Исследовательская и проектная деятельность школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 1127 раз

Библиографическое описание:

Баймуханова Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7313/ (дата обращения: 22.08.2018).

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы — создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничество и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же любое исследование, в том числе учебное, исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов:

1)      выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования)

2)      выработку гипотез

3)      поиск и предложение возможных вариантов решения

4)      сбор материала

5)      анализ и обобщение полученных данных

6)      подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет)

Многие педагоги считают, что ученик, особенно младший школьник, не способен пройти через все эти этапы. Но опыт показывает, что все страхи и сомнения отступают, как только начинается реальная исследовательская деятельность с детьми. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности — развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И конечно не стоит путать результат с тем продуктом, который рождается в итоге труда маленького исследователя. Возможно, мы имеем дело не с одним результатом, как минимум с двумя. Первый, самый важный педагогический, и второй — это то, что ребенок создает своей головой и руками, — макет, проект, отчет.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого — либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проекта

Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно — урочной системы.

Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.

Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для меня, как для учителя, — увлечь учащихся показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и способностях, а также привлечь родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка.

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. [1,с.15]

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [4, с. 4].

Исследование может выступать компонентом проектной деятельности, а проектная деятельность может быть подчинённой по отношению к исследовательской, выполняться «внутри» исследования [1, с. 13].

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект. Это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Она должна быть взята из реальной жизни и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учеников в данной деятельности является необходимым условием успешной работы [2, с. 123].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей их деятельности: науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это решение теоретической проблемы — конкретные выводы; если решение практической задачи — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3, с. 4].

Задача учителя заключается в том, чтобы научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять результаты наблюдений, делать выводы.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у учащихся вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

При изучении темы «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе предлагаю ребятам провести исследовательскую работу «Открытие числа ». Класс разделён на 3 группы. В кабинете подготовлены для каждой группы два сдвинутых стола. На каждом столе набор из 10 предметов: круглая металлическая пластина, блюдце, диск СД, круглое зеркало, пуговица, картонный круг, круглый циферблат от часов, крышка от банки и т. д.

Цель работы: определить отношение длины окружности к её диаметру.

Этап 1. Актуализация знаний.

Учитель. Посмотрите, сколько разных предметов на ваших столах. Не заметили ли вы в них что-то общее? (Ребята отвечают). Вы заметили, что все они имеют форму круга. А сейчас вспомним, что такое круг, что такое окружность и чем они отличаются. Обсудите это в группах.

Этап 2. Постановка проблемы.

Учитель. Буквой D мы обозначаем длину диаметра. Проверьте в своих группах, все ли хорошо находят радиус окружности и её диаметр на круглом предмете. А теперь измеряем длину окружности. (Ребята пытаются измерить длину окружности с помощью линейки, прикладывая её чуть ли не в каждой точке, но так и не смогли найти длину окружности)

Учитель. Ребята, как быть?

Этап 3. Итак, перед всеми группами поставлена проблема: как найти длину окружности, раз уж обычная линейка нас не выручила? (Группы совещаются, перебирают у себя измерительные приборы. Предлагают взять пластиковую ленту с делениями и обернуть по линии окружности)

Этап 4. Обработка результатов.

Учитель. Итак, у нас получились следующие результаты для отношения С/ D.

3.2; 3,18; 3,1; 2,98; 3,142. Подсчитаем среднее всех полученных результатов. Получим: 3,124

На самом деле, мы с вами оказались не далеки от истины. Примерное значение этого отношения 3,14…, а обозначают его буквой .

Ученики делают вывод: Какова бы не была окружность, отношение длины окружности к её диаметру есть величина постоянная.

Этап 5. Домашнее задание.

1–я группа. Из какого греческого слова взяли букву .

2–я группа. В занимательной литературе по математике делают так называемые мнемонические правила (стихотворение) для запоминания нескольких верных десятичных знаков этого числа.

Найдите эти правила.

3–я группа. Найдите в справочниках не менее пяти верных знаков после запятой в числе .

На уроке «Теорема Виета» в 8 классе целесообразно организовать исследовательскую работу. Для этого разбить класс на 5 групп, каждой из которых дать решить приведённое квадратное уравнение. После его решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет соответствующую строку в предложенной таблице. Далее учитель предлагает учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами в и с, выдвинуть гипотезу. Учитель подтверждает высказанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, акцентируя внимание учащихся на то, что эта теорема справедлива для приведённых квадратных уравнений.

В качестве исторической справки можно привести краткий материал о жизни и деятельности Франсуа Виета, заранее подготовленный одним из учащихся.

Большую часть своей внеурочной работы по предмету я посвящаю исследовательской и проектной деятельности учащихся. Наиболее яркими и познавательными работами были:

1. Исследовательская рабата «Золотое сечение» — божественная мера красоты человека.

Целью данной работы является:

а) изучение пропорциональности строении тела человека, его сравнительной характеристикой с «божественной пропорцией»;

б) раскрытие связи человека с окружающим миром.

В рамках этой работы проведены исследования, по результатам которых было выявлено, что пропорция тела, близкая к «золотому сечению» была только у одной девушки (из 10 девушек в классе), ни у одного из юношей данного класса пропорция тела не соответствовала «золотому сечению». Исследования показали, что для совершенного человеческого тела, образцом которого признаётся «Аполлон Бельведерский», юношам и девушкам класса нужно стремиться совершенствовать своё тело. Для этого необходимо: вести здоровый образ жизни; регулярно заниматься спортом; не увлекаться вредными привычками; правильно питаться.

2. Исследовательская работа «Чем полезно изучение математики?».

Цель исследования- определить, как взаимосвязаны успехи при изучении математики с уровнями развития мышления, внимания, памяти; выявить, существует ли взаимосвязь между успеваемостью по математике и успеваемостью по остальным предметам; выяснить важность изучения математики в современном мире.

По результатам данного исследования сделан следующий вывод: математика развивает внимание, тренирует мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели; существует связь между успеваемостью по математике и успеваемостью по другим предметам: чем выше оценка по математике, тем выше успеваемость по остальным предметам; Современная жизнь без математики не реальна.

3. Проект «Может ли математика сделать школу чище?»

Цель: выявить причину загрязнения школы в дождливую погоду. В ходе исследования проверялась выдвинутая учащимися гипотеза — если ученики не будут соблюдать чистоту в школе, то это негативно повлияет на здоровье.

Источник загрязнения нашли быстро. Некоторые ученики забывают дома сменную обувь. Наблюдали — веселились, подсчитали — прослезились! В день исследования не имели второй обуви 49 человек из 160 учащихся, что составило 31 % от всех учащихся школы. На следующий день ребята собрали всю грязь с обуви и принесли её нам. Собранная грязь составила 10 кг 290 г — столько грязи принесли в школу дети, забывшие вторую обувь.

Вывод: в школе и дома нужно носить сменную обувь, тогда частицы почвы, всегда присутствующие на обуви, не будут попадать в помещение и создавать дополнительные источники пыли. Гипотеза подтвердилась. Данный материал можно использовать на классных часах о здоровом образе жизни.

4. Проект «Среднестатистический ученик МБОУ СОШ с. Александровка Советского района Саратовской области. 2012–2013 учебный год».

Цель проекта: составить портрет среднестатистического ученика школы. Задачи проекта: проанализировать физиологические параметры; качество знаний; приоритетные предметы; уровень общения.

Гипотеза исследования: предполагается, что знание статистики необходимы современному человеку, что каждый человек обладает статистическим мышлением, способностью к анализу и синтезу информации об окружающем его мире. Исследование проводилось по следующим пунктам: краткая характеристика учащихся, рейтинг имён, рост, успеваемость по четвертям, любимый школьный предмет, занятость в кружках и секциях, вредные привычки, как вы проводите свободное время. На основании исследовательской работы был получен среднестатистический портрет ученика со следующими характеристиками: пол — женский, имя — Татьяна, рост — 147,25 см, средняя оценка — 4,2, любимый предмет — физическая культура, ведёт здоровый образ жизни, увлекается баскетболом и лыжами, свободное время проводит с друзьями. Продуктом данного проекта было графическое изображение описанной выше девушки.

Статистическое наблюдение — интересная и занимательная область математики. Материалы статистики используются практически везде. Гипотеза проекта подтвердилась.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, исследовательская и проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их реализации. Развивающее обучение — активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Участвуя в исследовательской и проектной деятельности, учащиеся приобретают компетенции: подготовленность к данной деятельности, умение видеть проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать и оценивать свою работу, коммуникабельность [1, с. 16].

Всё это свидетельствует о необходимости целенаправленного обучения школьников общим и специальным методам познания окружающего мира, логике и этапам научного познавательного процесса и, в конечном счете, целостной исследовательской и проектной деятельности.

Умелое сочетание видов исследовательской и проектной деятельности научит учащегося самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, подготовит к взрослой жизни.

 

Литература:

 

1.         Набиева, Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя / Е. В. Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 13–17.

2.         Полат, Е. C. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. — М., 2001. — С. 123.

3.         Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2004. — С. 4.

4.         Чечель, И. Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. — Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2003. — С. 100.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

...длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в.

длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка...

Организация проектной деятельности по биологии во...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное... проект, реализация проекта, школьный двор, метод проектов, учащийся, проблема, знание, проектная деятельность, внеурочное время, проектная работа.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

...длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в.

длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся...

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность школьников. проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка...

Организация проектной деятельности по биологии во...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное... проект, реализация проекта, школьный двор, метод проектов, учащийся, проблема, знание, проектная деятельность, внеурочное время, проектная работа.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Задать вопрос