Возможности проектирования и исследования в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Дата публикации: 08.09.2015

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Батина Л. В. Возможности проектирования и исследования в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 59-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8646/ (дата обращения: 16.08.2018).

Модернизация системы образования требует от учителя совершенно нового подхода к образовательному процессу. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и выбор, и внедрение в практику учителя современных продуктивных технологий, стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектно — исследовательской деятельности учащихся.

Младшие школьники по своей сути маленькие исследователи. При правильной организации проектно-исследовательской деятельности, они активно и с большим интересом участвуют в ней. Поэтому в ходе работы педагогу важно понимать, в чем суть проекта и исследования, знать их сходства и различия.

Проект — от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Метод проектов и метод исследования направлены на:

-                   развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-                   формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

-                   умения самостоятельно конструировать свои знания;

-                   умения интегрировать знания из различных областей наук;

-                   умения критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Для проектной технологии и технологии исследовательской деятельности характерны:

-                   наличие проблемы;

-                   значимость предполагаемых результатов для учащихся;

-                   самостоятельная деятельность ученика;

-                   четкая структура, предполагающая наличие определенных этапов и соответствующих каждому этапу результатов деятельности;

-                   использование исследовательских методов: определение проблемы, цели, задач, выдвижение гипотез, методов работы, сбор и систематизация информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Большинство методистов выделяют следующие этапы работы над проектом, исследованием.

Этапы работы

Проект

Исследование

I этап — погружение (подготовительный):

Определение темы и названия проекта (исследования), поиск и анализ проблемы; формирование интереса к данной теме, первичного представления об изучаемом объекте, создание условий для дальнейшей творческой работы.

II этап — организация деятельности:

Постановка цели; обсуждение возможных вариантов работы, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей.

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования.

III этап — осуществление деятельности:

активная самостоятельная деятельность: выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

подготовка к презентации.

сбор информации, решение промежуточных задач, описание процесса исследования, фиксация результатов; подготовка к презентации результатов.

IV этап — презентация:

демонстрация понимания проблемы, цели и задач выполненной работы; анализ результатов и взаимооценка качества выполнения проекта.

обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Видим, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Итак, рассмотрев сходства и различия исследования и проекта, дадим определения видам деятельности, в основе которых они находятся.

Проектная деятельность — это совместная учебно — познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект — это замысел, план, творчество по плану. Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла.

Исследовательская деятельность — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование — это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности — приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа усвоения действительности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Оба метода (проектный и поисковый) относятся к личностно — ориентированной технологии. Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Использование методов исследования и проектирования предполагает совершенно другой стиль обучения и для достижения результата педагогу необходимо:

-                   владеть системой исследовательских и поисковых методов;

-                   учить детей самостоятельно мыслить, умело организуя для этого самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

-                   учить находить и решать проблемы, принимать самостоятельные аргументированные решения;

-                   уметь интегрировать знания из разных областей для решения проблемы проекта (исследования);

-                   уметь прогнозировать результаты;

-                   уметь организовывать и проводить дискуссии;

-                   научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Деятельность субъектов процесса проектирования (исследования)

Цель этапа

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Для чего?

Целеполагание

-                   Выбор темы и цели проекта.

Зачем необходим проект? (выступить перед одноклассниками, сделать подарок, подготовиться к празднику и др.)

-                   Уточнение информации.

-                   Обсуждение задания.

-                   Определение количества участников и состава группы.

-                   Мотивация учащихся.

-                   Постановка цели.

-                   Создание необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся.

-                   Наблюдение.

Что делать? (работа над образом)

Разработка

-                   Обсуждение и выбор темы (изделия).

-                   Планирование и проработка итогового результата (продукта): что будет конечным результатом — изделие или информация; представление различных вариантов конечного образа, выбор лучшего.

-                   Определение конструкции изделия или формы подачи информации (отчет — письменный или устный, фильм, макет, сборник, праздник, компьютерная презентация и пр.).

-                   Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для исследования.

-                   Помощь в конкретизации темы и цели.

-                   Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы

-                   Наблюдение.

 Как? (технология изготовления)

-                   Определение источников информации (прочитать в книге, найти материал в Интернете, понаблюдать и пр.)

-                   Подбор технологии выполнения и продумывание процесса изготовления итогового результата.

-                   Продумывание возможных проблем и их решение.

-                   Подбор материалов, инструментов и технических средств.

Наблюдение, советы.

Косвенное руководство деятельностью.

 Воплощаем замысел

Выполнение

Процесс выполнения проекта:

-                    Распределение ролей и обязанностей в коллективном или групповом проекте;

-                    Поиск и отбор нужной информации (книги, журналы, энциклопедии и пр.)

-                    Изготовление изделия или подготовка информации.

-                    Внесение необходимых добавлений, исправлений в конструкцию изделия или содержание и оформление информации.

-                    Организация и координирование отдельных этапов проекта.

-                    Наблюдение и консультирование.

 Что делали и как?

Защита

Рефлексия проделанной работы:

-                    Объяснение, что решили делать и для чего.

-                    Описание, как работали над замыслом.

-                    Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы.

-                    Как решались проблемы;

-                    Достигнут ли результат.

-                    Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

-                    Оценка степени усилий учащихся, креативности, качества использования источников информации, перспективы работы в данном направлении.

 

Анализируя таблицу, видим, что проектно — исследовательская деятельность дает учащимся возможность быть активными субъектами образовательного процесса, тогда как учитель играет лишь роль помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учеников.

С целью обеспечения эффективности проектно — исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать несколько моментов.

Работу необходимо начинать с выбора темы. Важно создать мотивацию для учащихся, поэтому тема должна быть интересна ребенку. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитель должен сам хорошо разбираться в данной теме, так как увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.

Далее следует определить тип проекта и количество участников.

Методисты выделяют следующие виды учебных проектов:

-                   по доминирующей в проекте деятельности

Исследовательские проекты имеют продуманную структуру реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Практико-ориентированные проекты ориентированы на социальные интересы самих участников. Они требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, где определены функций каждого ученика, а участие каждого из них способствует оформлению конечного результата.

В ходе игровых проектов участники принимают на себя определенные роли обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Творческие проекты предполагает свободный авторский подход в решении проблемы и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т. д.

-                   по количеству учащихся

Индивидуальные проекты

Групповые проекты

Коллективные проекты

-                   по предметно — содержательной области

Монопроекты (Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.)

Межпредметные (Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.)

-                   по продолжительности:

Мини — проекты (1 урок или менее),

Краткосрочные (4–6 уроков), недельные, долгосрочные (годичные).

Следующим этапом является определение цели, задач проектно — исследовательской деятельности. Далее планирование совместной деятельности, распределение ролей для работы в группе. Следует напомнить, что планирование, а также реализация и оценка проектов (исследований) должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Включать учащихся в проектно — исследовательскую деятельность начинаем с первого класса. Сначала это могут быть творческие и игровые проекты: рисунки, поделки, сборники стихов и загадок, книжки — малышки, коллажи, мини — инсценировки на уроках и во внеурочное время (участие школьных и внеклассных мероприятиях) и пр. Причём это могут быть как индивидуальные, так и парные, и групповые проекты: «Чудо — буквы», «Моя семья», «Мои увлечения», «Когда мои друзья со мной», «Лего: игра или серьезное занятие?», «Книжкины именины», «Будем вежливы» и др. Продолжительность работы над проектом при этом от 1 урока, до 1 недели.

Постепенно степень сложности выполнения проектов увеличивается. Так, во втором классе, дети знакомятся и выполняют практико — ориентированные проекты: «Жалобная книга природы», «Правила дорожные — знать каждому положено!»; информационные исследовательскими проекты: «Самые полезные конфеты», «Мой питомец — попугай», «Удивительные свойства воды», «Вулканы» и др. Причем одна и та же тема может быть выполнена на разном уровне сложности.

Приведем пример видов проектно — исследовательской деятельности во 2 классе.

Тема: «Загадочное вещество — вода». Проблема: зачем и как беречь воду?

Можно по — разному подойти к решению проблемы: нарисовать плакат в защиту воды, составить памятку «Береги воду!», написать мини — сочинение, практическим путем изучить свойства воды и сделать вывод об их уникальности, составить сборник пословиц и поговорок о воде и пр. Ученики сами выбирают. Причем это может быть как индивидуальный, так и коллективный проект или исследование. Продолжительность работы над проектом увеличивается: 1 урок или 1 -2 недели.

В 3–4 классах работа еще более усложняется. Появляются долгосрочные проекты (от 1 месяца до года). В это время проекты могут быть практико — ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, а также ориентируясь на личные интересы и увлечения учащихся, выбираем темы для детских проектов и исследований: «Прикоснись к природе сердцем», «Чудо — электричество», «Традиции наших предков», «Заповеди класса», «День матери», «Подвиг моего народа во время Великой Отечественной войны», «Будь здоров!», «Басни дедушки Крылова» и пр. Проектная деятельность в учебно — воспитательном процессе может быть оформлена как фрагмент урока и как самостоятельный метод организации внеурочной деятельности. Она может быть включена в индивидуальное или групповое задание на уроке, в творческую форму домашнего задания, в коллективную разработку мероприятия, праздника.

Следует отметить, что для включения учащихся в проектно — исследовательскую деятельность, необходима знакомая младшим школьникам и значимая для них проблема, лишь в этом случае проектная деятельность будет способствовать их социализации формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.

Постепенно (со 2 класса) учащиеся становятся участниками научно — практических конференций разного уровня. Участие учащихся в подобных мероприятиях поддерживает одаренных и талантливых учащихся, способствует адаптации учеников к современным условиям жизни, способствует развитию активности и творческих способностей учащихся, формирует познавательные мотивы учения, вызывает желание совершенствовать собственные знания, умения и личностные качества.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Итак, педагогическая значимость проектно — исследовательского метода состоит в том, что он:

-                   развивает личность каждого ребенка;

-                   открывает возможности формирования жизненного опыта;

-                   реализует принцип сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками;

-                   сочетает коллективное и индивидуальное творчество;

-                   стимулирует познавательную активность, творчество и самостоятельность ребёнка.

-                   способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем является важной и неотъемлемой частью учебно — воспитательного процесса в современных условиях. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

 

Литература:

 

1.      Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

2.      Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 176 с.

3.      Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.

4.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. — 80 с.

5.      Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

6.      Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337–341]

Основные термины (генерируются автоматически): проект, исследовательская деятельность, проектная деятельность, этап, учащийся, проблема, Постановка цели, задача, воспитательный процесс, внеурочное время.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна.

Все коллективные социальные проекты в образовательном комплексе делаются в одно и то же время по отделениям.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Организация проектной деятельности по биологии во...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Этапы исследовательской и проектной деятельности

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд...

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Организация учебно-исследовательской и проектной...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Похожие статьи. Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Характеристика процесса организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна.

Все коллективные социальные проекты в образовательном комплексе делаются в одно и то же время по отделениям.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Развитие личности учащегося посредством проектной...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Организация проектной деятельности по биологии во...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Этапы исследовательской и проектной деятельности

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд...

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Организация учебно-исследовательской и проектной...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Похожие статьи. Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Характеристика процесса организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное...

Задать вопрос