Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы
Авторы: Шкаева Юлия Сергеевна, Жиденев Станислав Владимирович
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 10.09.2015
Статья просмотрена: 872 раза
Библиографическое описание:
Шкаева, Ю. С. Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы / Ю. С. Шкаева, С. В. Жиденев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8696/ (дата обращения: 17.12.2024).
11–12-летний возраст — благоприятный возраст для дальнейшего формирования и воспитания ценностных ориентиров. В этот период процесс воспитания ценностных ориентиров возможен благодаря целенаправленной совместной работе родителей и школы и не может рассматриваться в отрыве от семьи.
Семья — это главный социальный институт любого общества. Именно семья имеет уникальную способность заложить фундамент формирования нравственных качеств и личности ребенка с самого рождения, осуществление преемственности поколений. Родителям отводится ключевая роль в воспитании ребенка, подготовке к жизни, труду. Воспитание таких качеств, как честность, добродушие, сострадание, жертвенность, тактичность, забота, понимание у учащихся в этом возрасте — залог уважительного и заботливого отношения к родителям.
В трудах отечественных педагогов Ш. А. Амонашвлили, Ю. К. Бабанского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Г. А. Поедоносцева, Н. Е. Щурковой, С. Т. Шацкого — изучены проблемы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственного развития школьников. В работах была признана необходимость просвещения самих родителей, создания коллективов педагогов, включая в него родителей, важность нравственных приоритетов, признания индивидуальности и самобытности в каждом из учащихся.
Наиболее последовательно педагогический аспект взаимодействия школы и семьи в вопросах формирования нравственных ориентиров учащихся рассмотрен в трудах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Поэтому, по мнению Сухомлинского, успешность воспитания зависит от того какие взаимоотношения сложились между педагогами и родителями, можно ли эти взаимоотношения назвать сотрудничеством или взаимосотрудничеством.
Ключевые идеи В. А. Сухомлинского по сотрудничеству школы и семьи используются школой и на современном этапе.
Одним из наиболее оптимальных организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентиров учащихся является сотрудничества современной школы и семьи, в основе которого лежит сотрудничество. Инициатором такого сотрудничества, по нашему мнению, должны выступать высококвалифицированные, ответственные педагоги, имеющие опыт в подобных работах, нацеленные на результат.
В процессе сотрудничества школы и семьи можно выделить несколько основополагающих принципов:
1. принцип единства в вопросах воспитательного воздействия педагогов и родителей. Сущность этого принципа заключается в том, чтобы все участники образовательного процесса (педагоги, родители, общественные организации) в ходе совместной деятельности в вопросах воспитания действовали вместе, предъявляли воспитанникам единые, согласованные требования;
2. принцип системности, организующий процесс формирования ценностных ориентиров у учащихся;
3. принцип последовательности и добровольного активного участия родителей в педагогическом процессе.
Автором Л. М. Байородовой определены организованные формы взаимодействия учителей и родителей. Среди них можно выделить: коллективные, групповые и индивидуальные формы.
Коллективные — родительские собрания, родительские лектории, встреча родителей с администрацией школы, родительские конференции.
Групповые — привлечение в работы класса, школы родительского комитета, консультации, встречи со специалистами.
Индивидуальные — индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные поручения и т. д.
На наш взгляд, наиболее актуальной формой воздействия между школой и родителями, на сегодняшний день, является наглядно-информационная форма. Примером наглядной формы взаимодействия может служить выставка детских творческих работ по курсу ОРКСЭ на темы: «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
Формы взаимодействия современной школы и семьи претерпевают ряд изменений. Современные социально-экономические условия заставляют учебные заведения конкурировать между собой, находить оптимальные условия для повышения качества образовательного процесса, включая и духовно-нравственное развитие, и воспитание учащихся. Без правильно подобранной стратегии взаимоотношений с родителями учащихся добиться успеха будет гораздо сложнее.
Под ценностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей в рамках курса ОРКСЭ нами понимается выбор совместных путей с целью формирования у учащихся ценностных ориентиров.
Проанализировав труды отечественных педагогов, диссертационные исследования, практический опыт прошлых лет, нами был разработан образец взаимодействия педагогов и родителей по формированию ценностных ориентиров на основе курса ОРКСЭ.
Этот образец будет состоять из следующих этапов:
1. целевой: на данном этапе формируется цель, задачи, методы, формы ценностно-ориентированного сотрудничества педагогов и родителей;
2. организационный: разрабатываются виды совместной деятельности а) педагогов и учащихся; б) педагогов и родителей: в) родителей и учащихся;
3. оценочный: показатели, уровни, критерии сформированности ценностных ориентиров учащихся.
Цель сотрудничества педагогов и родителей в рамках курса ОРКСЭ состоит в организации учебно-воспитательного процесса по формированию и воспитанию ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов.
Задачи ценностно-ориентированного сотрудничества педагогов и родителей состоят в следующем:
1. своевременная и целенаправленная подготовка преподавателей по вопросам духовно-ценностного воспитания учащихся, повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах ценностно-ориентированного сотрудничества с родителями;
2. изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала и возможностей. Как правило, различают 4 типа семьи по показателям нравственной воспитанности и развития: 1 тип — семьи с высоким уровнем нравственной сформированности; 2 тип — стандартные семьи, там, где существуют нормальные отношения между родителями и детьми, но положительная динамика в развитии духовно-ценностного развития наблюдается слабо; 3 тип — конфликтные семьи, родители не обращают внимания на духовно-ценностные потребности детей, выясняют отношения между собой; 4 тип — в основном неблагополучные семьи, родители ведут аморальный образ жизни;
3. организация родительских собраний, семинаров для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в рамках апробации курса ОРКСЭ. К примеру, на родительских собраниях родители знакомятся с актуальностью и необходимостью преподавания курса ОРКСЭ, получают дополнительную информацию, знакомясь с учебными пособиями, книгами, мультимедийными презентациями. Собрание сопровождается электронной презентацией;
4. организация совместной досуговой деятельности на основе изучения культуры народов Поволжья и эстетических ценностей, как в школе, дома, так и в социуме.
Учебный курс ОРКСЭ имеет большой потенциал для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую внеурочную деятельность. Использование различных видов деятельности при изучении данного курса способствует налаживанию контактов и взаимопонимания между педагогами и родителями, сплочению родителей и детей. Помимо этого, совместное сотрудничество педагогов, родителей, учащихся способствует воспитанию и дальнейшему формированию семейных ценностей — любви, взаимоуважения, взаимопомощи, заботы друг о друге, сочувствия, сопереживания и т. д. На практике, совместное сотрудничество между школой и родителями по воспитанию ценностных ориентиров можно использовать на Днях открытых дверей (открытые уроки на темы, «Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества», «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти», «Мораль защитника Отечества» и т. д.); помощь в проведении внеклассных занятий, праздников («Семейные праздники как одна из форм исторической памяти»), совместная работа родителей и учащихся при выполнении творческих работ («Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»).
Ценностно-ориентированное сотрудничество между педагогами и родителями придерживается следующих ключевых принципов:
1. следование тезису «принимать любого учащегося, таким как он есть»;
2. признание ценности сотрудничества педагогов, учащихся, родителей;
3. целенаправленное внимание и педагогическое воздействие педагогов и родителей на формирование и воспитание ценностных ориентиров учащихся.
На уроках ОРКСЭ мы предлагаем использовать следующие формы ценностно-ориентированного сотрудничества: совместная проектная деятельность родителей и детей, экскурсии, творческие вечера и гостиные, семейные праздники, совместный поход в театр и др.
Рис. 1. Образец сотрудничества педагогов и родителей по формированию ценностных ориентиров в рамках изучения курса ОРКСЭ
Из этого следует, что ценностно-ориентированное сотрудничество будет способствовать формированию и развитию различных видов деятельности между взрослыми и учащимися, где и взрослые, и учащиеся будут представлять единый сплоченный коллектив, занимаясь при этом понятной и интересной деятельностью. Содержательной основой этой деятельности будут выступать духовно-нравственные ценности.
Формирование ценностных ориентаций учащихся 4–5-х классов возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
Формирование ценностных ориентаций учащихся 4–5-х классов возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
Литература:
1. Гризик, Т. И. Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Гризик, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Акулова / под ред. Ю. В. Иконникова. — М.: Просвещение, 2012. — 205 с.
2. Михайлова, Е. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е. В. Михайлова. — М.: Экон-Информ, 2009. — 164 с.
3. Макаренко, А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М.: Карапуз, 2009. — 288 с.
4. Попов, Л. М. Добро и зло в этической психологии личности [Текст] / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Изд-во института психол. РАН, 2008. — 240 с.
Похожие статьи
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...
Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики
В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий
В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников
В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...
Развитие исследовательской активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по химии
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, педагогам дополнительного образования, которые осваивают современные технологии по Федеральному стандарту образования в новой редакции. Представленный оп...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...
Похожие статьи
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...
Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики
В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий
В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников
В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...
Развитие исследовательской активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по химии
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, педагогам дополнительного образования, которые осваивают современные технологии по Федеральному стандарту образования в новой редакции. Представленный оп...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...