К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 23.12.2013

Статья просмотрена: 2329 раз

Библиографическое описание:

Уколов, А. В. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом / А. В. Уколов, Т. Е. Жильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8727/ (дата обращения: 22.11.2024).

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать гармоничному физическому совершенствованию, укреплению здоровья и формированию спортивной культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивная педагогика, мотивация на занятия спортом, спортивная культура, возрастная периодизация.

Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60–70 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1.                  Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2.                  Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3.                  Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Спортивная педагогика, все еще оставляет в тени вопросы изучения процессов формирования мотивации на занятия физической культурой и спортом, а также разработку на этой основе принципов управления (регуляции, коррекции) привлечения и сохранения контингента занимающихся. Одной из главных особенностей успешной реализации программы здорового образа жизни и занятия спортом старших школьников является целенаправленное управление мотивацией спортивной деятельности и формирование спортивной мотивации в процессе физического воспитания в школе.

Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы. Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни. Важным является и определение соотношений в этом явлений личностного, биологического и социального. С педагогической точки зрения мотив представляется как первоначальная причина, побудительная сила, исходный «импульс» для осуществления той или иной деятельности [1, с. 319]. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания и др. Такое теоретическое представление мотива снимает многие противоречия в его определении содержания, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

Мотивация, представляя собой сложное психическое образование, включает всю совокупность различных побуждений (мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п.), что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в школе представляет собою сложное личностное образование, находящееся во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать гармоничному физическому совершенствованию, укреплению здоровья и формированию спортивной культуры [3, с. 59].

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся младших, средних и старших классов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь. Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль. Существенным аспектом этого процесса с позиции социальной детерминации личности, является связь мотива с потребностями, а последних — с объективными социальными условиями жизни. Если же связь «мотив — потребность» продолжить до «мотив — потребность — цель», и изучить ее, то можно говорить о вполне четком направлении, в котором необходимо организовать деятельность в области физического воспитания. Принцип формирования мотивации на высоком эмоциональном уровне и двигательной активности — главный принцип новой дидактической системы. Существует мнение, что неправильно понимать этот принцип как повышение некоторой абстрактной «средней нормы трудности». Важно другое: обучение должно давать простор и направление духовным силам ребенка, активизировать процессы двигательной активности, направленной на формирование мотивации на занятия спортом. Если усвоение нового материала не вызывает никаких препятствий, то формирование мотивации идет вяло и недостаточно.

Наиболее распространенные мотивы занятий физической культурой, их процентное соотношение, дающее возможность преподавателю или учителю при комплектовании групп точнее определить причины, побуждающие школьников выбирать какой-либо вид спорта. В результате исследования были выявлены четыре мотива К ним относятся мотивы: «самоутверждения», «самосовершенствования», «подражанию», «приглашения» [2, с. 341].

Так же существует мнение разделения всех мотивов спортивной деятельности на два типа: по доминированию процессуальной или результативной мотивации. «Процессуальные мотивы характерны для лиц, ориентированных на занятия физической культурой, на участие в спортивной деятельности. Мотивы достижения высоких спортивных результатов, успехов в спорте у них отсутствуют или носят подчинительный характер [4, с. 82].

Итак, привлекая детей-подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, необходимо учитывать, что период старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности развития. Изменения, происходящие в этот период, затрагивают все системы органов. Старший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как такие дети наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа. Уделять время упражнениям на осанку.

Важнейшей задачей перед спортивными педагогами является формирование мотивации на занятия спортом в процессе физического воспитания в школе. Занятия физической культурой и спортом, благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством профилактики вредных привычек являются занятия физкультурой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями способствует сохранению и укреплению здоровья детей старшего школьного возраста.

Литература:

1.                  Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 1972. — 343 с.

2.                  Теория и методика физической культуры: Учебник. Под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2007. 464 с.

3.                  Уколов А. В. Интегративная методика формирования мотивации занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе: дис.кан.пед.наук / А. В. Уколов– Тула, 2013 –154 с.

4.                  Barbuto, W. S. Motivation sources inventory: Development and Validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports / W. S. Barbuto, R. W. Scholl. — 1998, — 82 p.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, занятие спортом, физическая культура, двигательная активность, старший школьный возраст, формирование мотивации, занятие, спортивная деятельность, спортивная культура, укрепление здоровья.


Ключевые слова

физическое воспитание, спортивная педагогика, мотивация на занятия спортом, спортивная культура, возрастная периодизация., возрастная периодизация

Похожие статьи

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших школьников и студентов вузов

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется удовлетворением следующих потребностей: двигательных, безопасности, социальных связей и самореализации. Формирование мотивации занятия спортом старших школьников...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Возможности детского конструирования как средства формирования основ естественно-научного образования старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в занятиях конструированием наблюдается значимый прогресс в динамике интеллектуального развития ребенка, расширения его естественно-научного кругозора, развития познавательных способност...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Значение занятий физической культурой и спортом в исправлении осужденных

В представленной работе рассматривается значение занятий физической культурой и спортом как фактора, способствующего исправлению осуждённых, а также определяется их роль в этом процессе. Помимо того, вопрос рассматривается с точки зрения психологичес...

Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности

В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Похожие статьи

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших школьников и студентов вузов

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется удовлетворением следующих потребностей: двигательных, безопасности, социальных связей и самореализации. Формирование мотивации занятия спортом старших школьников...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе

Деятельность человека как отношение к реальной действительности — это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив к занятию спортом — формирующее и направляющее начало спортивной активности. Повышение спортивного мастерства форм...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Возможности детского конструирования как средства формирования основ естественно-научного образования старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в занятиях конструированием наблюдается значимый прогресс в динамике интеллектуального развития ребенка, расширения его естественно-научного кругозора, развития познавательных способност...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Значение занятий физической культурой и спортом в исправлении осужденных

В представленной работе рассматривается значение занятий физической культурой и спортом как фактора, способствующего исправлению осуждённых, а также определяется их роль в этом процессе. Помимо того, вопрос рассматривается с точки зрения психологичес...

Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности

В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Задать вопрос