Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы)
Автор: Костюк Галина Александровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 27.05.2016
Статья просмотрена: 440 раз
Библиографическое описание:
Костюк, Г. А. Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы) / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/937/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из главных целей работы специальной (коррекционной) школы-интерната является обучение, воспитание и формирование личности обучающегося, имеющего отклонения в двигательном развитии в сочетании с отклонениями в сенсорном и умственном развитии. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием и воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.
Задача нравственно-этического воспитания школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Обучающиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Однако недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственно-этических чувств у обучающихся с ОВЗ.
Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют общение ребенка с окружающим миром, в результате чего ребенок имеет недостаточный нравственно-этический опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, зачастую не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях школьнику трудно вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.
Обучающиеся с ограниченными возможностями не обладают достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Нередко им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям.
Расширить социальный опыт взаимоотношений, решить проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы и товарищества обучающиеся с ОВЗ могут во время проведения воспитательских часов посредством коллективных и индивидуальных бесед, проигрывания тех или иных ситуаций, просмотра и обсуждения видеороликов и видеофрагментов, путём их собственной деятельности: труда, учения, творческой деятельности. Основными принципами таких занятий являются целеустремленность, связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность обучающихся, уважение к личности воспитанников и предъявление к ним разумных требований, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи воспитательского часа, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
В решении проблем нравственно-этического воспитания детей с ограниченными возможностями на внеклассных воспитательских часах хочется остановиться на возможностях экрана. Ведь видеоролики и видеофрагменты кроме развлечения содержат очень важные для развития обучающихся сведения и знания. И важно, что эти знания зачастую относятся к области нравственности: к пониманию добра и зла, верности, дружбы, взаимопомощи, пониманию друг друга и себя и мн. др.
Обладая наглядностью и большой силой эмоционального воздействия, видеоролики и видеофрагменты облегчают усвоение обучающимися нравственных привычек и навыков, так как во время обсуждения поступков и действий, увиденных на экране и применение увиденного в собственном опыте: «А как бы поступил ты?», обучающийся не чувствует, что его воспитывают, он вместе с героями экрана проживает ту или иную ситуацию, делая впоследствии соответствующие выводы.
Поэтому для анализа и решения имеющихся проблем межличностных взаимоотношений в нашем классе, классному коллективу был предложен просмотр и обсуждение отдельных видеофрагментов художественного фильма выдающегося режиссёра Ролана Быкова «Чучело». Этот кинофильм был выбран неслучайно, так как на протяжении всего фильма отчётливо прослеживается конфликт между высокой нравственностью, духовностью, добротой и равнодушием, жестокостью и предательством, что заставляет думать и анализировать происходящие события на экране.
Просмотру фильма предшествовала предварительная словарная работа. Обучающиеся совместно с воспитателем определили значение слов: этика, нравственность, нравственные принципы, чуткость и милосердие и записали их в специальные тетради «Жемчужины мысли».
Перед началом просмотра обучающимся было сообщено о том, какой интересный и сложный фильм им предстоит увидеть (об одноклассниках, совсем не похожих друг на друга, но живущих в одном коллективе, об их непростых отношениях). Так же было отмечено, что этот фильм — экранизация одноименной повести Владимира Карповича Железнякова и активизированы полученные ранее знания (понятия: экранизация, одноименный). Обучающиеся были настроены на то, что после просмотра они будут обсуждать этот фильм, делиться своими впечатлениями о нём.
Сначала подросткам было предложено просмотреть фильм целиком и высказать свои впечатления о нем, а затем просмотреть отдельные сцены, от понимания которых зависит восприятие всего фильма: сцена предательства Димы Сомова, когда он обо всём рассказывает Маргарите Ивановне; сцена «дознания», устроенная Железной Кнопкой; сцена сожжения платья; финальная сцена. (Показ ключевых сцен из фильма).
После просмотра каждой сцены воспитателем отмечалось, что произошло в этой сцене, чтобы восстановить ход событий и убедиться, что все одинаково поняли то или иное событие.
В ходе обсуждения фильма и его отдельных эпизодов подтвердилось, что обучающимся класса достаточно сложно самостоятельно охарактеризовать героев, объективно оценить, сопоставить и проанализировать их поступки без направляющей помощи воспитателя.
Однако стоит отметить, что фильм оказал сильное эмоциональное воздействие на ребят. Они эмоционально комментировали отдельные эпизоды фильма, давали неожиданно точные и яркие суждения о поведении героев и том, как поступили бы они сами, оказавшись в подобной ситуации, некоторые задавали вопросы, из которых стало понятно, что они лишь в процессе обсуждения поняли истинные взаимоотношения героев фильма.
После обсуждения эпизодов обучающимся был предложен ряд пословиц и мудрых высказываний, из которых необходимо было выбрать те, которые более точно раскрывали идею фильма. Ребятами были выбраны и записаны в тетради «Жемчужины мысли» пословица: «Не храни камень за пазухой — разорвёшь рубашку» и высказывание: «Сильнее всех побед — прощение».
В заключение обсуждения воспитатель предложил обучающимся выполнить творческое задание: каждый обучающийся получил карточку с неоконченными предложениями, касающимися особенностей их межличностных взаимоотношений. Вот некоторые из них:
− Мне кажется, что наш класс…
− Меня радует, когда мы, одноклассники…
− Мне бы очень хотелось, чтобы мои одноклассники…
− Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
− Я мечтаю, чтобы наш класс…
Анализ ответов обучающихся показал, что для них во взаимоотношениях с одноклассниками важны: доброта, поддержка, честность, справедливость, дружба и готовность ребят прийти на помощь.
Таким образом, использование видеороликов и видеофильмов позволило воспитателю наглядно и доступно продолжать развивать у обучающихся с ОВЗ объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения героев фильма, постепенно приучая их к оценке поведения одноклассников и самооценке в повседневной жизни.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что есть фильмы, которые надо посмотреть в детстве, как и книги, которые обязательно надо прочитать в детстве. А если этого не сделать — душа так и не разовьётся.
Литература:
- Л. М. Баженова «Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей»: Москва «Русское слово», 2011.
- http://bibliofond.ru
- https://infourok.ru