Библиографическое описание:

Макеева И. А. Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1329/ (дата обращения: 12.12.2017).

На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Масштабность и острота социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Осуществление гражданского воспитания приобретает особую значимость, когда речь идет о детях-сиротах, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни [1].

Проблема возникновения, организации деятельности и использования школьных музеев в воспитательном процессе рассматривается в ряде работ отечественных исследователей[2,3,4,5].

Целью создания и деятельности школьного музея, является формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям, всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей. Музей должен стать центром открытого образовательно-воспитательного пространства образовательного учреждения (детского дома).

Выделяют пять основных признаков школьного музея, которые применимы и к условиям функционирования музея в детском доме[6].

Во-первых, основным признаком любого музея, в том числе и школьного, является наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Фонды музея - это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности, состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.

Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующих профилю музея. Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников - копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

Собрание музейных предметов классифицируется, прежде всего, по основным типам музейных источников. Вещевые источники могут быть чрезвычайно разнообразны – к ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства, оружие и военное снаряжение (знамена, ордена), нумизматический материал; предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно - прикладного искусства и т.д.

Следующую группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники, которые делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства – живопись, графику, гравюры, рисунки, скульптуру и т.д., выполненные в различных жанрах и в различной технике. Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии, которые рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие - об учениках прошлых лет, педагогах.

Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, дипломы, грамоты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д. В современных музеях, в том числе и школьных, создаются медиатеки, основное назначение которых заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.

В музе детского дома могут быть представлены все виды источников в той или иной степени. Пополнение фондов музея детского дома происходит разными путями: организуются поисково-исследовательские экспедиции – воспитанники совместно с педагогами выезжают в районы области и за ее переделы (в летнее и каникулярное время); экспонаты приносят в дар музею; воспитанники изготавливают экспонаты сами в производственных мастерских (столярные изделия, изделия из бересты, кружева и др.).

В музеях создаются музейные каталоги - перечни фондовых предметов, а так же различные классификаторы - алфавитные, именные, тематические, отраслевые и др. К ним прилагаются картотеки, в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам. Школьные музеи имеют, как правило, музейные каталоги упрощенного образца, поскольку их фонды незначительны.

Во-вторых, каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы; материалы экспозиции выставляются в определенной системе – в соответствии с логикой разделов музея [7].

Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, т.к. она включает часто единственные в своём роде документы и предметы, однако, структура экспозиции традиционна. Первичной, основной ячейкой экспозиции является музейный экспонат – предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс, несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс – музейный раздел; разделы, в свою очередь, составляют музейную экспозицию в целом.

Экспозиция формируется в соответствии с двумя ведущими принципами: историко-хронологическим, предполагающим такую структуру экспозиции, при которой каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса; и тематическим в соответствии, с которым музейные материалы подбираются в каждом разделе в соответствии с темой, причём внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке [8]. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу.

Порядок размещения частей в экспозиции обуславливает экспозиционный маршрут определяющий последовательность осмотра экспозиции. Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). При построении экспозиции важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, все экспонаты должны иметь описания и аннотации.

Как правило, экспозиция школьного музея является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную, социально-значимую деятельность, фактором организации личностно ориентированного воспитания, и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции гражданского воспитания.

В-третьих, музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций, что, безусловно, не должно ущемлять интересы и ухудшать условия проживания детей.

В-четвертых, обязательным условием функционирования школьного музея является наличие постоянного актива учащихся (Совет музея), способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе собранных материалов. Следует отметить, что в условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Необходимо осуществлять подготовку экскурсоводов из числа воспитанников, при этом важно учитывать, что проведение экскурсии должно быть результатом поисковой, исследовательской, фондовой, экспозиционной работы, а не механического заучивания текста.

В-пятых, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства, то есть должна быть сформирована достаточно устойчивая система взаимодействия детского дома с образовательными, социально-культурными учреждениями, осуществляющими музейную деятельность.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры [9]. Базовыми для осуществления гражданского воспитания детей-сирот могут выступать музеи следующих профилей.

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению истории детского дома.

Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, героями, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений этнографии и декоративно-прикладного искусства.

Музеи вводят посетителей в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе, способствуют дальнейшему профессиональному выбору воспитанников.

Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были воспитанниками детского дома или родившихся и живших в данной местности; способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).

Школьные музеи могут осуществлять свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. В результате у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными источниками, воспитанники получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России. Следовательно, музей содействует поддержанию связи поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б.Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У.Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками[10]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения.

Создать школьный музей, обеспечить выполнение им образовательно-воспитательных и охранных функций можно лишь при условиях достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия – музейных предметов.

Таким образом, школьный музей – это структурное подразделение детского дома, способствующее реализации задач по воспитанию, развитию, социализации подрастающего поколения; центр поисковой, исследовательской, творческой, социально-культурной деятельности, гражданского воспитания детей-сирот.


Литература:

  1. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / Под ред. Т. В. Лисовской. Мн.: НИО, 2007. –216 с.

  2. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. – 112 с.

  3. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

  4. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы / Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. – 340 с.

  5. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. М.: Наука, 1990. – 261 с.

  6. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006

  7. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб.пособие. М.: Академический проект, 2004. –560 с.

  8. Поляков Т.П. Как делать музей? ( О методах проектирования музейной экспозиции): учеб.пособие для студентов и аспирантов. М.: Высшая школа,1996.–253 с.

  9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб.пособие. М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

  10. Зеленко А.У. Школьныймузей. М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детского дома, школьного музея, деятельности музея, гражданского воспитания, музейной деятельности, музея детского дома, деятельности школьного музея, музейных предметов, деятельности музея детского, музея должны, признаков школьного музея, фондов музея детского, гражданского воспитания детей-сирот, деятельности музея должны, осуществления гражданского воспитания, экспозиция школьного музея, функционирования школьного музея, спецификой деятельности музея, актива школьного музея, школьного музея дети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос