Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС
Автор: Мархотка Татьяна Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.09.2016
Статья просмотрена: 2393 раза
Библиографическое описание:
Мархотка, Т. П. Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС / Т. П. Мархотка. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10986/ (дата обращения: 03.12.2024).
Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Но на сегодня важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Потребность обычно определяют, как необходимость учащихся выполнять какую-либо деятельность. Когда потребность сознается учащимися, возникает побудительная сила к действию — мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируются потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой. Проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям обучающихся физической культурой наиболее остро возникает с переходом обучающихся в основную школу. Спонтанный интерес, который испытывают младшие школьники ко всем занятиям, в том числе и занятиям физической культурой, в подростковом возрасте начинает снижаться. Чтобы обучение у подростков было активным и успешным, учебный процесс необходимо строить на основе двух составляющих: 1)понимания обучающимися важности систематических занятий физической культурой для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д.; 2) получения положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений и достижения важных для обучающихся целей (например, для мальчиков — повышение силы, для девочек — исправлять недостатки телосложения). [2,с.37]
К основным видам потребностей, которые лежат в основе воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, относятся:
‒ потребность в активной двигательной деятельности,
‒ потребность в общении и совместной деятельности,
‒ самоутверждения в коллективе,
‒ в познании интересных новых сведений о двигательной деятельности,
‒ в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями. [2,с.167]
Двигательная активность — желание своевременно и интенсивно выполнять физические упражнения. Для удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности необходимо строить уроки физической культуры так, чтобы они были насыщены достаточным объемом разнообразных, интересных упражнений, используя при этом все разнообразие средств и методов обучения. Важно на уроке создавать для каждого ученика ситуацию успеха, одобряя и поддерживая его. Активно использовать индивидуальный подход, показывая каждому ребенку необходимость физического развития в гармоничном развитии личности. Постоянный контроль за обучающимися на уроке, их оптимальная загруженность активизируют подростков, повышают интерес к уроку физической культуры. На уроках важно оценивать двигательную активность ребенка, что является новым подходом к оценке обучающихся.
Для удовлетворения потребности школьников данного возраста к совместной деятельности и общению необходимо применять технологию сотрудничества. Она является наиболее эффективной технологией личностно ориентированного образования. В обучении сочетать коллективные, групповые формы работы с индивидуальной. В организации групповой работы важно использовать парную работу и работу малых групп, где каждый ученик выполняет задание определенного уровня, которое соответствует индивидуальным особенностям, опыту, подготовке, интересам. Успех группы зависит от вклада каждого, что стимулирует индивидуальную ответственность каждого и ответственность группы за всех. Таким образом, на таких уроках формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, навыки самостоятельного учения, присутствует диалог, принятие ответственных решений. Необходимо учитывать дружеские привязанности и симпатии при составлении групп, совместно осваивающих двигательные действия на уроках физической культуры. Важно поощрять их совместную деятельность. Потребности в общении и совместной деятельности успешно воспитываются и при выполнении многих игровых упражнений, при проведении командных эстафет, в процессе использования спортивных игр.
В подростковом возрасте актуальной становится потребность ксамоутверждению в коллективе. Школьники данного возраста болезненно воспринимают недостатки в двигательной сфере. Необходимо воздерживаться от резких критических замечаний по этому поводу. Наоборот, важно подчеркивать во время уроков достижения обучающихся в двигательной деятельности, что создаст положительную мотивацию к занятиям физической культурой.
Очень сильны у школьников данного возраста потребности в познавательной деятельности. Для этого полезно проводить интересные примеры из жизни великих людей, рассказывать о реальных событиях, где говорится о том, как можно избежать сложных ситуаций при помощи спортивных навыков, демонстрировать занимательные факты, которые будят воображение школьников и стимулируют их интерес. Для стимуляции познавательной деятельности полезно использовать межпредметные связи, метод проектов. Стимулируют познавательный интерес школьников также интересная постановка новой темы урока, нетрадиционный подход к структуре, использование новых упражнений или знакомых заданий, но применяемых в неожиданных сочетаниях. Главное сделать так, чтобы школьник стал активным «потребителем» знаний, понимая, что наука, которая им преподается на уроке физической культуры, представляет для них большую ценность как сейчас, так и последующей взрослой жизни. [2,38]
Эстетические потребности проявляются в этом возрасте наиболее сильно. Предметом эстетического восприятия на уроке физической культуры являются красиво оформленная обстановка (чистый, ярко покрашенный зал, плакаты и т. д.), форма проведения урока (четкий порядок, подтянутость учителя и учеников, эстетическое выполнение упражнений, грамотная, красивая, образная речь учителя).
Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой — это проблема чрезвычайно важная и своевременная в сфере общего образования. Как показывает практика, выполнение такой задачи на уроке возможно лишь при системном использовании всего арсенала средств и методов, направленных на активизацию всех учащихся, пробуждения у них желания заниматься на уроках, осознании значимости своего труда.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальныйсайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
- Лях В. И., Г. Б. Мейксон «Физическое воспитание учащихся 5–7 классов». Москва. «Просвещение», 1997