Автор: Гаврилова Елена Эдуардовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 631 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова Е. Э. Организация и проведение проектной и исследовательской деятельности на занятиях в школьном объединении «Театр» // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 378-382.

В свете современной инновационной политики Российского государства особое внимание в сфере образования уделяется вопросам, направленным на развитие творческой, инициативной личности. Национальный проект «Образование» от 2005 года и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», принятая в феврале 2010, направлены на создание современной школы, которая должна стать институтом опережающего развития. В ней «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1]. Образовательная инициатива выдвигает идею воспитания личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать свой профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Другими, словами речь идет о развитии творчески активной личности, для которой «творчество в повседневной жизни есть необходимое условие ее существования и развития» [2].

При этом активность рассматривается как деятельность, связанная с такими понятиями, как внутренняя позиция, инициативность, потребность, «актуальная жизненная позиция», личные качества, но также как переживание, т.е. психическая активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений [3]. Помимо этого активность может быть когнитивной, интеллектуальной, познавательной, поведенческой, коммуникативной, трудовой, социальной. Таким образом, мы можем сделать предположение о том, что основой для проявления творческой активности является развивающая среда, в нашем случае учебно-воспитательная, как база практической деятельности школьников, где развивается их творческая самостоятельность, инициативность, происходит реализация интересов и способностей учащихся.

Для развития творческой активности школьников в современных образовательных учреждениях используются различные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология «Проектной и исследовательской деятельности». Это справедливо, поскольку данные виды деятельности ориентированы на познавательную активность учащихся и, как правило, имеют опережающий характер обучения [4].

Главная цель проектной деятельности заключается в формировании самостоятельной поисковой, исследовательской позиции. Проектная деятельность реализуется в три основных этапа. На подготовительном этапе выбирается тема, определяются участники, распределяются задания, определяется проблематика выбранной теме. Проблема, лежащая в основе проекта, должна быть сформулирована руководителем и учащимися в соответствии со своим объемом знаний на доступном уровне сложности и адекватности. Практический или информационный этап заключается в сборе, обработке материалов и представление участниками информационного материала по проблематике проекта, разработке окончательного вида проекта и его реализации. Презентационный этап завершает проект выступлением группы и обсуждением результатов работы в целом. Такая последовательность предполагает целостное восприятие учениками всего рабочего процесса, что является необходимым условием обучения. А знание и понимание структуры проектной деятельности в дальнейшем может лечь в основу индивидуальной стратегии учащегося в учебном процессе. В ходе работы учащиеся обучаются писать сценарии проектов, брать интервью, анализировать и обобщать информацию, создавать видеоматериалы, макеты, презентации, результаты которых могут быть представлены на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях [5].

Особенность исследовательской деятельности в сфере образования состоит в том, что она является учебной по своей сути и главное в ней не получение объективно нового результата, а развитие личности. Если научное исследование направлено на получение нового знания, то в образовании цели смещаются:

- на приобретение учениками функционального навыка исследования как универсального способа восприятия действительности;

- развитие способности к исследовательскому типу мышления;

- активизацию личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и персонально значимыми для конкретного учащегося).

Важно помнить, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность. Так, на первом подготовительном этапе учащиеся овладевают навыками работы с научной и публицистической литературой, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может стать доклад на занятие. На втором этапе «Написание реферата по выбранной теме», учащиеся знакомятся с теоретическими методами исследования, способами работы с различными первоисточниками, получают навыки оформления научных трудов. Рефераты могут быть представлены на уроках, школьных конференциях. На третьем этапе «Исследовательская деятельность», учащимися осуществляется научный поиск, который включает в себя практический этап исследования. Результаты представляются на научно-практических конференциях разного уровня в виде тезисов, устных докладов, статей [6].

Автор статьи в течение нескольких лет применяет технологию «Метода проектов и исследовательской деятельности» в школьной программе объединения «Театр», встраивая в нее элементы образовательной технологии ЦРПС (целенаправленное развитие познавательных стратегий). Образовательная технология ЦПРС школьников разработана и апробирована в процессе работы городской экспериментальной площадки «Изучение познавательных стратегий учащихся» под руководством Плигина А.А. [7].

Перед тем как привести примеры работ учащихся средней и старшей групп обучения, расскажу о том, каким образом организованы проектная и исследовательская деятельности во время учебного процесса.

Первый этап нашей совместной работы «Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью» является теоретическим и строится он на эвристическом методе обучения, когда преподаватель задает вопросы, а учащиеся отвечают, активизируя знания и опыт в изучаемой области.

Ниже приводятся вопросы и варианты ответов.

1. Как вы думаете, что такое исследовательская и проектная деятельность? Можно ли назвать проведение дня рождения, туристический поход проектной деятельностью? Если да, то почему?

- Чтобы пойти в поход, нужна определенная подготовка: разработка маршрута, заготовка продуктов, вещей и т.д. Чтобы все прошло удачно, надо учесть все нюансы.

- Проектом можно назвать выступление на классном часе, проведение новогоднего праздника.

2. Приведите пример из своего опыта проектной и исследовательской деятельности.

А с чего вы начинаете, с чего начинали, что было потом?

- Исследовать можно все что угодно.

- Проведение исследований по химии и физики, проведение экспериментов и практических опытов.

- Я разрабатываю план, а затем его осуществляю. В случае неудачи осуществления возможны изменения.

- Последовательность проектной работы у всех примерно одинакова: прочтение материала, выбор наиболее подходящего, отбор наиболее интересного, подбор иллюстраций, оформление презентации, представление.

3. Как вы делаете проектную работу, сколько частей она содержит: с первого раза делаете или приходится переделывать?

Почти всегда все делают с первого раза – ответ характерный для большинства. Некоторые советуются с родителями, реже с учителем.

4. Как вы понимаете, что работа завершена?

Работа завершена, когда я ее сдал или представил на уроке, после проведения мероприятия, к которому я готовился.

После того, как дети поняли, что они уже имеют опыт проектной деятельности и понимают его отличие от исследовательской деятельности, мы переходим к следующей части занятия. Учащиеся придумывают темы проектов и исследований в области «Театра»: «Театр древней Греции», «Русские скоморохи», «Детские театры в Москве», «Словарь театральных терминов», «Мой любимый театральный актер», «Причины, по которым ребята занимаются в театральном кружке», «Как часто учащиеся нашей школы ходят в театр», «Характер роли и актера».

Когда круг тем очерчен, учащиеся определяются, как они будут работать индивидуально, парно или в группе и выбирают тему проекта или исследования. Выбрав тему, ученики готовят небольшое выступление: «Почему я выбрал эту тему? Что в ней интересного?»

На втором этапе «Памятка учащегося» работы группа обсуждает составляющие исследовательской и проектной деятельности. После чего в минигруппах составляется пошаговая «памятка учащегося». Затем представители от минигрупп зачитывают составленную памятку, на основе которой составляется «Универсальная памятка учащегося по подготовке и представлению проектной и исследовательской работы».

Памятка для проектной и исследовательской деятельности.

1. Определи тему своей работы.

2. Определи цели и задачи (В исследовательской деятельности выдвини гипотезу, которую будешь доказывать).

3. Подбери материал необходимый для исследования темы.

4. Изучи подобранную литературу.

5. Отбери и систематизируй отобранный материал.

6. Если необходимо, уточни (скорректируй) тему.

7. Подбери дальнейшие методы исследования.

8. Составь вопросы для анкетирования или интервьюирования.

9. Проведи опрос, анкетирование, интервьюирование.

10. Обработай полученные данные и проанализируй их.

11. Сделай выводы.

12. Разработай рекомендации.

13. Оформи работу.

14. Составь тезисный план представления работы.

15. Представь работу.

Третий этап работы является самым длительным, так как он включает в себя разработку проблематики, аспектов исследования, работу с литературой, сбор и обработку информации, практическую часть, подготовку презентации. На этом этапе работы руководитель совместно с учащимися обсуждает цели и задачи, консультирует по материалам работ и, в случае необходимости, корректирует деятельность участников, помогает формулировать выводы, правильно оформлять и представлять работу.

На четвертом этапе работы осуществляется представление проектов и исследований на занятиях в группе.

Каждый учащийся представляет свою работу. По окончании представления работы докладчикам задают вопросы по теме их выступления. Итогом презентаций учащиеся является обратная связь в виде вопросов: Какие работы вам понравились, что в них было интересного и необычного? Самые интересные работы представляются на заседании ШНО.

Как пример, приведу три работы учащихся, представленных окружном и городском конкурсе. В статье работы сокращены и приводятся в варианте стендового доклада.


Тема: «Исследование причин участия в театральных постановках учеников 6 класса»

Авторы: Корнилов Николай, Костин Павел.

Жанр работы: экспресс – исследование.

Введение. В нашем классе ребята очень любят участвовать в различных театральных постановках, которые проходят во время проведения Недели литературы, Недели искусств, Новогодних представлениях, концертных программах, перед ветеранами, в библиотеке перед младшими школьниками. Мы решили выяснить, почему же им это нравится. Это стало темой нашей работы.

Цель. Выяснить, почему ребятам нравится участвовать в театральных постановках.

Задачи:

1. Подготовить вопросы.

2. Опросить ребят нашего класса, почему они участвуют в театральных постановках.

3. Опросить ребят нашего класса, почему они не участвуют в театральных постановках.

Методика проведения исследования:

1. Подготовка опросника.

2. Проведение опроса.

Анализ результатов

Анкетирование показало, основные причины по которым ребят нашего класса, с удовольствием принимают участие в театральных постановках:

1. 40% ребят это нравится,

2. 12% – интересно,

3. 8% – для разнообразия в жизни,

4. 8% – радовать других,

5. 4% чтобы развивать память, чтобы общаться,

6. 4 % – чтобы не бояться публики,

7. 4% – чтобы быть знаменитым.

Выводы

Во время выступлений к ребятам становятся более уверенными в себе, своих способностях. Они получают не только удовольствие от собственных выступлений, но и хотят радовать других. Благодаря выступлениям их жизнь становится интереснее и разнообразнее.

Практические рекомендации

Для тех, кто принимает участие в театральных постановках продолжить играть в спектаклях, участвовать в концертах. Тем, кто боится сцены, помочь преодолеть страх, начав с эпизодических ролей. Кому не интересно и лень принимать участие в театральных постановках найти такие формы дел, которые были бы им интересны.

Представленная работа не является полноценным исследованием, так как в ней отсутствуют основные элементы, соответствующие данному виду работы. Она не содержит атрибуты актуальности, гипотезы, обзора и списка литературы. Но, тем не менее, это первый важный шаг на пути к более серьезному исследованию. В процессе работы учащиеся опробовали свои силы, познакомились и освоили новые элементы исследовательской работы: составление вопросов, анкетирование, обработка результатов в процентном содержании, сделали самостоятельные выводы и практические рекомендации. Год спустя один из авторов представленной работы, Корнилов Николай, приступил к новому исследованию. Оно качественно отличается от того, с которым мы имели возможность познакомиться. Для сравнения представляю его следующую работу.

Тема: «Исследование выбора роли участниками школьного театра».

Автор: Корнилов Николай, учащийся средней группы.

Актуальность. Занятия в школьном театре могут оказать серьезное влияние на развитие и становление личности. Театр дает возможность попробовать себя в разных ролях, перевоплотиться в героев с разными характерами, с несвойственной исполнителю манерой поведения. В процессе работы над ролью мы с педагогом даем оценку поступкам героя, рассматриваем причины его поведения, изучаем его характер. Во время репетиций начинаешь лучше понимать своего героя, получаешь опыт новых взаимоотношений между людьми и лучше понимаешь себя.

Введение. Ребята нашего класса второй год являются участниками школьного театра. За это время мы приняли участие в различных театральных постановках. Во время распределения ролей, при постановке спектакля, я обратил внимание на то, что большинство хотят играть главные роли. Меня это заинтересовало, и я решил исследовать, так ли это и что влияет на выбор роли участников спектакля.

Гипотеза: Основным критерием (признаком) выбора роли является то, что она должна быть главной и положительной.

Цель: Исследование критериев выбора роли участниками школьного театра.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

  2. Выявить критерии выбора роли.

3. Выявить приоритетные критерии выбора роли.

Методика проведения исследования

  1. Интервьюирование.

  2. Анкетирование.

  1. Контрольное анкетирование.

  2. Анализ.

Результаты анализа:

  1. У 85 % (17) участников школьного театра есть роль, которую они мечтают сыграть. Ребята предпочитают играть героев, значительных личностей, обладающих властью и сверхъестественными способностями. У 15 % (3) человек нет конкретной мечты, им все равно кого играть.

  2. Для 65% (13) опрошенных, важно играть положительные роли. 20% (4 человека) – хотят играть отрицательные роли, 15% (3 человека) – любые. 7 человек (35%) находятся в поиске чего-то нового и необычного.

  3. 70 % (14 человек) выбирают жанр комедии и комедийные роли. 10% (2) человека жанр трагедии, 10% (2) человека – драмы, 10% (2) человека – комедии и драмы.

  4. 50 % (10 человек) согласны играть главные роли, 50 % (10 человек) – не обязательно. Для второй половины важна не центральность, а сам процесс игры на сцене.

  5. 50% (10 человек) хотят сыграть героев, совершенно не похожих на себя, потому что им это интересно, и они хотят ощутить новизну роли, получить новый опыт. 25% (5 человек) – выбирают свою роль, потому что видят в персонаже знакомые черты, т.е. роль по характеру похожа на них; 25% (10 человек) выбирают роль, потому что хотят быть похожими на своего героя. Эти роли им близки и понятны.

После анализа анкет мы решили перепроверить критерий мечты и центральности в связи с тем, что 17 человек мечтает сыграть роль-мечту, но такой роли может не быть в спектакле или она может быть занята.

После контрольной проверки выяснилось:

6. Если роль-мечта уже занята, то из 17 человек 94 % ребят согласны играть другую роль и 1 человек – 6 % откажется.

7. Если центральная роль занята, то из 10 человек 90 % (9 человек) согласны играть другую роль, а 10 % (1 человек) откажется.

Критерий положительности и жанра мы проверять не стали, т.к. в спектакле больше ролей положительных, чем отрицательных, желание играть в комедии может меняться с настроением, возрастом.

Выводы: В процессе работы наша гипотеза: «Основным критерием выбора роли является то, что она должна быть главной и положительной» – подтвердилась частично. На момент анкетирования для группы опрашиваемых шестиклассников основными критериями при выборе роли является то, что она должна быть:

1. Положительной, комедийной, интересной.

2. Хотят сыграть что-то новое, необычное и интересное.

Практические рекомендации

Литература

Представленная работа содержит в себе все элементы исследования. Участие в окружном конкурсе ЮТМ, в формате стендовой сессии, позволило Николаю получить серьезный опыт не только в ходе исследования, подготовки результатов, но и в процессе его представления. Предлагаю рассмотреть еще одну исследовательскую работу учащейся старшей группы объединения «Театр», Труевцевой Серафимы выполненную в рамках учебного проекта «Характер моего персонажа». Тема: Исследование типа темперамента актера школьного театра и выбранной им роли.

Введение

Гипотеза: Мы предполагаем, что темпераменты персонажа-роли и актера-исполнителя в большинстве случаев совпадают между собой.

Исследование проходило в два этапа.

Цель первого этапа: Научиться определять типы темпераментов героев пьес и произведений, которые ставились, и будут ставиться в 2010 году, на сцене школьного театра.

Цель второго этапа: Исследовать темперамент ученика-актера школьного театра и темперамент роли, которую он выбирает.

Задачи:

  1. Изучить литературу по типам темпераментов.

  2. Найти тесты «Типы темпераментов».

  3. Составить анкеты. Провести анкетирование.

  4. Провести тестирование.

  5. Проанализировать и обобщить данные тестов и анкет.

Методика проведения исследования

На первом этапе исследования был проведен:

1. Устный опрос на тему «Самые яркие персонажи, сыгранные на школьной сцене». (Прил. №1). В опросе приняло участие 70 респондентов.

2. Анкетирование «Тип темперамента персонажа, сыгранного на сцене школьного театра». (Опросник Айзенка, адаптированный по методике Т. Маталиной, Прил. № 2). В анкетировании приняло участие 120 респондентов.

3. Анализ.

На втором этапе исследования было проведено:

1. Анкетирование «Вы и ваша роль». Прил. №3.

2. Тестирование «Типы темперамента» по методике А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. Прил. №4.

3. Сравнение и анализ.

Анализ. Проанализировав результаты исследования, мы определили:

На первом этапе исследования:

- 120 учащихся получили навыки определения типа темперамента персонажей, из них 9 совсем не смогли определить типы темпераментов;

- было исследовано 55 персонажей, 22 из которых вызвали затруднения в определении типа темперамента. По результатам исследования составлена книжка «Характеристики и типы темпераментов персонажей». Прил. №5.

На втором этапе исследования

- из 22 у 3 актеров, которые писали, что они похожи с персонажем – не совпали типы темпераментов, так как они неправильно определили темперамент персонажа; т.е. на самом деле типы темпераментов совпадают;

- из 13 актеров, написавших, что они не похожи со своим персонажем, у 4 актеров, после их собственного тестирования, оказалось, что их типы темпераментов и персонажей, на самом деле, совпадают;

- из 15 актеров, считающих, что они частично схожи со своим героем, у 7 человек результаты подтвердились, у них действительно тот же смешанный тип темперамента, как и у персонажа, но с разной доминантой.

Заключение

В ходе исследования гипотеза: «Темпераменты персонажа-роли и актера-исполнителя в большинстве случаев совпадают между собой» подтвердилась.

1. Анализ анкетных данных и тестирования респондентов показал, что:

- из 50 участников – 43 схожи со своими персонажами, так как 7 не смогли правильно определить тип темперамента персонажей и не очень хорошо знают и понимают свой тип темперамента;

- 7 респондентов действительно частично схожи со своими персонажами.

2. Изучение типа темперамента, характера дает лучшее понимание и осознание учащимися самих себя.

3. Опираясь на наблюдения, мы с руководителем обратили внимание на то, что ребята, в жизни по характеру спокойные, позитивные, хотят сыграть отрицательную роль, и наоборот, те которых считают в жизни хулиганами, хотят сыграть положительные роли. Тестирование показало скрытые черты темперамента этих учеников, а школьный театр даст возможность раскрыть свой темперамент в полной мере.

4. Театр выполняет важную компенсаторную функцию, позволяя, с одной стороны проявлять учащимся те эмоции, которые в силу обстоятельств и правил поведения они не могут показывать в жизни, с другой стороны, показать и реализовать свои скрытые возможности.

Практические рекомендации

Продолжить изучать темпераменты персонажей. Это дает ключ к лучшему пониманию не только своего героя, но и себя. Играя роли разного плана, юные актеры имеют возможность получить новый опыт взаимоотношений между людьми, который можно перенести в свою жизнь.

В результате пятилетней работы, учащимися были подготовлены проектные и исследовательские работы, с которыми школьники выступали на окружных и городских конкурсах. Многие работы стали учебными ресурсами для наших занятий – в качестве теоретического материала для младших групп. Полученный в ходе подготовки проектных работ опыт, дети могут использовать во время учебного процесса в различных предметных областях. А такие сегменты исследовательской деятельности, как отбор, анализ и структурирование материала, умение сделать выводы являются важнейшими навыками в самостоятельном освоении школьной программы. Индивидуальная работа позволяет учащимся выработать навыки самостоятельности, ответственности и самоконтроля. Групповая работа помогает приобрести навыки коммуникации, освоить ролевую деятельность (сценаристы, кинооператоры, авторы текстов, ведущие и т.д.).

Любая проектная и исследовательская деятельность интегративна и позволяет максимально раскрыть учащимся свои индивидуальные способности, активизировать творческое мышление и творческую инициативу.


Литература:

  1. Образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие), – М-В., 2000.

  4. Финкельштейн Э.Б. Исследование деятельности школьников и интеграция.– М., 2006.

  5. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. // Статьи Негановой Е.В., Ворониной Е.В.; Туктаевой Л.И., – М., 2004.

  6. Журнал «Лицейское образование» №8, приложение «педагогическая лоция – метод проект в учебном заведении», – М., 2007.

  7. Плигин А.А. Стратегии обучения – основные компоненты личностно-ориентрованного образования. – М., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательской деятельности, выбора роли, проектной деятельности, школьного театра, типы темпераментов, театральных постановках, процессе работы, втором этапе, типа темперамента, Организация исследовательской деятельности, роли участниками школьного, выбора роли участниками, критерии выбора роли, втором этапе исследования, работы учащиеся, исследовательской деятельности», главные роли, положительные роли, Организация проектно-исследовательской деятельности, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос