К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Висторобская В. Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 556-560. — URL https://moluch.ru/archive/149/42061/ (дата обращения: 12.12.2018).



В статье рассматривается значение специально организованной учебной коммуникации, определены приоритетные моменты в учебном взаимодействии, рассмотрены подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация», а также на основе анализа данных понятий и понятия «педагогическая коммуникация» уточняется понятие «учебная коммуникация».

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные отношения, сотрудничество, взаимодействие

Успешное решение сложных экономических и социальных проблем, которые стоят перед обществом на современном этапе, неразрывно связано с обучением и воспитанием молодежи, с деятельностью системы образования, в которой ведущая роль принадлежит учителю, его компетентности и профессионализму. В современном обществе актуальною становится подготовка учителя новой формации, способного к творческой реализации разнообразных образовательных программ, готового к субъект-субъектному взаимодействию с учениками.

В системе образования это подразумевает перестройку педагогических технологий от воздействия к взаимодействию, то есть переход от монолога к диалогу. В педагогическом вузе это, в свою очередь, влечет за собой развитие у студентов социально ценностных установок в сфере общения со школьниками и друг с другом, заставляя относиться к каждому партнёру как к цели, а не как средству, испытывать интерес не только к результату общения, но и к самому процессу. Эти изменения объективно необходимы, так как начинающие педагоги плохо знакомы со структурой и законами педагогического общения, не владеют или слабо владеют средствами взаимодействия (вербальными и невербальными), не способны на практике использовать знания и умения коммуникативного характера, приобретенные в вузе. Как показывает практика, недостаток коммуникативной компетентности является одной из распространенных причин оттока молодых специалистов из школ.

Именно коммуникативные умения являются наиболее значимыми в руководстве учебно-воспитательным процессом, так как решают проблемы эмоционального благополучия и преодоления отрицательных ощущений в ходе публичной деятельности, что является одной из сложных психологических проблем, которую чаще других решает молодой педагог. Значение общения в жизни и развитии человека трудно переоценить. Проблема коммуникации всегда была объектом пристального внимания многих наук, изучающих человека: философии, психологии, педагогики, лингвистики, социологии.

На ярко выраженную коммуникативную природу процесса обучения и воспитания многократно указывали такие отечественные психологи как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. Ф. Обухова, И. С. Якиманская и другие, подчеркивая важность умения педагога устанавливать психологически целесообразные взаимоотношения с детьми.

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность. Дидакты подчеркивают роль общения в обучении (М. А. Данилов, Л. В. Занков, В. А. Краевский, И. Я. Лернер); рассматривают обучение как организованный процесс общения (В. К. Дьяченко, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин); отмечают единство познания и общения в обучении (Ю. К. Бабанский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин), подчеркивая, что обучения вне общения не существует.

Итак, мы видим, что проблема педагогического общения многоаспектна. Такое многостороннее изучение привело к созданию системы коммуникативного воспитания и коммуникативной дидактики. Коммуникациям отводится решающая роль в развитии сущностных сил личности, ее самореализации, формировании системы социальных отношений, в преодолении кризиса школьного обучения. Исследователи коммуникативной дидактики подчеркивают первостепенное значение отношений между учителем и учащимися, связывая с ней антиавторитарную, демократическую модель обучения, гуманизацию школы.

Н. Н. Дьяковым вводится термин «дидактическое общение», теоретически обосновывается его содержание и экспериментально проверяются основные методы и формы, содействующие формированию у будущих учителей умений дидактического общения.

За последнее десятилетие в связи с динамичными социально-экономическими и духовными процессами активизировалось и написание диссертаций по проблемам педагогической коммуникации (Волкова Н. П., В. А. Кочетова, Курлищук И. И., Т. И. Лукьяненко, Макарова О. С., Розина И. Н., И. Л. Руденко, Л. А. Савенкова, Хроменков П.А, Чеменева А. А., В. Д. Ширшов и другие).

Несмотря на обилие представленных работ, процесс становления понятийного аппарата продолжается. В психолого-педагогической литературе не уточнено понятие «учебная коммуникация», не раскрыты содержание и структура данного понятия, не сформулированы педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих учителей начальных классов к учебной коммуникации. Вместе с тем наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей и студентов во время прохождения педагогической практики, показывают, что значительная часть трудностей в учебно-воспитательном процессе обусловлена не отсутствием научных и методических знаний по специальности, а трудностями в области процесса коммуникации. Из этого вытекает необходимость специальной подготовки будущего учителя начальных классов.

Поэтому целью данной статьи является обоснование значимости специальной организации учебной коммуникации, а также уточнение понятия «учебная коммуникация» на основе анализа понятий «общение», «коммуникация» и «педагогическая коммуникация», которые используются в различных научных кругах.

По нашему мнению, цель высшего педагогического образования в настоящее время стала осознаваться не как «подготовка специалиста», а как «воспитание профессионала», компетентного, гуманистически ориентированного, эрудированного и гибко мыслящего.

Взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью — суть главные факторы развития человека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «учитель-ученик», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.

Важными социально-психологическими формами взаимодействия в учебном процессе являются сотрудничество и общение в ходе осуществления совместной деятельности учителей и учащихся для достижения общего результата. По мере разворачивания такого взаимодействия может формироваться совокупный субъект, учебные усилия которого направлены на достижение общей цели и внутри которого устанавливаются психологические контакты между его участниками. По мнению исследователей Поливановой Н. И., Ривиной И. В. [1, с. 102], приоритетными моментами, касающимися направленности психолого-педагогических исследований и педагогических установок являются:

− акцент в обучении на определенную педагогическую технологию;

− учет содержательности взаимодействия педагога с учащимися;

− направленность на эмоциональное общение с ними;

− учет психологической комфортности атмосферы урока;

− индивидуализация обучения.

Большинство современных отечественных образовательных технологий учитывают важность активной субъектной позиции учащихся и субъект-субъектных отношений педагога и детей в учебной деятельности. В этой связи концептуальное значение приобретают различные положения, характеризующие взаимодействие учителя и учащихся: знание через общение и общение через знание (Е. Н. Ильин); закон взаимности (Ш. А. Амонашвили); создание ситуации учебного диалога, диалог вокруг основных «точек удивления» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов); совместная духовная жизнь ученика и учителя, педагогика отношений, а не требований (Вальдорфская школа); создание педагогических ситуаций общения, коллективный поиск, направляемый учителем (Л. В. Занков); коллективно-распределенная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов); сотворчество ученика и учителя (И. П. Иванов, Г. С. Альтшуллер), аксиологический подход в образовании (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, К. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосева). Такие формы учебного взаимодействия являются важными элементами среды жизни ребенка и представляют собой специально организованное общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом.

Для нашей работы наибольшее значение приобретают исследования, направленные на создание педагогом в школьной практике комфортной, дружественной атмосферы общения с учащимися, что способствует более эффективной учебной работе детей на уроке, их позитивному отношению к учению. Успешность реализации учебного взаимодействия, педагогического влияния учителя на детей будет определяться не только его умением воплощать свои педагогические намерения по организации учебного процесса и создания ситуаций субъектной активности детей, но и в значительной мере его способностью анализировать психологическое состояние учащихся и объединять их усилия. В этом случае особое значение приобретает стиль отношения педагога с учащимися, особенности его воздействия на детей.

Исследователи связывают учебную успешность детей с их психологической комфортностью и понимают ее как недопущение педагогом унижения учащихся и предоставление им свободы самопроявления на уроке. Для комфортности также существенны адекватное содержательное и эмоциональное взаимодействие учителя и детей. В таких условиях у детей в большей степени развивается их самостоятельность, инициативность, познавательная активность, желание проявить себя как личность, направленность на взаимопонимание с учителем, желание сотрудничать с ним и эмоциональное принятие педагога.

Кроме того, следует отметить определяющее значение аксиологических основ в образовательной среде, в условиях учебного диалога между педагогом и обучающимся, поскольку в учебной коммуникации субъект-субъектные отношения педагога и учащихся возможны лишь в том случае, когда учитель — это яркая, уникальная личность, к которой ученики тянутся и стремятся быть похожим на него, обладая, безусловно, неповторимыми индивидуальными характеристиками. В такой учебной коммуникации учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач, а познание и общение в условиях образовательной среды становятся определяющими компонентами учебного процесса.

В связи с этим огромную роль приобретает изучение учебной коммуникации педагогов с детьми на различных уроках.

Для уточнения понятия «учебная коммуникация» обратимся к понятиям «общение», «коммуникация» и «педагогическое общение».

Общение, коммуникация — эти термины используются сегодня в различных аспектах, откуда следует множество дефиниций. Особенностью использования их в сфере образования является то, что они означают не только процесс передачи информации, но и информационный обмен.

Нетождественность понятий общения и коммуникации все чаще ощущается многими исследователями. Суть дилеммы здесь заключается в определении того, какое же из них шире. Анализируя литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что понятийные и терминологические разногласия остаются неопределенными до настоящего времени. Более того наметились три различных подхода к решению этой проблемы.

Большая часть ученых (Г. М. Андреева, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев и др.) придерживается той позиции, что понятие «общение» глобальнее «коммуникации», так как имеет практический, материальный, духовный и информационный характер. Тогда как термин «коммуникация» вышел из теории связи и являет собой простой обмен или передачу информации или сообщения.

Представители противоположной точки зрения на взаимодействие понятий «коммуникация» и «общение» (К. К. Платонов, Я. Яноушек, В. А. Якунин и др.) как и представители интеракционистского направления в западной социальной психологии, термину «коммуникация» стали придавать иное значение. Согласно их теории, коммуникация — это не столько передача информации от одного лица к другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей. Представители этой точки зрения настаивают на том, что в широком смысле слова понятием «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей и взаимосвязей. «При таком широком определении понятие «коммуникация» становится более общим по отношению к «общению», если последним обозначать лишь непосредственные формы взаимодействия между людьми» [3, с. 9].

Сторонники третьей точки зрения (Л. Г. Андропова, В. И. Кабрин, В. В. Охотникова, В. Н. Якунин и др.) призывают избегать искусственного дробления значений, относящихся к целостному феномену. По словам В. В. Охотниковой, «коммуникация выступает как средство общения, а, в свою очередь, широко развитая система коммуникаций «призывает» к общению, т. к. является условием общения многих людей» [3]. Мы в своем исследовании также отождествляем понятия «общение» и «коммуникация» и рассматриваем их как синонимичные.

В психолого-педагогической литературе общение определяют как взаимодействие между людьми, порождаемое потребностями совместной деятельности и характеризующее стремление человека быть включенным в социум, предполагающее обмен информацией между его участниками, а также их взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Понятие коммуникация рассматривают как двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и осуществляется взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Педагогическая коммуникация или педагогическое общение — это организация учебно-воспитательной деятельности на основе восприятия, усвоения, использования и передачи информации из разных источников [4, с. 82]. Чтобы управлять взаимоотношениями, способствующими продуктивной учебно-воспитательной работе, нужно знать особенности общения вообще, а педагогического в первую очередь.

На основе данных понятий уточним определение учебной коммуникации. Понятие «учебная коммуникация» является более узким по отношению к понятию «педагогическая коммуникация». Под учебной коммуникацией мы понимаем процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов — обучающего и обучающегося в учебной аудитории. Учебная коммуникация выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и учащихся.

Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания, так как основные элементы обучения (цели, задачи обучения, содержание, формы, методы и средства) реализуются посредством и в процессе взаимодействия обучаемого и обучающего. В этом процессе либо происходит, либо не происходит коммуникативное взаимодействие, обеспечивающее восприятие и усвоение обучающимися предметного материала.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения показал, что проблема учебной коммуникации является мало исследованной. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходим субъект-субъектный характер отношений, подразумевающий специально организованную учебную коммуникацию, в которой учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач. В этой связи под учебной коммуникацией мы понимаем процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов — обучающего и обучающегося в учебной аудитории. Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания.

Литература:

  1. Поливанова Н. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе / Нина Поливанова, Ирина Ривина // Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. — С. 100–104.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / [ред.-сост. Н. Шведова]. — 12-е изд. — М.: Рус. яз., 1978. — 846 с.
  3. Охотникова В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. на получение науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / В. В. Охотникова. — Омск, 2000. — 20 с.
  4. Якунин В. Н. Обучение как процесс управления: психологические аспекты / В. Н. Якунин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная коммуникация, учебный процесс, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, передача информации, психолого-педагогическая литература, педагогическое общение, учебное взаимодействие, учебный диалог, педагогическая коммуникация.


Ключевые слова

коммуникация, сотрудничество, взаимодействие, общение, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные отношения

Похожие статьи

Модели педагогического общения...

Педагогическое общениевзаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся.

Модели педагогического общения. Общение — это процесс развития и становления

Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

коммуникация, педагогическое общение, интеракция, перцепция, педагогический стиль.

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов).

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Ключевые слова: стиль педагогического общения, учебная деятельность. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей...

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения.

Понимание коммуникативной компетентности в психологической...

Вопросу общения и коммуникации уделяется достаточно много внимания в психологии и педагогике, так как построение эффективного целостного педагогического процесса тесно связано с процессом взаимодействия в рамках модели «учитель – ученик».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модели педагогического общения...

Педагогическое общениевзаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся.

Модели педагогического общения. Общение — это процесс развития и становления

Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

коммуникация, педагогическое общение, интеракция, перцепция, педагогический стиль.

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов).

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Ключевые слова: стиль педагогического общения, учебная деятельность. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей...

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения.

Понимание коммуникативной компетентности в психологической...

Вопросу общения и коммуникации уделяется достаточно много внимания в психологии и педагогике, так как построение эффективного целостного педагогического процесса тесно связано с процессом взаимодействия в рамках модели «учитель – ученик».

Задать вопрос