Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 31.01.2018

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Мокшина, Н. Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13723/ (дата обращения: 20.04.2024).



Общение занимает важнейшее место в жизни педагогического коллектива и оказывает существенное влияние на поведение учащихся, учителей, родителей и общественности. В связи с этим нами был разработан учебная дисциплина «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе». Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить коммуникативную компетентность профессионала, способствующую эффективному взаимодействию с учащимися, их родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных событий и отчетности. Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Основной целью освоения учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» является способность будущего учителя к конструктивному взаимодействию с участниками образовательного процесса в школе.

Задачи:

‒ овладеть разнообразными формами и методами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса;

‒ развить умения моделировать взаимодействие в социуме.

В результате освоения данной дисциплины студенты получают умения и навыки организации конструктивного взаимодействия с обучающимися, использования конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, оценивания эффективности взаимодействия участников образовательного процесса, конструирования коммуникативных программ в образовательном процессе, выбора форм, методов, приемов обеспечения конструктивного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей, осуществления профессиональной деятельности с соблюдением требований основных принципов педагогического взаимодействия, организации педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса на основе сотрудничества, диалога, партнерства, овладели педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального взаимодействия.

Вход в учебный предмет начинается с определения проблематики, изучения социального заказа. Он формируется в процессе учебно-ознакомительной практики вовремя пресс-конференции с участием учителей-представителей сетевых школ, получения заказа на разработку конструктов коммуникативных программ (для учащихся), а также в ходе проведения деловой игры «Образ успешного ученика». Стремительные перемены в обществе меняют не только учителя и представления о нем, но и учеников. Поэтому целью данной игры является актуализация в сознании студентов образа современного ребенка (ученика); осознание необходимости поиска новых форм и методов работы с учетом особенностей развития социализации детей в современных условиях; выявление и понимание проблем, с которыми может столкнуться учитель, взаимодействуя с детьми.

Задачи игры:

‒ актуализировать образ современного ученика;

‒ выявить особенности представления об идеальном и реальном ученике;

‒ выявить особенности представления о современном ученике с различных социальных позиций.

Экспертную оценку работы студентов осуществляли учителя-наставники.

Студенты создали несколько команд, каждая из которых придумала себе название и педагогическое кредо. проведения деловой игры «Образ успешного ученика»

Игра проходила в несколько этапов:

‒ ранжирование качеств успешного ученика;

‒ выявление и ранжирование качеств, неприемлемых для современного ученика;

‒ ранжирование качеств идеального ученика;

‒ выполнение задания, предусматривающего владение студентами технологией «Тайм-менеджмента» — эффективно распределить внеурочное время конкретного дня при необходимости для учителя организовать несколько важных дел, связанных с разными субъектами образовательного процесса и представителями СМИ;

‒ решение кейса;

‒ художественное изображение образа успешного ученика.

На каждом из этапов все группы представляли свою точку зрения на решение проблемы и комментировали результаты своей работы. Совместная деятельность студентов по выполнению заданий во время данной деловой игры стала для них тренингом рефлексии, понимания и принятия специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности, умения вести диалог для согласования интересов. По признаниям студентов, такая работа во многом помогла осмыслить всю сложность и ответственность педагогической деятельности.

Лекционным занятиям в программе было отведено 8 часов. Все они проводились в интерактивном режиме, их содержание носило проблемный характер. В рамках лекции-презентации по теме «Учебно-педагогическое сотрудничество как способ реализации взаимодействия» обсуждались, в частности, вопросы: в чем преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается; в чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя).

На лекции пресс-конференции по теме «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса» студенты: высказывались по поводу как связаны информационная модель общения и субъектно-объектная схема обучения; определяли, что значит для учителя репрезентативная функция общения; выясняли значение коммуникативной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя.

В рамках семинарских и практических занятий целая серия деловых игр и заданий была направлена на организацию и стимулирование осмысления, рефлексии студентами собственных профессионально важных личностных качеств, психологических установок, овладевали педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального взаимодействия.

После обсуждения в аудитории и проигрывании педагогических ситуаций в рамках осуществления сетевого взаимодействия были выходы в сетевую школу с целью посещения уроков учителей. После просмотра занятия учитель-супервизор, куратор университета провели брифинг «Общение и его роль в деятельности учителя», «Барьеры в педагогическом взаимодействии и общении». Студенты задавали вопросы по методике проведения занятия по методике организации благоприятного психологического климата на занятиях по физической культуре. Студентов интересовали вопросы, затрагивающие конфликты между учителями и учениками, учениками и учениками? что может вызвать, спровоцировать конфликты? Многие вопросы были связаны с личным опытом студентов, когда они были учениками. Студентов волновало, как учителя поступают в конфликтных ситуациях, возникающих на занятиях, как они решают проблемы аутсайдеров в классе, как мотивируют неуспевающих учеников и др.

Особенностью организации образовательного процесса по освоению учебного раздела модуля является формирование студентов способности к самостоятельному профессиональному развитию, которое может обеспечить сетевое взаимодействие вуза и школы. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов повышения эффективности образования. В сетевом взаимодействии происходит укрепление связи теории и практики в процессе реализации модуля, что позволит будущим учителям применять теоретические знания и практические умения для успешного начала работы в школе.

Так одним из заданий было проведение наблюдения в сетевой школе за тем, как учитель взаимодействует с учениками, учителями, администрацией школы. Отчет о результатах наблюдения предоставляется преподавателю к следующему занятию. Приведем некоторые выдержки из наблюдений:

‒ студенты отмечают демократический стиль общения учителя и учениками на уроке…

‒ благодаря учителю в классе во время урока присутствует положительный эмоциональный климат;

‒ учитель проявляет доверие и уважение к ученикам…

‒ между учителем и учеником идет активный диалог…,

‒ для более полного понимания детьми темы учитель применял похвалу, эмоционально подкреплял объясняемый материал…).

Еще одним из заданий, которое проводится на базе школы — студентам предлагается, наблюдая за учащимися в школе, составить три словесных портрета разных людей. Описание должно включать: внешность (выражение лица, одежда, предметы, находящиеся в руках, и т. п., настроение, особенности поведения, манеру говорить, голос, а также условия, в которых проводилось наблюдение).

Проанализировав описание, необходимо сделать выводы о том, что это за человек, какой у него характер, привычки, и т. д.

Приведем выдержки из словесных портретов учащихся, составленных студентами:

‒ ученица А. старательная, аккуратная, внимательная, отзывчивая, дружелюбная, добрая…

‒ ученик В. высокий, цвет волос каштановый…

‒ ученика Е. проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы на уроке....

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов по учебному предмету «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» применялись следующим образом.

Текущий контроль осуществлялся в форме проверки домашних заданий, которые представляют собой письменное изложение студентом какой-либо проблемы, поставленной при прохождении темы и освещенной в предложенных текстах. По каждой теме контролируется два типа работ студента: работа по вопросам домашнего задания и специализированные практические задания. Результаты работы представляются на практическом занятии устно. Практическая часть работы по теме представляется в письменной форме с выполнением соответствующей обработки учебных материалов. соответствующего профиля.

При оценке выполнения домашних заданий учитывается те знания, умения, трудовые действия, которые демонстрирует студент: правильность выполнения домашних работ; полнота освещения темы; активность студента в деловых играх, дискуссиях, интерактивных формах занятий.

При оценке анализа коммуникативных программ учитывается: полнота и соответствие структуре анализа по классификационным, конструкционным и др. показателям, предъявленным студентам заранее; обоснование выводов и рекомендаций.

При оценке сюжетного представления учитывается: способность организации работ в малых группах, согласование интересов всех участников-разработчиков коммуникативной программы; цели, задачи, структура, определение контингента учащихся; сценарий представления (перфоманса); инновационность подходов к разработке коммуникативных программ; апробирование коммуникативных программ; наличие отзывов и рецензий образовательных организаций; наличие заказчиков.

При оценке решения ситуационной задачи учитывается: соответствие структуре анализа ситуации; обоснование выводов и рекомендаций.

При оценке образца коммуникативной программы учитывается:

‒ согласование темы и задач коммуникативных программ с сетевой школой-заказчиком,

‒ формулирование проблемы, цели и задач коммуникативной программы,

‒ соответствие результатов исследования первичному заданию и плану работы,

‒ оценка реальности коммуникативных программ,

‒ представление полученных данных и их интерпретация,

‒ обоснованность выводов и рекомендаций,

‒ апробирование коммуникативных программ,

‒ наличие отзывов и рецензий образовательных организаций,

‒ презентация и защита коммуникативных программ.

Разработанная программа учебного предмета является эффективным средством подготовки студентов к реализации взаимодействия с участниками образовательного процесса в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный предмет, учитель, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, студент, успешный ученик, ученик, деловая игра, коммуникативная программа, современный ученик.

Похожие статьи

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Современные ИКТ-возможности для формирования и развития...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Формирование диалогического взаимодействия...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Условия успешного взаимодействия педагогических...

Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

дебаты, учащийся, урок, совместная деятельность, современное общество, учебный процесс, дискуссия, обучающийся, умение.

Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Построение образовательной среды современной школы. - Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Похожие статьи

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Современные ИКТ-возможности для формирования и развития...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Формирование диалогического взаимодействия...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

образовательный процесс, учитель, учебный предмет, ученик, успешный ученик, студент, Психолого-педагогическая основа взаимодействия, современный ученик, коммуникативная программа, деловая игра.

Условия успешного взаимодействия педагогических...

Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения.

Учительученик — родитель: взаимоотношения. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

дебаты, учащийся, урок, совместная деятельность, современное общество, учебный процесс, дискуссия, обучающийся, умение.

Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Построение образовательной среды современной школы. - Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.