Вначале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Другой вариант: загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример:Учитель: Поработаем устно, начнем с разминки. Разгадайте загадку. В ней зашифровано имя немецкого математика, который впервые ввел понятие показательной функции и показательного уравнения. Решив уравнения и, расположив ответы к уравнениям в порядке возрастания, вы сможете прочитать фамилию этого известного ученого. Уравнения решаются устно, ответы записываются учителем на доске. (Разгадка — Лейбниц). На доске проецируется портрет Г. В. Лейбница. Один из учащихся делает небольшое сообщение из биографии ученого.

III стадия педагогического общения — управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия [3, с.30]. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др. Для завоевания инициативы в общении В. А. Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы [1]:

1. оперативность при организации начального контакта с классом;

2. оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т. п.) к деловому и личностному общению;

3. отсутствие промежуточных зон между организационными содержательными моментами в начале взаимодействия;

4. организация цельного контакта со всем классом;

5. постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

6. сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;

7. умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

8. понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания.

Применяемые методы:

1. Метод «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Пример: Учитель: — Итак, мы уже умеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение. (Возможные варианты: В правильной треугольной пирамиде SABC точка L — середина ребра AC, S — вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды).

E:\Users\Таня\Pictures\get_file.png

2. Метод «Повторяем с контролем». Суть метода: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучаем учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Пример: повторяем и отвечаем на вопросы по теме «Уравнение» (5 кл).

‒ Что называется уравнением?

‒ Что такое корень уравнения?

‒ Что значит решить уравнение?

‒ Всегда ли уравнение имеет корни?

‒ Какие уравнения называются равносильными?

3. Метод «Своя опора». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Ученики объясняют друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга. Пример опорного конспекта:

4. Метод «Лови ошибку».Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные» места интонацией или жестом. Нужно научить школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! (опыт преподавателя Теории Решения Исследовательских Задач В. И. Тимохова» — в качестве награды за внимание вручать «переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего»).

Пример 1: решить уравнение (из дидактических материалов для 5 класса):

175 + х — 37 = 108 (при упрощении левой части данного уравнения получается слагаемое, больше, чем значение суммы. Уравнение не имеет корней).

В Германии издан учебник, в котором множество ошибок. Но это случилось не по нерадивости издателей, а было запланировано. «Неправильный» учебник предназначен для проверки знаний учащихся, которые должны обнаружить ошибки и поправить их карандашом.

Пример 2:Рассмотрение начинается с безусловно правильного неравенства: . Затем следует преобразование: , которое также не вызывает сомнения. Большему числу соответствует больший логарифм, значит 2 › 3. После сокращения на имеем, 2 › 3.

5. Метод «Практичность теории».Суть метода: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Пример 1: (задача из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ). 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 10 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 7061 киловатт-час, а 1 декабря показывал 7249 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?

Пример 2: (задачи из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ) а) Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 4,4 м? б) Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек?

IV стадия — анализ хода и результатовосуществленной технологии педагогического общения [3, с.31]. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать неадекватным. Главное назначение этой стадии — диагностически-коррекционное.

  1. Метод «Опрос — итог».Вконце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересно? Что сегодня нового узнали? Чему научились?

E:\Users\Таня\Desktop\картинки по математике\images (1).png

  1. Прием «Знаю — хочу узнать — узнал».

Знаю(вызов)

Хочу узнать(вызов)

Узнал(реализация смысла и рефлексия)

Работа в паре: Что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Ни одна технология не существует ради технологии. Конечная цель использования любой технологии — ее результативность. Каковы же критерии результативности?

‒ уровень обученности

‒ уровень сформированности универсальных учебных действий

‒ уровень самореализации школьников

Предлагаю вашему вниманию таблицу, где отражена динамика качества успеваемости обучающихся (за последние 5 лет).

По второму критерию — сформированность универсальных учебных действий — наблюдается улучшение в сторону развития следующих показателей:

Показатели сформированности универсальных учебных действий

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

5а, 2013–2014

72,6

68,2

32,4

5б, 2014–2015

81,6

69,4

43,7

Данные таблицы показывают, что за последние два года возрос уровень по всем видам универсальных учебных действий, в особенности коммуникативных.

В следующей таблице приведены данные о количестве участников и победителей олимпиад различного уровня в разные годы обучения.

Уровень

2011- 2012гг.

2012–2013гг.

2013–2014гг.

2014–2015гг.

всего

школьный

2

3

2

2

9

муниципальный

3

5

3

3

14

региональный

3

1

4

всероссийский

5

3

6

4

18

международный

3

4

3

10

Представленный мною опыт работы получил широкое распространение среди педагогического сообщества. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно — воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно — воспитательного воздействия начинают работать только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько Заповедей Педагогического общения [3, с. 177]:

‒ Очень важно строить общение с детьми не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения;

‒ умейте наблюдать за детьми, воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику;

‒ Честно признавайте свои ошибки, не стесняйтесь сказать, что в данный момент чего — то не знаете;

‒ Умейте слушать детей;

‒ Помните, что конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности;

‒ Чаще улыбайтесь детям;

‒ Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

Проблема педагогического общения — одна из сложных проблем современной школы. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение — не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия [1, с.367].

Литература:

  1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. — М. — Просвещение, 1987. — 290 с.
  2. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. — М.: «Вита — Пресс»; 1999. — 88с.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение/ Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд. перераб. и доп. М.; Нальчик, 1990–367 с.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии, 1988, с.27.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, учитель, ребенок, ученик, задача, класс, ошибка, управление общением, уравнение, непосредственное общение.

Похожие статьи

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их...

Конфликт «учительученик» | Задачи

Задачи: − изучить причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, с точки зрения подростка.

− только 10 % учителей способны «вернуться» к нормальному взаимодействию после «напряжённого» общения

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогические особенности общения между учителем...

Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися.

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

Ключевые слова: педагогученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект, система. Одной из приоритетных задач современного общества является забота о подрастающем поколении, воспитании здорового, духовно-богатого и всесторонне развитого поколения.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Учительученик — родитель: взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Похожие статьи

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их...

Конфликт «учительученик» | Задачи

Задачи: − изучить причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, с точки зрения подростка.

− только 10 % учителей способны «вернуться» к нормальному взаимодействию после «напряжённого» общения

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогические особенности общения между учителем...

Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися.

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

Ключевые слова: педагогученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект, система. Одной из приоритетных задач современного общества является забота о подрастающем поколении, воспитании здорового, духовно-богатого и всесторонне развитого поколения.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Учительученик — родитель: взаимоотношения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.