Библиографическое описание:

Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 74-75.



Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время

Подгузова Елена Анатольевна, учитель биологии

МБОУ Борисоглебского городского округа Борисоглебская СОШ № 6

В связи с внедрением в современной школе Федеральных Государственных стандартов, появляются новые методы и формы обучения. Одним из приоритетных и используемых методов является проектный метод обучения.

Метод проектов не является новым направлением в педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. Основоположником проектной деятельности являются американские учёные У. Килпатрик и Дж. Дьюи. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. В нашей стране проектной деятельностью занимался русский педагог П. Ф. Каптерев. Большой интерес к проектной деятельности проявляли биологи и учёные-методисты А. Летягин, О. В. Крылова, А. А. Лобжанидзе, Н. Н. Петрова.

В работах современных ученых метод учебного проекта трактуется как, «одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [2].

По мнению Е. С. Полат, «метод проектной деятельности — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3].

Существуют различные классификации проектов. Так, Е. С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др. [1].

Традиционно учеными выделяются следующие этапы работы над проектом:

1. Обоснование проблемы.

2. Постановка цели и задачи в процессе работы над проектом.

3. Планирование предстоящих действий.

4. Подготовка выполнения проекта.

5. Защита проекта.

6.Оценка результатов деятельности.

Так, при изучении темы «Строение и многообразие грибов» в 5 классе у некоторых учащихся большой интерес вызвала проблема, раскрывающая значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Это и определило желание отдельных учеников поработать над учебным проектом. Так как на изучение биологии по ФГОС в 5 классе отводится всего 1 час в неделю, то более углубленно изучить заинтересовавшую учащихся тему не можем. Поэтому было решено, что работу над проектом будет осуществляться во внеурочное время, установленные расписанием часы. Совместно были рассмотрены разные варианты темы проекта. В результате дискуссии, была определена тема: «Плесневые грибы».

Цели и задачи работы над проектом были сформулированы совместно, так как навыков работы над проектом недостаточно. Целью работы над проектом стало: формирование представлений у учащихся о строении и роли плесневых грибов в природе и жизни человека. Исходя из этого были поставлены и задачи: изучить строение плесневых грибов; раскрыть роль плесневых грибов в природе и жизни человека;-вырастить плесень самим (в домашних условиях); научиться фиксировать результаты опытов; делать выводы по изученной теме. Члены группы работали сообща, самостоятельно осуществляли поиск информации в школьной и городской библиотеке, использовали интернет ресурс. Закладка и наблюдение по выращиванию плесневых грибов производилась совместно с учителем. Так же были назначены часы консультаций. На консультациях рассматривались вопросы, трудности, возникшие в процессе подготовки теоретической части. На заключительном этапе работы над проектом учащиеся выступали на общешкольной неделе науки с докладом.

Таким образом, использование во внеурочное время проектной деятельности является результативной, так как даёт возможность более углубленно изучить, рассмотреть заинтересовавший вопрос. Учащиеся, самостоятельно добывая необходимую информацию, учатся мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в группе.

Литература:

  1. Новыепедагогические и информационные технологии: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  3. Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/ %D0 %9F %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %82_ %D0 %95. %D0 %A1._-_ %D0 %9C %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B4_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, плесневых грибов, учебного проекта, Организация проектной деятельности, Основоположником проектной деятельности, Метод проектов, «метод проектной деятельности, стране проектной деятельностью, задачи учебного проекта, строение плесневых грибов, выращиванию плесневых грибов, значение плесневых грибов, самостоятельной деятельности учащихся, метод учебного проекта, Метод учебного проекта, роли плесневых грибов, роль плесневых грибов, жизни человека, количеству участников проекта, учебным проектом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос