Библиографическое описание:

Маркова Р. И., Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В. Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 634-636. — URL https://moluch.ru/archive/148/41834/ (дата обращения: 19.04.2018).



Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов

С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных учреждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, считать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.

Поэтому целью своей работы в этом направлении — формирование функционально грамотной творческой личности, т. е. человека, который обладает большим потенциалом к саморазвитию, способен и умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он. Умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей.

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность.

Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить детям возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. Поэтому учителю предстоит организовать исследовательскую работу. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы.

Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»? В чем их различие?

Слово «проект» — иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Прямое значение этого слова — «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, а также формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

− обучение проведению учебных исследований младших школьников;

− развитие творческой исследовательской активности детей;

− стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

− ознакомление с научной картиной мира;

− вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Этапы исследовательской и проектной деятельности:

− «Тренировочные занятия».

− Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее:

− тема должна быть интересна ребенку и увлекать его;

− тема должна быть выполнима, соответствовать возрастным особенностям

детей и принести реальную пользу участникам исследования;

− тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности;

− тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

− Составление плана исследования. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «подумать самостоятельно», «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у другого человека», «получить информацию у компьютера», «провести эксперимент». Каждый ответ ребенка должен быть обязательно отмечен, поощрен.

− Сбор материала.

− Наблюдение и эксперимент.

− «Узнать из книг».

− Обобщение полученных данных. Собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На первых занятиях необходимо помогать детям обобщать данные.

− Доклад. Как только информация обобщена, дети делают сообщения по выбранным темам. Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. После выступления надо обязательно устроить обсуждение.

Для того чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила:

− всегда подходить к проведению этой работы творчески;

− учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;

− не сдерживать инициативу детей;

− не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно;

− не спешить с вынесением оценочных суждений;

− помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;

− ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения;

− учить детей прослеживать связи между различными предметами;

− помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем решения;

− учить детей анализу, синтезу, классификации информации.

Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности детей на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются: в урочной деятельности:

− коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.

Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой детей, а исследовательская деятельность может выступать одним из самых эффективных ее инструментов.

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров», 2011–224 с.
  2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательного подхода к обучению., М., 2006 г.
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва: Просвещение, 2011 г.
  4. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, обучения младших школьников, стандарт начального общего, начального общего образования, деятельности младших школьников, исследовательского опыта, исследовательского обучения, деятельность младших школьников, исследовательского обучения младших, исследований младших школьников, приобретением исследовательского опыта, навыков исследовательского поведения, цель исследовательского обучения, Задачи обогащения исследовательского, видов творческой деятельности, познавательной деятельности человека, формирование функционально грамотной, новые способы деятельности, новому образовательному стандарту, государственный стандарт начального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос