Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1329/ (дата обращения: 27.10.2024).

На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Масштабность и острота социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Осуществление гражданского воспитания приобретает особую значимость, когда речь идет о детях-сиротах, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни [1].

Проблема возникновения, организации деятельности и использования школьных музеев в воспитательном процессе рассматривается в ряде работ отечественных исследователей[2,3,4,5].

Целью создания и деятельности школьного музея, является формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям, всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей. Музей должен стать центром открытого образовательно-воспитательного пространства образовательного учреждения (детского дома).

Выделяют пять основных признаков школьного музея, которые применимы и к условиям функционирования музея в детском доме[6].

Во-первых, основным признаком любого музея, в том числе и школьного, является наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Фонды музея - это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности, состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.

Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующих профилю музея. Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников - копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

Собрание музейных предметов классифицируется, прежде всего, по основным типам музейных источников. Вещевые источники могут быть чрезвычайно разнообразны – к ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства, оружие и военное снаряжение (знамена, ордена), нумизматический материал; предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно - прикладного искусства и т.д.

Следующую группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники, которые делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства – живопись, графику, гравюры, рисунки, скульптуру и т.д., выполненные в различных жанрах и в различной технике. Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии, которые рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие - об учениках прошлых лет, педагогах.

Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, дипломы, грамоты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д. В современных музеях, в том числе и школьных, создаются медиатеки, основное назначение которых заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.

В музе детского дома могут быть представлены все виды источников в той или иной степени. Пополнение фондов музея детского дома происходит разными путями: организуются поисково-исследовательские экспедиции – воспитанники совместно с педагогами выезжают в районы области и за ее переделы (в летнее и каникулярное время); экспонаты приносят в дар музею; воспитанники изготавливают экспонаты сами в производственных мастерских (столярные изделия, изделия из бересты, кружева и др.).

В музеях создаются музейные каталоги - перечни фондовых предметов, а так же различные классификаторы - алфавитные, именные, тематические, отраслевые и др. К ним прилагаются картотеки, в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам. Школьные музеи имеют, как правило, музейные каталоги упрощенного образца, поскольку их фонды незначительны.

Во-вторых, каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы; материалы экспозиции выставляются в определенной системе – в соответствии с логикой разделов музея [7].

Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, т.к. она включает часто единственные в своём роде документы и предметы, однако, структура экспозиции традиционна. Первичной, основной ячейкой экспозиции является музейный экспонат – предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс, несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс – музейный раздел; разделы, в свою очередь, составляют музейную экспозицию в целом.

Экспозиция формируется в соответствии с двумя ведущими принципами: историко-хронологическим, предполагающим такую структуру экспозиции, при которой каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса; и тематическим в соответствии, с которым музейные материалы подбираются в каждом разделе в соответствии с темой, причём внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке [8]. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу.

Порядок размещения частей в экспозиции обуславливает экспозиционный маршрут определяющий последовательность осмотра экспозиции. Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). При построении экспозиции важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, все экспонаты должны иметь описания и аннотации.

Как правило, экспозиция школьного музея является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную, социально-значимую деятельность, фактором организации личностно ориентированного воспитания, и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции гражданского воспитания.

В-третьих, музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций, что, безусловно, не должно ущемлять интересы и ухудшать условия проживания детей.

В-четвертых, обязательным условием функционирования школьного музея является наличие постоянного актива учащихся (Совет музея), способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе собранных материалов. Следует отметить, что в условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Необходимо осуществлять подготовку экскурсоводов из числа воспитанников, при этом важно учитывать, что проведение экскурсии должно быть результатом поисковой, исследовательской, фондовой, экспозиционной работы, а не механического заучивания текста.

В-пятых, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства, то есть должна быть сформирована достаточно устойчивая система взаимодействия детского дома с образовательными, социально-культурными учреждениями, осуществляющими музейную деятельность.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры [9]. Базовыми для осуществления гражданского воспитания детей-сирот могут выступать музеи следующих профилей.

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению истории детского дома.

Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, героями, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений этнографии и декоративно-прикладного искусства.

Музеи вводят посетителей в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе, способствуют дальнейшему профессиональному выбору воспитанников.

Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были воспитанниками детского дома или родившихся и живших в данной местности; способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).

Школьные музеи могут осуществлять свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. В результате у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными источниками, воспитанники получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России. Следовательно, музей содействует поддержанию связи поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б.Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У.Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками[10]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения.

Создать школьный музей, обеспечить выполнение им образовательно-воспитательных и охранных функций можно лишь при условиях достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия – музейных предметов.

Таким образом, школьный музей – это структурное подразделение детского дома, способствующее реализации задач по воспитанию, развитию, социализации подрастающего поколения; центр поисковой, исследовательской, творческой, социально-культурной деятельности, гражданского воспитания детей-сирот.


Литература:

  1. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / Под ред. Т. В. Лисовской. Мн.: НИО, 2007. –216 с.

  2. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. – 112 с.

  3. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

  4. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы / Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. – 340 с.

  5. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. М.: Наука, 1990. – 261 с.

  6. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006

  7. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб.пособие. М.: Академический проект, 2004. –560 с.

  8. Поляков Т.П. Как делать музей? ( О методах проектирования музейной экспозиции): учеб.пособие для студентов и аспирантов. М.: Высшая школа,1996.–253 с.

  9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб.пособие. М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

  10. Зеленко А.У. Школьныймузей. М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, музей, музейная деятельность, подрастающее поколение, предмет, гражданское воспитание, деятельность музея, дом, научно-вспомогательный материал, основной фонд.

Похожие статьи

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ

Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Похожие статьи

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ

Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников