Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Артюгина О. Н., Кофлер И. Р. Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/102/23389/ (дата обращения: 13.12.2018).



)

 

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, межличностные отношения, вербальное общение, невербальное общение, «авторитарный», «либеральный» и «демократический» стили общения.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха, в том числе и педагога.

Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов эффективного общения.

Жизнь вносит заметные коррективы в сложившиеся за последние десятилетия взаимоотношения между поколениями «отцов и детей». Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных отношений между теми, кто учит, и кого учат.

Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением.

Определение педагогическому общению впервые у нас в стране дал А. А. Леонтьев в исследовании, посвященном данной проблематике: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся» [1, с. 3].

Изучение и анализ литературы показывает, что есть и другие взгляды на эту проблему, в целом дополняющие мысль А. А. Леонтьева. «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств, а также целостная «трансляция» личности педагога, причём педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им» [2, с.58].

Определения учёных позволяют нам выделить главную идею,вокругкоторой строится понимание педагогического общения, его роль в этом процессе. Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса. Задача педагога — совместно с учеником обеспечить организацию и эффективность обучения. Какова же роль психологических факторов, влияющих на этот процесс? Вспомним, что предыдущий анализ психологических исследований привёл нас к выводу о приоритете субъект-субъектных взаимоотношений перед другими, альтернативными им — субъект-объектными. Позволим себе сделать предположение о приоритете субъект-субъектных взаимоотношений в педагогическом процессе между педагогом и учеником. Назовём это взаимодействие взаимоотношениями межличностной направленности.

Прежде чем рассматривать вопрос о применении тех или иных форм межличностных взаимоотношений в обучении, необходимо подробнее остановится на внутренних механизмах функционирования общения в педагогическом процессе. С этой точки зрения нас интересуют виды, средства, функции, стили и этапы его развития. Рассмотрим их подробнее.

Изучение научных трудов и психологических исследований по проблеме педагогического общения позволяет нам обобщённо выделить следующие его виды:

  •   материальное общение (осуществляемое по средствам действий),
  •   смысловое общение (осуществляемое по средствам слова),
  •   знаковое общение (осуществляемое по средствам жестов и мимики).

Среди средств педагогического общения выделим главные: это вербальные и невербальные средства, в педагогическом процессе они находятся в постоянной, живой взаимосвязи. Несмотря на их органическое соединение, подробнее остановимся на каждом в отдельности.

Речь является основным регулятором взаимодействия, характеризующим человеческий уровень общения. По своим характеристикам речь в процессе общения может быть: информационной, развлекательной, воодушевляющей, утверждающей, призывающей к действию и т. д. Она служит инструментом методологической организации материала. Среди методов выделяются такие как: исторический (последовательный), концентрический, ступенчатый и метод проблемного изложения. Существенную роль в речевом процессе играет определённая палитра оттенков речи, которая своей тональной окраской голоса, с одной стороны, выражает отношение субъекта (говорящего) к объекту (субъекту разговора), с другой стороны — оказывает воздействие тоном голоса, оттенками речи на того, к кому она обращена. В палитре речи оттенки голоса располагаются между эмоциональным воодушевлением и менторским тоном. Это как бы крайние тональные их характеристики. Штрихи голоса, динамика речи, наконец, паузы в процессе речевого общения — всё это составляет тот профессиональный арсенал вербального общения, который является частью профессионально-педагогического мастерства в руках педагога.

В этой связи преодоление конфликтности достигается, в первую очередь, на речевом уровне. Исследования учёных показывают, что пренебрежение коммуникативной направленностью речи, приводит к отсутствию контактов преподавателя с учеником. Вербальное общение — основа педагогического процесса, это один из главных инструментов, в котором все особенности педагога: его эрудиция, педагогическое мастерство, личностные особенности, знания и умения, проявляются наглядно [3, с. 5].

Средства невербального общения, в свою очередь, являются важной составляющей процесса педагогического общения. Жесты и мимика дополняют и подчёркивают речевой уровень говорящего. Они являются информацией для оценки состояния партнёра, его отношение к диалогу, позволяют скорректировать собственную позицию в общении. Выражение лица, выражение глаз, походка, жесты — всё это важнейшие компоненты общения, которые мы относим к невербальным средствам. Гармоничное сочетание вербальных и невербальных средств — важное условие эффективного взаимодействия вступающих в контакт субъектов.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов. В образовательном процессе "...это индивидуально-своеобразная манера действий» (А. А. Бодалёв), зависящая от особенностей коммуникативных умений педагога. Учёные высказывают разнообразные точки зрения по поводу стилей общения в педагогическом процессе. Н. Ф. Маслова выделяет два главных стиля: демократический и авторитарный, отмечая при этом, что «авторитарность» в общении с учеником имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. А. А. Бодалёв, в своём исследовании выделяет три стиля: автократический, либеральный и демократический. Н. А. Березовин и Я. Л. Коломинский рассматривают пять стилей отношений в педагогическом процессе: активно-положительный; ситуативный; пассивно-положительный; пассивно-отрицательный; активно-отрицательный.

Опыт педагогической работы даёт нам возможность изложить наше видение этой проблемы. Мы, выделяем три стиля педагогического общения. Это — авторитарный, либеральный и демократический. В этом определении наша позиция совпадает с позицией А. А. Бодалёва. В тоже время, каждый из трёх пунктов, особенно первый и третий, подлежат более детальной расшифровке.

Что представляет собой авторитарный стиль педагогического общения? Это, конечно, особый тон голоса, сдержанность речи, жеста, пресечение возражений со стороны ученика и т. д. Каковы результаты такого общения? Первое — возможно главное — это беспрекословное подчинение педагогу; в то же время, быстрый темп деятельности в процессе занятий, желание сделать, так, как того требует преподаватель. Возможно, это положительные стороны такого стиля общения. Каковы же его отрицательные стороны? Исследователи доказывают, что увеличение дистанции между педагогом и учеником, приводят к репродуктивным методам обучения и формализму всей системы взаимодействия.

Либеральный стиль общения, по нашему мнению, включает в себя две составляющие. Предлагаем разграничение этого понятия на: неустойчивое и нейтральное общение. Неустойчивое общение, по нашему мнению, хуже, чем авторитарное, поскольку сочувствие и сопереживание преподавателя, не подкреплённые его профессиональными умениями, воспринимаются учеником как формальные и не вызывают встречного отклика, в худшем случае — сочувствие со стороны объекта обучения. Нейтральное общение –это то, когда педагог не высказывает оценочных суждений, не проявляет заинтересованности в происходящем. В этом случае, педагог становится неинтересен ученику, и тот, в свою очередь, начинает избегать с ним контактов.

Демократическое общение подразделяется на две, различные по своему значению категории: доброжелательное и увлечённое общение. В первом случае, педагог внимательно слушает, не перебивая, своего подопечного, беседует с ним, вступая в диалог, дискуссию и т. д. У ученика, в этом случае, складывается чувство собственного достоинства, возникают условия для мотивации деятельности, что является важнейшей задачей педагогического процесса. Это доброжелательное общение. При увлечённом педагогическом общении возникает тесная взаимосвязь профессионально-творческих интересов двух субъектов учебного процесса, в котором переплетаются деловые и личные отношения в ходе их совместной деятельности. Возникает содружество и сотворчество между педагогом и учеником как результат такого общения.

Важнейшим качеством любого педагога является умение организовать взаимодействие с обучаемыми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Это приводит нас к мысли об определённых способностях, необходимых для осуществления плодотворной педагогической работы. Способность взаимодействовать с учеником — признак коммуникативной способности педагога. Способы взаимодействия с воспитанником говорят, с одной стороны, о качествах коммуникативных способностей, с другой — о личностных качествах самого преподавателя и его психолого-педагогической направленности в процессе обучения.

Педагогическая деятельность в профессиональном отношении предполагает понимание структуры и знание законов педагогического общения. Это говорит о необходимости развития коммуникативных способностей и достижении определённого уровня коммуникативной культуры преподавателя. Оптимальное педагогическое общение, по мнению А. А. Леонтьева, то, которое способствует развитию мотивации в процессе обучения и обеспечивает творческий характер его протекания, создаёт благоприятный эмоциональный климат, снимает психологические барьеры во взаимодействии и т. д.

Педагогический опыт и деятельность выдающихся педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского показывает, что именно владение общением (с учениками, учащимися, студентами) как инструментом воздействия, во многом обеспечивает эффективность учебного и воспитательного процесса. Это позволяет сделать вывод о том, что общение в педагогических условиях не только коммуникативный или социально-психологический, но и профессионально-этический феномен. И действительно, обучение, в котором каждый элемент взаимодействия «освящён» нравственным опытом педагога, воспитателя, приобретает истинно высокое звучание в плане преемственности человеческой культуры. Но для практической реализации таких установок необходимо овладеть и постоянно совершенствовать «технологию» взаимодействия, технику общения с учениками самого разного уровня умственного, физического и психологического развития.

Крометого, педагог должен учитывать целый ряд индивидуальных способностей и психологических особенностей ученика, а также индивидуальные особенности своего общения и планируемые методы воздействия. Здесь наблюдается следующая зависимость: методика работы педагога с учеником опосредуется системой общения. С другой стороны, избираемые пути общения обусловливаются стратегией избранной методики педагогического воздействия.

Прежде всего, продуктивно-организованный творческий процесс педагогического общения должен обеспечить благоприятный психологический контакт между педагогом и учеником, превратив их, тем самым в субъектов по общению, а характер их взаимодействия вывести на уровень субъект-субъектного межличностного взаимодействия. Общение на этом уровне обеспечивает перевод ученика с привычной для него позиции ведомого на позицию сотрудничества, а следовательно, превращает педагога и воспитанника в субъектов педагогического творчества. Это, в свою очередь, создаёт условия для формирования положительной мотивации обучения; способствует творческому раскрытию и самореализации личности как педагога, так и учащегося. Вместе с тем, на основе психологического контакта строится система педагогических и воспитательных отношений, что способствует формированию познавательной направленности личности, а также преодолению психологических барьеров в процессе учебной деятельности (возрастных и эмоциональных). Продуктивно-организованное педагогическое общение помогает построить целостную социально-психологическую структуру учебного процесса.

Следует отметить, что продуктивность общения находится в прямой зависимости от отмеченных в нашем исследовании педагогических качеств, которыми являются коммуникативные способности преподавателя. Продолжая эту мысль, добавим, что способность к общению с учеником должна быть основана на твёрдом фундаменте любви к нему, на том, что называется профессионально-педагогической направленностью личности преподавателя. «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с людьми... педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него» [4, с.134]. В процессе этой деятельности развивается и призвание к ней.

Таким образом, по ходу нашего изложения сделаем некоторые выводы. Общение даёт возможность оценивать, анализировать, диагностировать личность; выявлять и узнавать качества, интересы личности, мотивы деятельности и её способности; позволяет корректировать и согласовывать цели настоящего и будущего взаимодействия.В педагогической деятельности общение выступает как своеобразный источник развития личности. Оно преобразуется в зависимости от целей, содержания, способов и форм организации учебно-воспитательной деятельности. Коммуникативные способности и умения педагога делают процесс обучения плодотворным. Межличностный характер взаимодействия педагога и ученика, основывающийся на фундаменте межсубъектных взаимоотношений, создают условия для педагогического сотрудничества, которое, в свою очередь, является основой организации творческого процесса обучения.

 

Литература:

  1.                     Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Знание. — М., 1979г. — 3 с.
  2.                     Щукина Г. И. К вопросу о критериях ценности педагогических исследований. // Советская педагогика. — 1972. — № 9.С 78
  3.                     Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. С 350.
  4.                     Сухомлинский В. А. Разговор с молодым учителем школы. 2-е издание Москва: Просвещение,1979. С 134.
  5.                     Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982г. С 101.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогический процесс, ученик, педагог, общение, педагогическая деятельность, процесс обучения, стиль общения, учебный процесс, вербальное общение.


Ключевые слова

межличностные отношения, невербальное общение, педагогическое общение, вербальное общение, «авторитарный», «либеральный» и «демократический» стили общения

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Мастерство невербального педагогического общения как...

В основе процесса образования лежит педагогическое общение.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем 20–30 % информации.

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью...

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Мастерство невербального педагогического общения как...

В основе процесса образования лежит педагогическое общение.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем 20–30 % информации.

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью...

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Задать вопрос