Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 29.07.2015

Статья просмотрена: 1867 раз

Библиографическое описание:

Баранова, В. М. Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) / В. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8367/ (дата обращения: 17.12.2024).

Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в тоже время и сильная охрана характера.

С.Смайлс

 

Воспитатель — главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированную модель, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочным умением и т. п.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно- психического напряжения личности педагога. Напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако они могут быть и неадекватны педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения и здоровье педагога, что приводит к стрессовым состояниям. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности.

Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса, что приводит к профессиональному «выгоранию», проблемам со здоровьем, другим малоприятным последствиям. Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизические и поведенческие компоненты.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами и в качестве мер профилактики синдрома профессионального выгорания могут выступать усилия в двух направлениях: во-первых, самосовершенствование сотрудников, как в личностном, так и в профессиональном плане; во-вторых, ряд мер, направленных на улучшение условий профессиональной деятельности сотрудников. Я решила использовать нетрадиционные формы проведения педсоветов как одну из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов. Это и послужило целью моего эксперимента.

Экспериментальной базой исследования выступило МАДОУ детский сад «Солнышко» г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна РТ. В работе принимали участие 23 педагога ДОУ. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1                   этап — констатирующий 2012–2013уч. г включал в себя:

-          наблюдение и анализ занятий Тестирование, анкетирование педагогов,

-          оценка уровня освоения воспитанниками программного содержания (ср. показатель ЗУН детей)

-          использование педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса,

-          Аттестация педагогов.

-          Участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений и др.

Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что доминирующим является низкий уровень развития творческих способностей педагогов. Педагоги проявляли пассивность в участии методических мероприятий, занятия проводились на среднем и низком уровне, средний показатель ЗУН детей составлял 71 %, мало использовались новые технологии в работе (Музыкальный руководитель -«Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, инструктор физкультуры дыхательная гимнастика Стрельниковой), не проявляли желание проходить аттестацию, количество аттестованных низкое- 59 %(чел.), высшее профессиональное образование имело -37 % педагогов (чел.)

2                   этап формирующий -2013–2014

Главной задачей формирующего этапа являлось совершенствование методического мастерства педагогов путем использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Работа проводилась 2 года.

Задачи:

-          Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

-          Экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения как средства совершенствования методического мастерства педагогов

-           Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности

Для достижения данной цели:

-          Создавались условия для совершенствования методического мастерства педагогов:

-          Постоянное приобретение методической литературы;

-          изучены теоретические труды по проблеме Дуда О. В., Белой К. Ю., Бушневой И. В., Дубровой В. П. и др.

-          Увеличение числа подписных изданий;

-          Предусмотрено в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете-Подобраны диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

-          Организовано участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта.), кожуунные конкурсы и др.

Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Наш девиз:

" Каждый час и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая уж у нас с тобой работа»...

Наши принципы в работе:

-          делай все с любовью,

-          относись к детям, так как ты бы хотел, чтобы относились к твоему ребенку,

-          и главное — " Не навреди

Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога.

Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами с целью повышения эффективности функционирования и профилактике профессионального выгорания педагогов осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно:

-          практической направленности;

-          научности и конкретности; системности и систематичности;

-          оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы.

Оценка качества этой системы проводится на основе использования следующих критериев:

-          результативность методической работы,

-          рациональность затрат времени на ее осуществление,

-          стимулирующая роль в развитии самообразования педагогов и их творчеств

В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, уровень профессионального выгорания, следовательно, на основе этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения

Формы организации работы с педагогами различны:

-          педагогический совет нетрадиционной формы,

-          теоретические семинары,

-          семинары — практикумы,

-          творческие гостиные,

-          круглые столы,

-          мастер- классы,

-          изучение опыта творчески работающих педагогов и обобщение его,

-          деловые игры,

-          день открытых дверей,

-          взаимопосещение,

-          участие в подготовке педсоветов, методических объединений, конференций.

-          использовании ИКТ

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение в деятельности.

А также одна из мер по профилактике профессионального выгорания.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил поэтому воспитатели условно делятся на небольшие группы:

-          опытные воспитатели и молодые специалисты;

-          с высшим или средним специальным дошкольным образованием;

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна фонологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультация повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание

Следующим активным методом является КВН. Этот метод может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме «Игра как приоритетное средство развития дошкольников»

При проведении педагогических советов, семинаров использую один из методов активной деятельности педагогов — деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

-          1 этап. Организационно-подготовительная работа.

-          2 этап. Сама игра.

-          3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).

-          4 этап. Заключительный (подведение итога).

В нашем д/саду в форме деловых игр прошли педсовет «Формы работы с родителями», педсовет-викторина «Художественно-речевое развитие», педсовет — тренинг «Психологическое здоровье педагога» и др. Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу — отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению.

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Контрольный этап экспериментального исследования был направлен на проверку эффективности проделанной работы по использованию методов активного обучения. Изменения в ходе реализации проекта диагностировались с помощью “Диагностических карт профессионального мастерства педагогов”, «Технологическая карта педагога», «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», отчетов педагогов о проделанной работе за учебный год.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что после использования методов активного обучения в методической работе и использование нетрадиционной формы проведения педсоветов наблюдались динамичные изменения в показателях, позволяющий говорить о целесообразности данного опыта в работе с педагогами ДОУ. Сравнительный анализ результатов исследования наглядно представлен в таблицах: (прилагаются)

-          ср. анализ ЗУН детей:

-          повышение квалификации (показатели аттестации педагогов, образовательный уровень, прохождение курсов повышения квалификации);

-          использование методики диагностики уровня эмоционального выгорания.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о эффективности использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одной из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов в совершенствовании методического мастерства педагогов, что позволило повысить качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, сформировать определенный подход, позицию, мировоззренческую установку, умение работать в коллективе, развить творческий потенциал педагогов, высокую активность. Таким образом, цель достигнута, гипотеза доказана.

 

Литература:

 

1.         «Педсоветы в детском саду» — Дуда О. В.,

2.         «От сентября до сентября» — Белой К. Ю.,

3.         «Педагогические советы» — Бушневой И. В.,

4.         «Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условия» — Т. Г. Соболева, О. Н. Кулакова,

5.         «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении» — Елжова Н. В.,

6.         «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении» — Дик Н. Ф.,

7.         «Педагогические советы: профессиональное партнерство. Совершенствование методического мастерства» — А. И. Колобанова, В. А. Лисина, О. В. Матросова

8.         «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, активный метод обучения, методическое мастерство педагогов, нетрадиционная форма проведения педсоветов, педагог, профессиональное выгорание педагогов, работа, активное обучение, профессиональное выгорание, активный метод.

Похожие статьи

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Наставничество (тьюторство) как эффективный способ обеспечения профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Наставничество (тьюторство) как эффективный способ обеспечения профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи