Библиографическое описание:

Султанова В. К. Педагогические особенности общения между учителем и учащимися и пути его организации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 24-26.

В данной статье изложены подходы к созданию ситуаций общения между учителем и учащимися, охарактеризованы приемы слушания собеседника, направленные на установление взаимопонимания и взаимосотрудничества. Особо подчеркнута необходимость понимания педагогом психологической готовности ученика к общению, чему способствует использование учителем приемов активизации внимания, его искренность, тактичность и умение выслушать собеседника.


В процессе формирования навыков общения в межличностных отношениях учителя и учащихся встречаются различные ситуации. Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися. Эффективность разрешения (устранения) проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя, с его культурой. Основой отношений педагога с учащимся является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ученика, проявление доброты и сердечности к нему.

Психологическое восприятие и понимание учителем учащихся способствует эффективному сотрудничесту между ними, создает возможность учителю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние ученика, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания ученика. С социально-педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннего мира друг друга:

  1. Учитель пользуется своим опытом “вхождения” в мир других: например, выслушивает ученика, старается понять его настроение, его чувства.

  2. Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему.

Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.

Наши наблюдения показывают, что большинство учителей в процессе общения не соблюдают культуру слушания ученика. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Учитель должен владеть умением слушать, так как слушание ученика это составная часть педагогической деятельности. Существует несколько видов слушания в педагогическом процессе. Активное слушание всего по порядку, невнимательное слушание и слушание с выражением чувств.

Основой активного слушания является выразительная информация. Для такого слушания нужно, чтобы информация была четкой и конкретной, поэтому в состав беседы входят уточняющие вопросы собеседнику.

Эффективными приемами активного слушания собеседника можно считать следующие:

  • изложение мыслей собеседника своими словами, повторение мыслей собеседника с использованием дополнительных фраз. Например: «Если я вас правильно понял, …», «Понятно, что,…», «По вашему мнению, …», «Как вы понимаете, …». Основная цель такой беседы — обмен информацией и уточнение смысла. Для обмена мнением с собеседником выбирается наиболее важная часть информации. Введение же уточняющих фраз и реплик не должно противоречить этике общения. Важное значение имеет также то, как собеседник с другой стороны использует мысли первого для себя.

  • выводы в процессе общения. Умение делать выводы по ходу беседы позволяет излагать мысли в более краткой форме, так как краткость изложения — это умение сконцентрироваться на главном. К примеру, выражения типа: «Если мы подытожим ваши мысли, …», «Основываясь на вашем высказывании, …», «По-вашему получается, что …» ориентируют собеседника на конкретное определение цели своего высказывания. Формулирование выводов в процессе беседы воздает возможность обсудить их, проанализировать возражения (если они будут), решить проблемы в определенное время. Вывод или обобщение важны также и потому что не позволяют «уходить в сторону» от основной мысли, «перескакивать» с одной темы на другую. С психологической точки зрения, для процесса общения необходимо создание благоприятной дружеской обстановки.

  • прием развития идеи; использование данного приема в процессе общения имеет целью привести мысли собеседника к логическому заключению. Предварительно выдвигаются версии о причинах какого-либо услышанного события. С помощью названного приема конкретизируется сущность высказанной мысли, активизируется процесс общения, обеспечивается объективность информации и устраняется риск принятия необдуманного решения.

Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения.

Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения учителя с учащимися. Например, учащиеся сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях учитель может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие учащимся в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если ученики чрезмерно возбуждены или взволнованны, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Учителю необходимо успокоить учащихся, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, учитель может использовать метод спокойного слушания.

Чтобы учащиеся общались и слушали учителя в спокойной обстановке, учитель должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением. Поэтому ему необходимо вложить в свою речь или объяснение интонации заботливости и теплоты. При использовании метода спокойного слушания ученик не должен чувствовать себя одиноким: его слушают, понимают, поддерживают, есть люди, которые о нём заботятся. В свою очередь учитель пользуется одобрительными репликами: «Так-как», «Молодец!», «Да-да», «Ты сам догадался» и др. На таком фоне учитель легко вступает в разговор, а у ученика появляется желание продолжать беседу.

Процесс спокойного слушания не означает тихого и молчаливого сидения, отсутствия возможности обращаться с вопросами для выяснения, поговорить с товарищем по парте. Сидение без слов в любой беседе создает неприятное впечатление. И если задаёшь говорящему вопросы, это раздражает говорящего. Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда учитель в подобной ситуации обращается к ученику: «Успокойся!», «Сиди и слушай!», то есть педагог не смог правильно оценить проблему, которая волнует ребёнка, и это является причиной появления отрицательного отношения к предмету беседы. Иногда, чтобы разделить с учеником его чувства, учитель повторяет его слова, жесты, выражает те же эмоции. Такое поведение учителя дает ученику возможность почувствовать себя равноправным субъектом и вступить во взаимодействие с учителем. Но если учитель не искренен и что-то скрывает, ученик это чувствует, и настроение у него в процессе беседы нерадостное. У него остается впечатление, что над ним насмехаются, стараются унизить. Одним словом можно заключить, что общение учителя с учеником должно строиться на доброжелательной, дружеской основе, и в этом процессе учитель должен проявлять тактичность, вежливость, понимать настроение и чувства собеседника и сопереживать вместе с ним.


Литература:

  1. Гулямов А. Методика развития учебно-познавательной активности учашихся в процессе преподавания родного языка. Дисс. д-ра пед. наук. Ташкент:1991, 335-б.

  2. Данюшенков В. С. Теория формирования активности школьника // Наука и школа, 1999. № 2. С. 39–45.

  3. Сафарова Р., Мусаев У. ва б. Ўзбекистон Республикасида умумий ўрта таълим стратегияси муаммолари ва таълим мазмунининг янги моделлари, уларни татбиқ этиш йўллари. — Ташкент: Фан, 2005. — 255 б.

  4. Чернышева М. А. Культура общения.- Ленинград: Знание, 1983.- с.3–12.

Основные термины (генерируются автоматически): активного слушания, процессе общения, слушания собеседника, спокойного слушания, активного слушания собеседника, приемы слушания собеседника, мыслей собеседника, процесс общения, культуру слушания ученика, Педагогические особенности общения, гуманизации дидактических отношений, идеи гуманизации дидактических, культурой педагогического общения, творчестве Хусейна Кошифи, Основой активного слушания, процессе беседы, проблемы идеи гуманизации, несоблюдение норм общения, созданию ситуаций общения, повторение мыслей собеседника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос